Interfax-Russia.ru - В Белгородской области узаконили возрождение родовых поместий, чтобы поднять деревню. Правда, новоявленные помещики рискуют попасть под крыло сомнительных организаций.
Открыть свой род
Почти триста лет назад в 1714 году указом царя Петра Первого о единонаследии в России была официально узаконена практика передачи поместий по наследству. Именно с этих пор ведут отсчет своего существования родовые поместья. До этого далеко не все земли, дарованные государем, можно было оставлять детям и внукам – после смерти служивых людей земля, зачастую, отходила обратно государству.
"Помещичество" в чистом виде просуществовало ровно два века. Большевики уничтожили его как класс, мешавший развитию деревни. Как это ни парадоксально, но в начале ХХI века в российских регионах традицию родовых поместий хотят вернуть, чтобы наоборот "поднять деревню" на новый уровень.
Так, например, Белгородская область на сегодняшний день является единственной в России, где принят закон о родовых усадьбах. Такую инициативу поддержали местные парламентарии в феврале нынешнего года, и утвердил губернатор Евгений Савченко.
Как было написано в пояснительной записке к закону, возрождение (либо воссоздание сохранившихся) родовых усадеб позволит обеспечить экологически чистые технологии ведения хозяйства, поспособствует сохранению народных промыслов и ремесел, а также развитию культурно-познавательного туризма в регионе. Что, в конечном счете, должно позитивно сказаться на его уровне жизни.
Проще говоря, после перестройки и развала СССР в сельском хозяйстве начался спад, который лишь усилил разрыв между городом и деревней. Усиленная миграция в города поставила многие поселения на грань выживания. Кроме того, по сравнению с городскими, большая часть деревенских жителей была серьезно обделена как в социальном (медицина, школы), так и в экономическом (зарплата, торговля, быт) плане.
Новый закон пообещал новоявленным помещикам различные преференции и налоговые льготы. Помещичьи угодья действуют уже в нескольких районах области.
"Во-первых, закон о родовых поместьях позволит на льготных условиях получить землю под строительство домов и надворных построек. Во-вторых, районные власти помогут наладить инфраструктуру. В-третьих, обладминистрация обещает включить поселенцев в региональные проекты по созданию рекреационных зон, развитию сельского туризма и семейных ферм", - признался представитель старооскольской инициативной группы Николай Никитин "Российской газете".
Правда, пока, по его словам, есть некоторые затруднения. "В Белгородской ипотечной корпорации должны были до 1 августа определиться с реализацией программы, но необходимая документация до них пока не дошла, - сожалеет Никитин, но тут же поправляется. – Думаю, ситуация изменится уже в ближайшие недели".
Появление родовых поместий гарантирует еще и новые рабочие места, что должно благоприятно сказаться на социальном положении сельчан.
Кстати, поднимать экономику деревень за счет превращения их в совокупность родовых поселений хотят и в других федеральных округах. Правда, там "заводилой" выступает местный бизнес. Так, например, в Ленинградской области одна из крупных компаний загородной недвижимости устроила конкурс проектов по созданию родового поместья, которое впоследствии должно приносить прибыль. Победители получат возможность реализовать свой проект на одном из крупных участков.
Кстати, та же питерская компания безо всякой госинициативы предоставляет родовые поместья в несколько гектаров по цене нескольких соток в коттеджном поселке. И, кроме того, проводит обучающие семинары по пользованию этими самыми поместьями.
Слияние с природой
Казалось бы, лучшего ребрендинга деревни, чем возвращение к основам аристократии и дворянства, придумать трудно. Тем более, что родовые поместья есть уже в Астраханской области, Ставропольском и Алтайском краях. Осталось только узаконить их на федеральном уровне. Однако, тут у государства имеется конкурент, не столько в экономическом, сколько в ментальном плане.
Дело в том, что почти идентичную идею создания родовых поместий (экология, развитие, социум) активно внедряет писатель Владимир Мегре, автор серии "Звенящие кедры России". Все бы ничего, но, как утверждают специалисты, своих книгах он признается, что якобы вошел в контакт с таежной отшельницей Анастасией, обладающей паранормальными способностями, которым, во-первых, можно обучить, а во-вторых, следует поклоняться. Существует даже целый культ Анастасии и с ним уже не раз за последние годы конфликтовала православная церковь.
