Interfax-Russia.ru – Платная дорога между двумя российскими столицами должна пройти в районе Химкинского леса. Трасса уже разделила москвичей: одни хотят дорог без пробок, другие - чистого воздуха.
Казалось бы, что может быть приятней, чем поставить палатку где-нибудь в лесу и наслаждаться природой и прохладой? Однако нынешнее противостояние в Химкинском лесу выдалось на редкость жарким. И палатки защитников этого леса стоят там совсем не для удовольствия.
Идее соединить Москву и Санкт-Петербург самым коротким путем, наверное, столько же лет, сколько эти два города сосуществуют вместе. По широко распространенной версии, император Николай Первый план будущей железной дороги между двумя столицами прочертил ровно по линейке.
Историки считают эту версию анекдотом: ведь тогда тоже шли серьезные консультации. Неизвестно кто прав: молва или ученые, но длина железнодорожной ветки действительно лишь незначительно превышает кратчайшее расстояние между двумя городами. Чего нельзя сказать об автодороге.
В 2004 году Минтранс предложил построить платную автомагистраль между двумя столицами. На выезде из Москвы она будет иметь десять полос, в самой узкой части (Новгородская область) – шесть. Эта магистраль должна на 50 км сократить существующий вариант – автодорогу М-10 "Россия" (Москва – Санкт-Петербург). В рамках трассы появится новый скоростной подъезд к аэропорту "Шереметьево", а также к городам Химки, Долгопрудный и Зеленоград. Он, по планам "Росавтодора", должен серьезно разгрузить транспортные потоки.
Однако планом строительства трассы возмущены экологи. При всех вышеперечисленных удобствах трасса должна проходить через территорию Химкинского леса. Дубрава площадью в 1000 га входит в лесозащитный пояс Москвы. Именно он, по мнению специалистов, оказывает значительное влияние на экологическую и климатическую ситуацию в столице, не говоря уже о ее пригородах.
Дубравы Химкинского леса уже несколько лет являются источником громких скандалов. Так, страсти по поводу пресловутой трассы разгорелись еще в 2006 году, когда власти Подмосковья выделили участки шириной до 3 км в каждую сторону от дороги под транспортную и логистическую инфраструктуру. Впрочем, в 2009 году указом губернатора Подмосковья Бориса Громова эту территорию все же ограничили 100 метрами.
Другой громкий скандал связан с тем, что в конце 2008 года неизвестные избили главного редактора "Химкинской правды" Михаила Бекетова. Он получил множество ранений, попал в кому, вышел из не, но до сих пор не может говорить. Многие связывают это нападение с критическими статьями в адрес властей Химок, ранее способствовавших строительству платной трассы "Москва - Санкт-Петербург".
В последние дни борьба против строительства автотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом разгорелась с новой силой. Вырубка леса для этих целей началась со стороны аэропорта "Шереметьево" в конце мая, но только в середине июля она получила информационный резонанс.
По сообщениям участников движения "В защиту Химкинского леса", работу на территории леса проводила некая организация без предъявления так называемых порубочных билетов. В городах они были раньше нужны для того, чтобы ликвидировать дерево, находящееся в "аварийном" состоянии, или для проведения санитарной обрезки деревьев. По мнению экологов, данное правило распространяется и на лес, который входит в лесозащитный пояс Москвы.
Правда, в этом случае есть одно "но": в ноябре 2009 года правительство РФ своим решением перевело около 144,88 га леса из категории лесных земель в земли промышленного и другого функционального пользования для строительства автодороги. Разрешение на вырубку а этом случае дает "Росавтодор".
Защитники леса не согласны с самим фактом передачи земель. По их мнению, пока есть альтернативные варианты трассы (среди которых они называли, в частности, строительство метро до Шереметьево или подземный тоннель) перевод леса в другую категорию незаконен. Но суд не встал на их сторону.
В "Росавтодоре" Interfax-Russia.ru сообщили, что генеральный подрядчик работ "ООО ПО "Теплотехник" приступило к выполнению работ 29 мая 2010 года, действуя в соответствии с действующим законодательством имея все необходимые документы". Кроме того, как отмечено в сообщении ведомства "с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1 января 2007 года для ведения рубки древесных насаждений выдача порубочных билетов не требуется. Рубка лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, осуществляется на основании лесных деклараций (статья 25 Лесного кодекса), а для рубки насаждений, расположенных на землях промышленности и иного специального назначения, данная лесная декларация не оформляется".
