Россия / Эксклюзив 10 апреля 2009 г. 13:11

Губернатор Камчатского края А.Кузьмицкий: "Приоритетная задача на первом этапе - поднять уровень жизни в Корякии хотя бы до уровня в бывшей Камчатской области"

Губернатор Камчатского края А.Кузьмицкий: "Приоритетная задача на первом этапе - поднять уровень жизни в Корякии хотя бы до уровня в бывшей Камчатской области"

Социальные услуги с доставкой - камчатское ноу-хау. В самые отдаленные поселки полуострова - в Корякию, едут бригады социального назначения. Проект возник сразу же после объединения Камчатской области и Корякского Автономного округа в Камчатский край для оказания государственных услуг жителям населенных пунктов, где с начала 90-ых годов нет высококвалифицированных специалистов. О необычном проекте, решении других насущных проблем самого молодого субъекта РФ и о новых подходах к развитию региона в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий.

- Почему возникла необходимость такой доставки услуг жителям дальних поселков?

- Дело в том, что на момент объединения в единый субъект уровень жизни в Корякии был значительно ниже, чем в бывшей Камчатской области. И если на юге полуострова оказание социальных услуг населению более или менее отвечает современным требованиям, то на севере края социальная инфраструктура была практически разрушена в начале 90-х годов. Люди годами не могут оформить документы на жилье, зарегистрировать транспорт, оружие, элементарно сфотографироваться для оформления документов. Не говорю уже о медицинских услугах. Выросло целое поколение граждан, не знающих, что такое прием у врача-специалиста. В большинстве поселков действуют только фельдшерские пункты. Квалифицированные специалисты покинули Корякию в самые тяжелые годы - с 91-го по 2000-й. Быстро восстановить социальную инфраструктуру и вернуть в округ специалистов нереально. На это уйдут годы и миллиарды. А в помощи люди нуждаются сегодня и сейчас. Поэтому сразу же после объединения по моей инициативе началась работа над организацией выездных государственных услуг жителям отдаленных поселков.

- Сколько стоит один выезд бригады?

- Один выезд обходится бюджету почти в 3 млн рублей. Это вызвано тем, что сообщение с большинством районов возможно только на вертолете, дорог на территории Корякского округа практически никогда не было. Но как бы этот дорого не было, эту практику мы будем продолжать. Ведь население труднодоступных поселков имеет такое же право на получение государственных услуг, как и жители краевого центра.

- Каким образом работает такая выездная бригада?

- В состав бригад входят медики узких специальностей, специалисты УВД по регистрации оружия, сотрудники ГАИ по регистрации транспорта, представители Гостехнадзора, Жилищной инспекции, БТИ, специалисты по информатизации. Они приезжают в каждый поселок на 2-3 дня, ведут прием граждан с утра до ночи. Врач-онколог, взрослый и детский фтизиатры, психиатр-нарколог, гинеколог, хирург, уролог, отоларинголог, окулист, врач УЗИ проводят обследования, выписывают лекарства, назначают лечение или же выдают направления в стационары. Параллельно обучают местных медиков работать с новым оборудованием. Другие специалисты оформляют вездеходы, оружие, принимают экзамены по вождению транспорта, налаживают интернет, фотографируют на документы, оформляют документы на жилье и т.д.

В прошлом году бригады побывали в поселках четырех районов края. На днях наша выездная бригада вернулась из одного из самых северных районов - Олюторского, который пострадал в 2006 году от разрушительного землетрясения. 20 специалистов разного профиля отработали там две недели.

В ходе работы первых выездных бригад было выявлено большое количество туберкулезных больных. И в конце прошлого года нам удалось отправить более 60 тубинфицированных детей в детскую школу-санаторий под Санкт-Петербургом на полгода. Сейчас параллельно начинаем работу специализированного отряда фтизиатров для тщательного обследования жителей Корякии. Разработана программа по борьбе с туберкулезом. Ведь уровень заболеваемости туберкулезом в Корякии значительно превышает общероссийские показатели. Этим вопросом на севере полуострова всерьез не занимались годами.

- Вы напомнили о разрушительном землетрясении 2006 года. На сегодняшний день уже ликвидированы все последствия?

