Россия / Эксклюзив 4 мая 2009 г. 14:52

Губернатор Курганской области О.Богомолов: "Даже на фоне кризиса во главу угла ставим задачи экономического развития"

Губернатор Курганской области О.Богомолов: "Даже на фоне кризиса во главу угла ставим задачи экономического развития"

Курганскую область называют воротами Сибири. Соседи региона по Уральскому федеральному округу (УрФО) - три промышленно развитых региона. Так, экономика Свердловской и Челябинской областей базируется на металлургии и машиностроении, Тюменской области - на нефтегазовом комплексе. В отличие от соседей Курганская область изначально не была узкоспециализированной и развивалась сразу во многих направлениях. Агропромышленный комплекс и машиностроение, оборонные предприятия и инновационные высокотехнологичные производства сформировали диверсифицированный базис территории и позволили региону по итогам 2008 года стать вторым в России по темпам роста инвестиций в основной капитал. Во многом благодаря диверсифицированной экономике, ее сбалансированному развитию, последствия мирового финансового кризиса не так существенно отразились на Курганской области. О перспективах развития региона в условиях экономической нестабильности в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал губернатор Курганской области Олег Богомолов.

- Олег Алексеевич, в конце марта правительство РФ вынесло на обсуждение федеральную антикризисную программу. Представила ли Курганская область какие-то предложения в этот документ?

- Мы уже передали в правительство 14 предложений, для реализации которых требуются решения на федеральном уровне. Например, мы считаем необходимым дополнить Закон о банкротстве процедурой "опеки". Что это означает? Если собственник допускает сокращение рабочих мест на предприятии более чем на 5%, то его дееспособность ограничивается законом. То есть, в этом случае государство вводит процедуру банкротства и берет управление данным предприятием через утвержденных опекунов в свои руки. И далее, если опекуны определили и их решения подтвердились на деле, что можно эффективно работать в прежних условиях, не сокращая численность работников, то акционеры-собственники должны передать 25% + 1 акцию в управление государству.

Мы также подчеркнули, что в условиях кризиса очень важно поддержать проекты российских производителей, направленные на замещение импортной продукции. Инвестиционный фонд обрабатывающих производств РФ, который мы предлагаем создать, мог бы заниматься льготным кредитованием таких проектов - по ставке в размере 25% от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Со своей стороны, государственные лизинговые компании могут поддержать платежеспособный спрос на продукцию обрабатывающих производств.

В числе наших предложений также есть касающиеся налогов. На наш взгляд, если мы хотим добиться серьезного технического перевооружения производства, то необходимо перестроить систему налогообложения имущества. Новый вариант мог бы выглядеть так: обнулять ставку по налогу на имущество - на основные фонды, введенные в эксплуатацию менее 7 лет назад. Если срок работы оборудования - 10 лет, ставка налога - 10%, а если 15 лет, то ставка - 30%. Пусть собственники решают, либо платить повышенную ставку налога на имущество за отжившее оборудование, либо обновлять основные фонды и фактически иметь нулевую ставку.

Кроме того, мы подали в федеральный центр список, куда вошли 13 курганских бюджетообразующих и градообразующих предприятий - такие, как Петуховский литейно-механический завод, Варгашинский завод противопожарного оборудования, ЗАО "Курганстальмост" и другие. Сохранив эти предприятия, мы сохраним и рабочие места, и поступления в бюджет региона.

Предложений, как я уже сказал, много, но мы не ждем, что все наши проблемы будет решать правительство России. В Курганской области еще в октябре прошлого года начал работать антикризисный штаб. Мы сформулировали собственный рейтинг антикризисных приоритетов с учетом особенностей развития нашего региона. На первом месте для нас, разумеется, меры социальной поддержки населения и создание новых рабочих мест. Но нельзя отказываться и от реализации значимых инвестиционных проектов. Несмотря на сокращение доходов, область будет продолжать софинансирование строительства жилья и капитальных объектов, оказывать поддержку сельскому хозяйству и предприятиям малого и среднего бизнеса.

- Какие антикризисные меры приняты и уже реализуются в Курганской области?