В мае защитники Химкинского леса уже останавливали работу в лесу. Тогда прогнать рабочих, проводивших геодезические работы, удалось с помощью милиции. Теперь чтобы разогнать "лесорубов", правоохранительные органы даже не понадобились. Рабочие сами сбежали при появлении группы защитников леса. Конфликт возник только с охранниками площадки (представителями обычного ЧОПа), на которой происходила вырубка. Дело дошло даже до драки, но никто в итоге не пострадал. Спустя день, по сообщениям экологов, на лидера защитников Евгению Чирикову напал неизвестный. Он скрылся на машине с петербургскими номерами, лидер движения не пострадала.
Защитники подчеркивают, что сейчас у них есть серьезный юридический аргумент против строительства трассы через лес. "Должна была быть процедура согласования с областным правительством проекта вырубки и строительства. Ее не было. Сейчас мы в связи с этим подали в Генпрокуратуру", - подчеркивает лидер движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова.
Позицию защитников леса поддержал и Гринпис России. Эксперт организации Михаил Крейндлин заявил, что вырубка без документов незаконна, и в связи с этим уже отправлен запрос в прокуратуру Московской области и Генпрокуратуру. По мнению Крейндлина, люди, вырубавшие лес, должны быть привлечены к уголовной ответственности.
Ситуацию вокруг Химкинского леса взяла на контроль прокуратура Московской области. Такое распоряжение дал ее руководитель Александр Мохов.
Впрочем, в ФГУ "Дороги России" отстаивают законность возводимой федеральной трассы. Там, в частности, сообщили, что все мероприятия по подготовке к строительству платной магистрали Москва-Санкт-Петербург идут в полном соответствии с законодательством РФ.
"Мы будем продолжать действовать в рамках законодательства и стараться избегать конфликтных ситуаций", - говорится в сообщении и.о. главного директора ФГУ Андрея Журавлева. Все взятые обязательства будут исполнены в установленные сроки, отмечалось там же. Наличие всех документов подтверждает и генподрядчик.
Чтобы аргументы не оставались только юридическими, защитники леса решили пойти на более радикальные меры. "Ночью мы забаррикадировали лагерь и въезд в него, чтобы техника не прошла. Какие бы документы они ни показали, они все равно не будут лес рубить", - сказала Евгения Чирикова "Интерфаксу". По словам экологов, до этого охранники гоняли их молотками, а затем начали вытеснять с площадки самодельными деревянными заграждениями.
Отступать защитники не намерены. Даже если застройщики предъявят им разрешительные документы, палаточный лагерь и заграждения останутся стоять до решения прокуратуры – нарушений закона, по мнению экологов, и так слишком много.
Защитники леса считают, что не все еще потеряно: один из источников финансирования - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - весной приостановил свое участие в проекте, поскольку как раз таки не одобрил экологическую экспертизу. Экологи даже предполагают, что транспортный коллапс на Ленинградке был искусственно "приурочен" к приезду делегации банка в Москву: чтобы решение по финансированию строительству новой трассы все-таки приняли.
Уверены в своей правоте и подрядчики. По их мнению, в течение ближайших недель проблема разрешится мирным путем – работы на участке должны быть завершены уже к началу осени.
"От дороги никуда не деться. Появление ее, по моему мнению, вопрос времени, - сообщил Interfax-Russia.ru сотрудник агентства политической информации "Сфера" Семен Вележев. – Все-таки это федеральный проект, и ее собирались строить уже давно. Другое дело, что за это время можно было снизить эмоциональный накал противостояния. Сейчас обе стороны, как это ни парадоксально, нашли компромисс – и тем, и другим выгодно пока стоять. На тех, кто строит, будет работать время и расчет, что тема вскоре "приестся", станет никому не интересной, а защитников "утешит" сам факт того, что с юридической точки зрения они правы, и пока строительство приостановлено".
Интересно, что москвичи и жители Подмосковья воспринимают противостояние в Химкинском лесу неоднозначно. Это доказывают комментарии на многочисленных форумах.
Одни хотят дышать чистым воздухом (на это и делают упор экологи) и готовы встать в ряды защитников леса. По сообщениям самих экологов, это как раз и происходит - жители близлежащих районов переезжают в палаточный лагерь.
Другие считают, что имеют право на дороги без пробок. Комментируя событие, они советуют защитникам леса посадить хотя бы по одному деревцу у себя во дворе.
Впрочем, хорошо чтобы это противостояние так и осталось лишь виртуальным.
Обозреватель Алексей Максимович