Ведь люди в его героиню поверили, и стали даже использовать в качестве божества. Хотя сам писатель на суде, посвященном защите своих авторских прав, признался, что книги являются литературно-художественными – то есть, придуманными. Но на судьбу персонажа даже это признание повлияло мало.
Представители православной церкви с опаской относят "анастасиевцев" к оккультной неоязыческой секте. Пару лет назад с участием "Анастасии" даже разгорелся скандал.
Выяснилось, что родовые поместья в некоторых регионах будто бы строят не по канонам не дворянства и аристократизма, а… язычества. В конце 2008 года прокуратуре Ставропольского края пришлось даже провести проверку по поводу появления в регионе общины, поклоняющейся "богине Анастасии".
Дело в том, что правозащитники, священники и местные жители были обеспокоены появлением в станице Темнолесской и селе Ключевском Ставропольского края "секты", замаскированной под сельскохозяйственную общину.
Так, руководитель общественной организации "Северо-Кавказский правозащитный центр" Антон Скрынников рассказывал "Интерфаксу", что члены секты зарегистрировали свою общину как крестьянско-фермерское хозяйство "Смородина", скупив свыше 250 гектаров земли на окраине станицы Темнолесской, а также земли в селе Ключевском.
"Сектанты поклоняются некоей богине Анастасии, претворяя в жизнь идеологию Владимира Мегре, описанную им в книге "Анастасия". Они выкупают землю, на которой строят жилища, называя их родовыми поместьями", - сообщал Скрынников.
"Жители этого поселения не обеспечены ни газом, ни светом, ни питьевой водой. Они избегают традиционной медицины, занимаясь самолечением. Эти люди стремятся жить изолированно: въезд на их территорию запрещен с мотивировкой, что это их частная собственность", - отмечал правозащитник.
В свою очередь священник Ставропольской и Владикавказской епархии РПЦ, протоиерей Игорь Подоситников уверенно заявлял, что вышеописанная деятельность "характеризуется как сектантская", отметив, что подобные секты появляются и в других регионах России.
Однако известный в Ставропольском крае журналист, телеведущий Андрей Усольцев, являющийся членом крестьянско-фермерского хозяйства "Смородина" в беседе с "Интерфаксом" опроверг принадлежность членов хозяйства к какой-либо секте. "Это крестьянско-фермерское хозяйство, которое занимается выращиваем плодов. Секта подразумевает под собой поклонение какому-либо божеству с проведением обрядов. А у нас никаких других "обрядов" кроме как сельхозработ не проводится", - признался Усольцев.
Комментируя возможность переезда членов хозяйства в станицу Темнолесскую, собеседник агентства отмечал, что "фермерство подразумевает под собой частое нахождение на объекте". Однако, по его словам, люди станут переселяться на приобретенные в собственность земли только после подведения всех коммуникаций. "Стремление к тому, чтобы там были и свет, и газ, и вода, у нас есть, но в этом нам обязаны помочь местные органы власти", - сказал он.
Проверки не привели к каким-либо серьезным последствиям для "анастасиевцев". Даже недавний скандал, когда член общины совершила самосожжение в пригороде Геленджика, не поколебал ее устоев. Общественная организация "Звенящие кедры России" существует до сих пор, а его автор раздает интервью и советы по развитию приусадебного хозяйства, и заодно привлекая в свою организацию. Кстати, нововведение белгородцев он поддержал – хотя, разумеется, не имел к нему прямого отношения. Число последователей идеи поместий сейчас много. На сайте родовых поместий, подконтрольной организации Мегре, зарегистрировано уже более 8600 пользователей, правда, большинство из них пока "в поиске родового гнезда".
"На самом деле, все упирается в государство и… психологию, - рассказывает Interfax-Russia.ru представитель Центра анализа экономики природных ресурсов Андрей Шевелев. – Если оно предоставит экономические стимулы для развития родовых поместий, как поселений с развитым сельским хозяйством, сохраняющими традиции, все это заработает и привлечет гораздо больше людей, чем чьи-либо сомнительные идеи. Но, как видно из цифр, пока успех за последними. Впрочем, это объяснимо, отсутствие внятной идеологемы сверху, приводит к тому, что она возникает снизу, и не всегда такая как нам хотелось бы".
В общем, пока чтобы стать помещиком, придется надеяться на себя. Даже белгородский закон еще не заработал в полную силу и не начал приносить свои плоды.
Обозреватель Алексей Дружников