Центр / Точка зрения 24 января 2013 г. 18:23

Убил за взгляд

Interfax-Russia.ru – Предполагаемый убийца пятилетнего Богдана Прахова расправился с ним из-за "недоброго" взгляда. На счету подозреваемого уже есть покушение на ребенка.

Трагедия произошла 19 июня 2012 года на окраине деревни Грибово (Владимирская область). Мужчина похитил пятилетнего Богдана Прахова с территории садоводческого товарищества "Мир". Утром следующего дня тело мальчика с признаками насильственной смерти обнаружили в лесопосадке.

Уголовное дело возбудили по п."в" ч.2 ст.105 (убийство малолетнего) и п."д" ч.2 ст.126 УК РФ (похищение человека, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего). Эксперты выяснили, что гибель мальчика наступила в результате черепно-мозговой травмы.

Также со слов 9-летнего мальчика, ставшего очевидцем похищения, был составлен фоторобот предполагаемого убийцы. Его поиски велись не только на территории Владимирской области, где было совершено преступление, но и в соседней Московской области. За содействие в поимке убийцы была объявлена награда. Расследование дела под личный контроль взял губернатор Владимирской области Николай Виноградов и председатель СК РФ Александр Бастрыкин.

4 августа 2012 года в правоохранительные органы Твери обратился мужчина, который написал явку с повинной и сознался в убийстве Богдана. 30-летний уроженец Амурской области Дмитрий Семенов ранее был судим за убийство и недавно освободился из мест лишения свободы.

Он рассказал, что после совершенного преступления, пытаясь скрыться от правоохранительных органов, в основном перемещался параллельно крупным трассам и по лесным массивам. В Москве он прибился к группе бомжей, которые посоветовали ему пожить в реабилитационном центре. Воспользовавшись предложением, Семенов на некоторое время получил кров и еду.

Из Москвы он отправился в Санкт-Петербург, однако в районе Твери его задержали сотрудники полиции, которые решили проверить его на причастность к краже, совершенной во Владимирской области. После доставления в отдел полиции Семенов дал показания о совершенном убийстве.

Вместе с тем вся картина произошедшего была основана лишь на словах подозреваемого, поэтому показания Семенова тщательно перепроверили. В ходе проверки, в том числе после повторной экспертизы ДНК и допросов свидетелей, причастность мужчины к громкому преступлению не подтвердилась.

Поскольку преступление не удалось раскрыть по горячим следам, следователи и оперативные службы в кропотливо отрабатывали основные версии убийства.

На основе показаний свидетелей уточнили фоторобот и сформировали психологический портрет предполагаемого преступника. Также в ходе расследования уголовного дела применялись современные методики, на основе которых провели более 60 экспертиз.

Кроме того, провели анализ записей видеорегистраторов и телефонных соединений в месте совершения преступления. Криминалисты центрального аппарата СК РФ исследовали одежду ребенка буквально по миллиметрам, чтобы найти биологические следы предполагаемого преступника. Главное управление криминалистики СК РФ провело свыше 10 тысяч генетических исследований биологических образцов, после чего специалисты получили данные, позволяющие идентифицировать личность преступника.

Всего за время следствия опросили свыше 20 тыс. человек, в том числе ранее судимых за преступления против личности и половой неприкосновенности, состоящих на психиатрическом, наркологическом учете, а также лиц, склонных к совершению противоправных действий.

Предполагаемого убийцу пятилетнего мальчика вычислили спустя полгода. По результатам проведенной сравнительной экспертизы ДНК подозреваемого совпало с биологическими образцами, изъятыми с одежды убитого ребенка. Сведения о совпадении генотипа и иные данные, собранные по уголовному делу, послужили основанием для задержания жителя города Петушки инвалида 2-ой группы по психическому заболеванию 35-летнего Сергея Козлова.

Подозреваемого задержали в середине января. При этом в поле зрения полиции он попал еще в августе прошлого года – именно тогда у мужчины были изъяты биологические образцы для сравнительного исследования.

После того, как Козлов дал признательные показания, следователи проверили их в инсценированных условиях. В ходе следственных действий он подробно рассказал об обстоятельствах совершенного преступления.

По его словам, днем 19 июня 2012 года он гулял в районе деревни Грибово. Там он увидел двух мальчиков, которые, как ему показалось, зло на него смотрели и насмехались. Не контролируя свои действия, он ударил старшего мальчика, а затем схватил младшего, побежал с ним в сторону лесного массива и убил ребенка. Показания Козлова подтвердились собранными материалами уголовного дела.

По ходатайству следственных органов СК РФ по Владимирской области 18 января суд заключил психически больного Козлова под стражу. А 24 января на основе комплекса собранных доказательств ему предъявили обвинение в похищении и убийстве Богдана Прахова.

Правда, несовершеннолетний свидетель не опознал в обвиняемом человека, совершившего похищение Богдана. Однако специалисты в области детской психиатрии утверждают, что этому есть объективное объяснение. С учетом стрессового состояния и особенностей детской памяти 9-летний мальчик мог плохо запомнить черты лица Козлова. Это подтверждается и неполным соответствием фоторобота, составленного со слов очевидца.

Кроме того, за время следствия мальчик в общей сложности увидел более 500 человек, которых приводили на опознание. В этой связи у него, по мнению экспертов, вполне закономерно произошло трансформированное смешение памяти о внешности похитителя.

Впрочем, отмечают в СК РФ, результаты опознания не являются решающими для дальнейшего уголовного преследования Козлова. Ведь то, что именно он похитил Богдана, подтвердила экспертиза.

К тому же выяснилось, что это не первое нападение Козлова на детей. Установлено, что в январе 1995 года в городе Петушки он беспричинно напал на 8-летнего мальчика, катавшегося на горке, толкнул его в снег, а затем нанес ножевое ранение в область спины.

И хотя следователи установили причастность Козлова к совершению противоправных действий в отношении малолетнего ребенка, уголовное преследование прекращено из-за признания Козлова невменяемым.

С 1985 по 2005 годы он состоял на диспансерном учете и находился под наблюдением психиаторов. Однако в связи со стабилизацией самочувствия и адаптированностью в обществе был снят с учета. В дальнейшем он эпизодически самостоятельно обращался к медицинским специалистам по поводу сильных головных болей и низкого артериального давления.

Впрочем, расследование убийства пятилетнего владимирского мальчика еще не завершено. В ближайшее время следствие должно проверить показания обвиняемого об обстоятельствах совершенного преступления. Кроме того, Козлову предстоит пройти обследование в условиях стационарной клиники, чтобы оценить его психическое состояние.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".