- Главная проблема, которая пока не решена - это закрытие поселка Корф. Работы по закрытию поселка и переселению его жителей в безопасные районы были начаты в 2006 году на основании научного заключения специалистов Института физики Земли РАН им. Шмидта, которые признали, что этот населенный пункт находится в цунами- и сейсмоопасной зоне и для проживания людей не пригоден. В 2006 году губернатор Корякского автономного округа издал постановление о закрытии поселка Корф, в том же году был проведен опрос жителей населенного пункта, которые проголосовали за закрытие поселка. В декабре 2006 года окружная Дума КАО приняла Закон "О закрытии населенного пункта п. Корф". Работа по подготовке процедуры закрытия поселка велась совместно с министерством регионального развития РФ. На сегодняшний день нами выполнены все необходимые действия. В сентябре 2008 года министерство регионального развития РФ поддержало проект о закрытии пострадавшего от разрушительного землетрясения поселка Корф в Олюторском районе Камчатского края. Однако процесс пока еще не завершен. Продолжается процесс согласований.

Но проблема не только в этом. Дело в том, что по существующему законодательству государственные жилищные сертификаты по причине закрытия населенных пунктов можно реализовать лишь в других регионах. И населенные пункты, как правило, закрываются лишь по экономическим мотивам. У нас же прецедент - поселок признан опасным для жизни. И люди готовы его покинуть, но большинство не желает покидать полуостров. Поэтому мы предложили правительству РФ разработать особый порядок для таких случаев. Пока идут согласования, несколько сотен граждан продолжают жить в небезопасном поселке, который, кстати, повторно пострадал в декабре прошлого года от наводнения. Надеемся, что уже в ближайшее время найдется решение этого затянувшегося процесса.

- А другие последствия землетрясения удалось ликвидировать?

- В 2006 году руководство округа сумело заложить основы для будущего развития за счет федеральных резервов. В частности, тогда началось строительство нового поселка Тиличики для переселения граждан из пострадавших домов. Поселок был сдан в эксплуатацию уже в Камчатском крае - в сентябре 2008 года. На сегодняшний день поселок функционирует в нормальном режиме. Вначале были некоторые трудности, пришлось вносить коррективы. Ведь населенный пункт строили практически без проектно-сметной документации, с колес - решения о строительстве микрорайона тогда удалось добиться за считанные дни. И это большая заслуга предыдущего руководства округа. Но на сегодняшний день это самый современный поселок на Дальнем Востоке. Сданы также в эксплуатацию новые дома и в селе Хаилино. Там же начал функционировать построенный учебно-просветительский центр - это школа, детский сад и клуб.

- Новый субъект - новые планы на будущее. Появилась ли какая-то общая стратегия развития края и учитываются ли в ней планы, которые были ранее?

- До объединения два региона: Камчатская область и Корякский округ развивались обособленно, хотя многое все-таки было взаимосвязано. Например, общие транспортные развязки. Но у каждого субъекта были свои планы развития. Но перед нами стоит задача развития единого субъекта по единому плану.

Мы провели тщательный анализ всех планов, откорректировали их с учетом объединения с точки зрения рациональности и эффективности вложения государственных средств. Была проведена большая работа по подготовке базы и материалов для разработки стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года. Мы подняли все разрабатывавшиеся когда-то проекты, изучили их целесообразность. Самое ценное и рациональное включено в общий план развития региона. В этом году стратегия будет окончательно готова и направлена на согласование в правительство РФ.

- Учтены ли в новой стратегии разрабатывавшиеся ранее планы по развитию Корякского округа?

- Что касается Корякского округа, то все намеченные ранее планы, в том числе и в рамках ФЦП "Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", и в рамках Указа об объединении двух субъектов будут реализованы.

Администраций округа до объединения была проделана значительная работа в этом направлении, заложены основы для развития, в частности, посредством государственных инвестиций в рамках ФЦП "Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года". Все это взято за основу и реализуется. Мы продолжаем строительство автозимника продленного действия, дорог в округе, завершается поставка высокопроходимой техники в труднодоступные районы. Продолжается работа по строительству социально значимого объекта - противотуберкулезного диспансера в Палане. Хотя с этим объектом связаны некоторые трудности, поскольку строительство было начато практически без проектно-сметной документации. Мы провели комплексный анализ, который показал, что источники на строительство были заложены не в полном объеме. Сейчас мы добиваемся дополнительного финансирования этого проекта.

