Interfax-Russia.ru – Сразу три подростка за два дня покончили жизнь самоубийством. Детский омбудсмен назвал сложившуюся в России ситуацию с детскими суицидами чрезвычайной.
Одна из трагедий произошла вечером 7 февраля. Сообщение об обнаружении около одного из домов по улице Чайковского города Лобни Московской области тел двух школьниц поступило в полицию около десяти часов вечера.
По данным ряда СМИ, погибшие - Лиза Пецыля и Настя Королева - спрыгнули с крыши 16-этажного жилого дома потому, что боялись, что их накажут за то, что они две недели прогуливали занятия в школе. В предсмертных записках они написали, что предпочитают умереть, чтобы не выслушивать порицания.
По словам очевидцев, девушки сначала что-то прокричали, а затем, взявшись за руки, шагнули вниз... Прибывшие на место трагедии медики уже ничем не могли им помочь.
Школьницы жили в одном подъезде и дружили с первого класса, проводя все время вместе. Как выяснила "Комсомольская правда", девушки играли в рок-группе в местном ДК "Чайка", иногда участвуя и в школьных концертах. Знакомые вспоминают, что одной из любимых групп Насти и Лизы была "Ария".
Одна из Настиных подруг вспоминает, что несколько дней назад девушка жаловалась, что очень устала: "Неделю назад мы встретились на улице. Я спросила: "Как дела?", Настя ответила, что очень устала от школы, все на нее давят... И сказала, что не хочет жить. Я ей начала приводить примеры из своей жизни - вот, мол, у меня папа умер, и я держусь, значит, и ты сможешь".
Накануне гибели на своей страничке в социальной сети Настя написала: "Ненавижу фразу "А если твои друзья с 9 этажа прыгать пойдут, ты тоже пойдешь?" Да, пойду, что мне без друзей делать???".
А ее последняя запись была такой: "Мы волки - свободная стая. Мы волки - друзей не бросаем. Мы волки и трусость караем. Мы волки - людей презираем. Мы волки - в бою погибаем. Мы волки - на ветер слова просто так не бросаем".
Вместе с тем одноклассники погибших утверждают, что у девушек не было конфликтов с учителями. По мнению их знакомых, инициатором самоубийства выступила Настя. Она в последнее время часто пропускала занятия в школе и говорила о суициде. Лиза, вероятно, спрыгнула с крыши "за компанию".
"Они часто прогуливали уроки. Лиза всегда была спокойной девочкой, никогда не говорила о самоубийстве. А вот Настя - более боевая, спортивная, училась не очень. Мне кажется, что инициатором того, что они сделали, была все-таки Настя...", - рассказала одна из одноклассниц девушек.
По факту двойного самоубийства следственные органы СК РФ по Московской области возбудили уголовное дело по ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства).
В свою очередь уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов поручил уполномоченному по правам ребенка в Московской области Валерии Андреевой выяснить все обстоятельства трагедии. "Необходимо выяснить, что подтолкнуло детей совершить страшный поступок", - заявил детский омбудсмен, отметив, что "детские суициды стали бедой нашего времени".
По данным Андреевой, обе девушки учились в школе N8 Лобни. Учителя положительно отзывались о погибших подростках. Одна из девушек жила в неполной семье, однако постоянно поддерживала отношения с отцом. Родителей обоих погибших подростков на работе также оценивают положительно.
Еще одна трагедия произошла вечером 8 февраля в Москве. Как сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах, 14-летний подросток выбросился из окна своей квартиры на 12 этаже дома на по Варшавскому шоссе.
Мальчик свел счеты с жизнью после ссоры с отцом. Отца вызвали в школу и обвинили подростка в краже мобильных телефонов у его одноклассников. После посещения школы у отца с сыном состоялся разговор, после которого подросток заперся в своей комнате, открыл окно и выпрыгнул.
В комнате погибшего следователи обнаружили предсмертную записку. Следственные органы Главного следственного управления по Москве по факту смерти 15-летнего москвича возбудили уголовное дело по ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства).