- Я выделил бы программу поддержки малого и среднего бизнеса. Она предполагает реализацию антикризисного пакета: гранты начинающим предпринимателям, создание гарантийного фонда малого предпринимательства, субсидирование части процентной ставки по кредитам, микрофинансирование, создание муниципальных программ по поддержке предпринимателей, поддержка экспортно-ориентированных производств. Подготовлен законопроект о снижении процентных ставок по налогу с оборота, как мы его называем, для малых предприятий. В число таких объектов господдержки попадают значимые для региона предприятия сельского хозяйства, по численности работающих это как раз малые и средние предприятия.

Кроме того, средства на поддержку агропромышленного комплекса предусмотрены на уровне бюджета области и на уровне федерального бюджета, 382 млн рублей и 587 млн рублей соответственно.

Несмотря на тяжелые условия, в этом году удалось значительно увеличить объем поддержки малого и среднего бизнеса. И в совокупности, если взять федеральные и областные деньги, то сумма - порядка 110 млн рублей. Таких денег на эти цели не давали никогда.

Но просто так мы льготы не даем, они привязаны к конкретным задачам. В этом я занимаю абсолютно жесткую позицию. Например, к увеличению количества рабочих мест. Условно говоря, прибавил два человека к численности малого предприятия - получи 2% льготы. Увеличил на пять человек - получи льготу больше. В этом случае понятно, какой получается результат - создаются рабочие места, выплачивается зарплата. То есть, предприятие получает послабление в части налогов, но при этом увеличивает количество работников.

На самом деле, ситуация, как и везде, непростая. Но наша область и все предыдущие годы не была в числе регионов с огромными доходами, не избалована крупными налогоплательщиками.

В период экономического роста мы занимались, прежде всего, увеличением объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, развитием малого и среднего бизнеса, сферы услуг - диверсифицировали структуру экономики. И одновременно работали над повышением финансовой дисциплины, эффективности расходов бюджета.

И ранее Курганская область планировала бюджет достаточно напряженно, потому что ресурсов на все, чего хотелось бы реализовать, не хватало. Потому мы привыкли и умеем очень аккуратно считать каждый рубль и планировать все проекты очень экономно. Кризис, конечно, сказался на работе предприятий, которые являются для нас важными - от их работы, от их действий зависит доходная часть бюджета. Однако экономить мы умеем и в этом смысле существенной разницы не почувствовали.

Ну и, кроме того, сейчас, в условиях спада во главу угла мы по-прежнему ставим задачи экономического развития.

- Какие отрасли экономики Курганской области сильнее всего пострадали от кризиса? И есть ли в регионе сферы производства, предприятия, которые, наоборот, несмотря на кризис, работают эффективно?

- Объем промышленного производства региона по итогам первого квартала этого года - 83,3% к уровню прошлого года. Падение есть, но оно абсолютно объяснимое. При этом, если мы посмотрим данные по объему промышленного производства в динамике внутри квартала, то февраль отработали лучше, чем январь; а март - лучше, чем февраль.

На общий показатель повлияла работа некоторых крупных промышленных предприятий. Например, объем производства ЗАО "Курганстальмост" в первом квартале составил всего порядка 56,4% к прошлому году. Из-за чего это произошло? Работа этого предприятия зависит от бюджетного финансирования. Оно поставляет металлоконструкции и мостовые конструкции на строительство бюджетных объектов. А начало года в этом смысле сложное - бюджет принят недавно, еще не прошли конкурсные процедуры по выделению финансирования по тем объектам, которые будут строиться. Поэтому и объемы производства меньше.

Мы намерены участвовать в конкурсах и постараться получить заказы на участие в строительстве объектов в Москве, Санкт-Петербурге, в олимпийском комплексе в Сочи, на Дальнем Востоке и т.д. В числе интересных объектов и участие в проектах в соседних регионах, мы продолжаем работать в Перми, Уфе, Казани. И рассчитываем, что во II квартале "Курганстальмост" подтянется к уровню прошлого года.

