Директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями (ДНКВ) МИД РФ Владимир Ермаков в интервью «Интерфаксу» рассказал о наличии у Москвы данных о военно-биологической деятельности США на постсоветском пространстве, в том числе на Украине, поделился озабоченностями РФ на этот счет, а также рассказал о том, какие шаги Москва предлагает предпринять для устранения этой обеспокоенности.
- В последние дни активно обсуждают биолаборатории на Украине. Почему об этих объектах и ведущейся на них при поддержке США военно-биологической деятельности стали говорить только сейчас?
- На самом деле уже долгие годы мы регулярно указывали на угрозы для национальной безопасности России, которые несет военно-биологическая деятельность США и их союзников по периметру российских границ. Украинский случай является лишь одним из показательных примеров реализации соответствующей программы Пентагона. Это одно звено целой сети из более 200 биолабораторий, финансируемых при поддержке военного ведомства США и действующих по всему миру.
Активность украинских биологических лабораторий (в т.ч. подразделений Центрального санитарно-эпидемиологического управления минобороны Украины) нацелена на усиление патогенных свойств возбудителей чумы, сибирской язвы, туляремии, холеры и других смертельных болезней с использованием методов синтетической биологии. Управление Минобороны США по уменьшению военной угрозы (Defense Threat Reduction Agency, DTRA) ведет работы на Украине по трем направлениям. В первую очередь это мониторинг биологической обстановки в предполагаемых районах размещения воинских контингентов государств-членов НАТО. Второе – сбор и вывоз в США штаммов опасных микроорганизмов. Третье направление – научно-исследовательские работы по изучению потенциальных агентов биологического оружия, специфичных для данного региона, которые имеют природные очаги и способны передаваться человеку.
Имеющиеся у нас материалы подтверждают, что в украинских биолабораториях в непосредственной близости от территории России осуществлялась разработка компонентов биологического оружия. Мы требуем от Украины и США дать необходимые пояснения. Не исключаем возможности задействования механизмов статей V и VI Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), в соответствии с которыми государства-участники должны консультироваться друг с другом в решении любых вопросов в отношении цели Конвенции или в связи с выполнением ее положений, а также сотрудничать в проведении любых расследований возможных нарушений обязательств по КБТО.
Понятно, что Киев и его американские кураторы пытались всячески скрыть от мировой общественности, а также населения самой Украины реальные цели и опасности такой деятельности. Указания Минздрава Украины от 24 февраля по оперативной ликвидации хранящихся на биообъектах запасов опасных патогенов лишь подтверждают попытки украинских властей зачистить следы своей военно-биологической деятельности.
Не было никаких сомнений, что рано или поздно все тайное станет явным. Назревавший годами ядовитый «гнойник» когда-то должен был лопнуть. Специальная военная операция на Украине лишь высветила для широкой общественности то, что экспертам и так было давно известно.
Сейчас стали абсолютно очевидными те риски, которые представляют собой исследования военных медиков США, проводившиеся с возбудителями смертельно опасных болезней на украинской территории. Такое положение дел выглядит особо взрывоопасным в условиях, когда киевские власти уже давно не контролируют ситуацию на своей территории, а риск попадания оружейных биоматериалов в руки националистических формирований постоянно растет.
Проводившиеся на Украине в интересах военного ведомства США работы с опасными патогенами с самого начала являлись предметом пристального внимания со стороны радикальных националистических группировок. В зоне риска находятся и эвакуированные биообъекты, существует опасность хищения штаммов болезнетворных микроорганизмов для использования в террористических целях или продажи на «черном рынке». Это может быть опаснее «грязной» ядерной бомбы, о которой тоже активно заговорили в последние недели. Показательна здесь и крайняя нервозность чиновников из администрации США в связи с обнаружением их оружейных биоразработок на территории Украины.
- На основании чего представители МИД России и Минобороны России делают вывод о причастности США к работам в украинских лабораториях?
- Нам доподлинно известно, что задействованные в проектах с опасными патогенами на Украине сотрудники являлись гражданами США и обладали дипломатическим иммунитетом. Среди них были эксперты по биологическому оружию.
Финансирование программ осуществлялось непосредственно по линии DTRA в рамках инициированного Пентагоном проекта «Противодействие угрозам особо опасных патогенов на Украине», рассчитанного на период до 2024 г. (головной подрядчик – американская компания СН2М Hill) и через украинский научно-технологический центр (Science and Technology Center in Ukraine). Всего за последние 10 лет на реализацию биопроектов на Украине было выделено более 1,5 млрд долларов.
Украинские специалисты могли самостоятельно проводить на указанных объектах биологические исследования военного назначения без согласования с американцами. В частности, по имеющейся информации, обеспокоенность в Пентагоне вызывает ситуация вокруг биолабораторий при Киевском государственном научно-исследовательском институте по лабораторной диагностике и ветеринарно-санитарной экспертизе, а также одесском подразделении Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов.
- Какие Вы видите шаги для выхода из сложившейся ситуации?
- Если говорить о традиционном правовом поле, то в целях недопущения военно-биологической деятельности, осуществляемой вразрез с положениями КБТО, требуются решительные меры по укреплению режима КБТО. Подчеркиваем важность возобновления работы над юридически обязывающим Протоколом к Конвенции с эффективным механизмом проверки, которую с 2001 года блокируют США. В этой связи призываем создать в рамках КБТО рабочую группу открытого состава, что отвечает интересам подавляющего большинства государств-участников.
С целью упрочения организационных основ Конвенции отмечаем пользующиеся широкой международной поддержкой инициативы по созданию на площадке КБТО мобильных медико-биологических отрядов (для оказания помощи в случае применения биологического оружия и борьбы с эпидемиями различного происхождения), а также учреждению Научно-консультативного комитета (для анализа научно-технических достижений и предоставления государствам соответствующих рекомендаций).
Кроме того, предлагаем включить в отчетность, ежегодно представляемую государствами-участниками Конвенции в рамках мер доверия, информацию о ведущейся за рубежом военно-биологической деятельности. Это особо актуально для такой гиперактивности со стороны США.
Комплексные шаги в правовом поле позволили бы поставить военно-биологическую активность США и их союзников на постсоветском пространстве, как и в других регионах мира, под пристальный международный контроль и обеспечить проверяемое выполнение государствами-участниками КБТО своих обязательств.
Вместе с тем есть большие сомнения, что в Вашингтоне проявят готовность к таким традиционным международно-правовым договоренностям. Поэтому, вероятно, придется изыскивать другие более жесткие меры воздействия.