После двойного самоубийства в Лобне и суицида в Москве уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка в очередной раз раскритиковал организацию профилактики суицидов среди несовершеннолетних в нашей стране. По его данным, по числу самоубийц в возрасте 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одну из лидирующих позиций в мире.
В нашей стране на 100 тыс. детей приходится 19,8 суицидов. В последние годы частота самоубийств среди 10-14-летних колеблется в пределах от 3 до 4 случаев на 100 тыс. В свою очередь ежегодно кончают жизнь самоубийством 19-20 россиян на каждые 100 тыс. в возрасте 15-19 лет, что превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории в 2,7 раза. В среднем в России ежегодно кончают с собой более 200 детей и 1,5 тыс. подростков.
Детский омбудсмен ранее уже докладывал президенту России о складывающейся ситуации с подростковыми суицидами, подчеркивая, что необходимо принять комплексную программу по психическому здоровью подростков.
"Необходимо обратить внимание на работу психолого-псиахитрической службы. Ведь в каждом регионе есть главный детский психиатр, который должен вести работу, в том числе и по профилактике суицидов среди несовершеннолетних", - считает Астахов.
Уполномоченный подчеркнул, что отвечает за профилактику суицидов министерство здравоохранения и социального развития. "Но любая профилактическая работа должна начинаться с точной оценки ситуации и честных цифр. Минздрав же занижает цифры, его статистика серьезно расходится с данными Росстата. Попытки суицида в большинстве случае не фиксируются, а сами факты самоубийства преподносятся как несчастные случаи: "случайно упал с крыши", "случайно выпил слишком много лекарств". Давно пора посмотреть правде в глаза. По нашим данным, в России ежегодно происходит 4 тыс. попыток самоубийства среди подростков", - заявил детский омбудсмен.
Причинами суицидов в большинстве случаев становятся конфликты со сверстниками и друзьями, неудачи в учебе, низкий уровень школьной адаптации, бестактное поведение педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями, боязнь ЕГЭ и низкий уровень его сдачи, отмечал Астахов.
При этом, по его словам, детям порой просто не к кому обратиться за помощью. "Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок. При такой тяжелой ситуации 65% школ не имеют в своем штате психологов", - говорит уполномоченный.
Омбудсмен напоминает, что ребенок, находящийся в критической ситуации, не может помочь себе сам: "Для этого нужны профессионалы – психологи. На базе школ можно также создавать службы примирения и медиации - это не западное новшество, а насущная необходимость. В эти службы могут войти преподаватели, родители, ученики, пользующиеся авторитетом в школе".
Решать проблему детских суицидов Астахов предлагает на государственном уровне. "Минздрав и Минобр должны срочно принимать программы, направленные на борьбу с самоубийствами несовершеннолетних. Наше государство не может позволить себе не обращать внимание на такое количество самоубийств. Продолжающиеся суициды требуют принятия экстренных мер на уровне правительства!" - требует уполномоченный.
По его словам, каждый суицид нужно расследовать максимально тщательно, выяснять, что послужило причиной такого поступка: семейная ситуация, проблемы в школе, конфликт с одноклассниками… "Дети, попадая в кризисную ситуацию, не могут оставаться со своими проблемами один на один. Им должно помогать все общество, а главное – профессионалы – психологи и психиатры, без которых профилактическую работу не наладить!" - считает Астахов.
О необходимости принятия государственной программы профилактики суицидов еще в прошлом году заявлял руководитель отдела Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Борис Положий.
По его словам, в нашей стране высок уровень самоубийств из-за "невежества" родителей, которое не обращается к психологам, если их ребенок ведет себя "неадекватно", а также из-за современных проблем общества - нетерпимости, равнодушия, девальвации ценности человеческой жизни и жестокости.
"Нужна государственная программа предупреждения суицидов. В тех странах, где она принята, было зафиксировано существенное снижение. Но она действенна только тогда, когда санкционируется, контролируется и финансируется государством. Это комплексная работа систем образования, внутренних дел, здравоохранения, армии, психологов, социологов", - заявил он на пресс-конференции.
По мнению Положего, такую программу можно разработать за один год, через два года ее может принять правительство, а через пять лет она принесет уже первые результаты.
Обозреватель Анастасия Николаева