По некоторым проектам мы внесли корректировки и разработали новые. Основой для которых станет реализация поручений президента России. В первую очередь, это планы по созданию объектов социального назначения и производственной инфраструктуры, расположенных в национальных поселках. А также по объединению двух авиапредприятий - Корякского и Петропавловск-Камчатского с целью создания на их базе федерального казенного предприятия "Аэропорты Камчатки". Это в перспективе позволит решить многие проблемы с организацией авиасообщения, в том числе и восстановить работу местных аэропортов, обновить летный парк и т.д. Пока же нам приходится в нашем небогатом краевом бюджете изыскивать средства на ремонт вертолетов и самолетов.

Также мы разработали и оптимизировали схему поставок энергоносителей в отдаленные районы. И постоянно решаем множество текущих проблем в Корякии. Причем, этот объем работ в 2-3 раза больше, чем в бывшей Камчатской области. Но мы живем в едином субъекте и поэтому не разделяем проблемы на камчатские и корякские. Наша задача - наладить нормальные условия для проживания во всех уголках полуострова. Работа эта непростая и в один миг все проблемы, конечно же, не решить. Но в решении будничных вопросов мы продолжаем закладывать основы для будущего развития.

- Есть ли проекты, по которым необходима не просто корректировка?

- Я уже отметил, что мы подходили ко всем проектам с точки зрения рациональности использования бюджетных средств и целесообразности в принципе. И из намеченных ранее планов, в частности, один проект по Корякскому округу требует пересмотра. Это проект по строительству 7 мини-ТЭЦ, который вошел в программу "Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года".

- Объясните, почему.

- Мы получили экспертные заключения от двух институтов - "Газпром промгаз" и ВНИПИ "Энергопром", а также от потенциального эксплуатанта - РАО "Энергетические системы Востока" о том, что их использование нецелесообразно и экономически необоснованно. Эксперты взвесили все плюсы и минусы проекта. И, несмотря на положительные факторы - увеличение добавленной стоимости, перевод электро- и теплоснабжения поселков на местные бурые угли, занятость части населения, все-таки минусов получается больше. Поскольку характеристики этого угля, к сожалению, невысокие. Они обладают малой калорийностью сжигания и большой зольностью, а сами месторождения пока еще находятся в стадии разведки. Также в проекте, который не до конца доработан, не предусмотрена привязка к тепловым и электрическим сетям, сетям водоснабжения и водоотведения. Сами мини-ТЭЦ не будут обеспечены нагрузкой, а это избыточные затраты на содержание станции, которые неизбежно отразятся на тарифах, что недопустимо. Кроме того, для работы одной станции потребуется около 60 высококвалифицированных специалистов - а это необходимость организации вахтовой работы, что также скажется на тарифах. И масса других факторов, которые будут влиять на надежность электро- и теплоснабжения поселков. Поэтому мы направили все заключения экспертов в федеральные министерства для принятия окончательного согласованного решения о целесообразности реализации этих проектов. Более того, мы предложили использовать средства, заложенные под мини-ТЭЦ, на создание менее дорогих ветро-дизельных генераторов, блочно-модульных котельных с надежным оборудованием, способным работать в сложных северных условиях. А также на капитальный ремонт и модернизацию сетевого хозяйства, которое изношено на 90 процентов. Ведь сейчас нам практически ежедневно приходится решать задачи по устранению коммунальных сбоев.

Еще раз подчеркну - мы строим свою работу с точки зрения государственного подхода. И уверены, что использовать государственные средства необходимо рационально. А что касается Корякии, то и с учетом требований "Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ". Эта концепция была принята в феврале. И в соответствии с Концепцией, в таких территориях должны реализовываться программы оптимизации локальной энергетики, которая предусматривает строительство источников энергоснабжения малой мощности для обеспечения качественного энергоснабжения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. И приоритетная наша задача на первом этапе - поднять уровень жизни в Корякии хотя бы до уровня жизни в бывшей Камчатской области.