В области сейчас действует не просто антикризисный штаб, работают отраслевые антикризисные группы при департаменте строительства, департаменте промышленности. Они отслеживают ситуацию по каждому предприятию и разбираются в конкретных причинах проблем. Условно говоря, возникли долги 3 млн рублей по заработной плате на предприятии "Бетонит". Мы совместно с руководством разбираемся, почему это происходит. Выясняется, что, причина в том, что основные потребители его продукции - нефтяники и газовики, а текущее состояние нефтегазового комплекса сложное, потому и меньше заказчиков. Тем не менее, директор ищет пути выхода, новые рынки, оформляет пока кредит на погашение долга по заработной плате. То есть, мы видим, что руководитель реально решает проблему, а не покупает себе три "Лексуса", не выплачивая зарплату рабочим. При этом никаких социальных бунтов на предприятии не происходит, потому что работники видят: директор прилагает все усилия, чтобы справиться с ситуацией, правительство области в курсе, значит, есть какая-то необходимость подождать, потерпеть, пока финансово-экономическая ситуация на предприятии не выправится.

Десять предприятий области уже представили в правительство региона свои антикризисные программы. По некоторым из них ожидаемый экономический эффект превышает 300 млн рублей в год. Мы будем стремиться, еще раз это подчеркиваю, выполнить план по объему промышленного производства на уровне показателей прошлого года. Это 60 млрд. рублей.

Торговля пока нам не дает поводов для тревоги. Мы имеем по итогам первого квартала рост, как в торговле, так и в сфере услуг, оказываемых населению. Здесь динамика нормальная.

Безусловно, удержим показатели по агропромышленному комплексу.

- То есть, падения в агропромышленном комплексе не зафиксировано?

- По итогам первого квартала - практически нет. К посевным работам мы готовы, и кредиты получили, и запас топлива есть, достаточное количество минеральных удобрений. Землю подготовили с осени, причем, площадь ярового сева даже увеличится на 80 тыс. га. За вовлечение пашни в оборот область выплачивает хозяйствам субсидии, за 1 га вновь введенной в оборот пашни с учетом увеличения посевной площади - 500 рублей. В этом году на эти цели выделено свыше 35 млн рублей. В прошлом году мы собрали 1 млн 756 тыс. тонн зерна в бункерном весе, при средней урожайности 16 с лишним центнеров с гектара. Мы сегодня сделали все для того, чтобы в этом году получить урожай не ниже прошлогоднего. Лишь бы погода не подвела.

Молочное животноводство в первом квартале идет с плюсовыми показателями и по продуктивности, и по объемам произведенного молока. Производство мяса не падает. Картофеля и овощей будем весной сажать и сеять столько же и даже чуть больше, чем в прошлом году.

На поддержку молочного и племенного животноводства область выделяет в этом году 200 млн рублей. Всего село получит 19 видов субсидий из бюджета. Кроме того, средства на поддержку агропромышленного комплекса предусмотрены на уровне бюджета области и на уровне федерального бюджета, 386 млн и 581 млн рублей соответственно.

- Какие предприятия Курганской области включены в список системообразующих предприятий России и являются адресатами получения государственной помощи? Есть ли уже конкретные примеры получения такой помощи?

- Пять предприятий Курганской области вошли в федеральный список. Это ОАО "Шадринский автоагрегатный завод" (ШААЗ), "Курганский автобусный завод" (КАВЗ), ОАО "Курганмашзавод", ОАО "Синтез" и "Молочный комбинат "Шадринский". Мы хотели бы, чтобы руководство холдингов, в которые входят эти предприятия, вместе с министерствами и ведомствами федерального правительства в кратчайшие сроки рассмотрели вопрос о размерах финансовой помощи.

Если на уровне Федерации поддерживают отечественный автопром, значит, есть возможности поддержки и нашего КАВЗа. Вопросы по реализации антикризисных мер я обсуждал с представителем собственников предприятия. Достигнута договоренность, что они представят в правительство области свою антикризисную программу для согласования. Мы хотели бы видеть конкретные цифры и по объемам производства, и по числу работников, и по налоговым отчислениям.

Совместно с министерством регионального развития администрация области прорабатывает вопрос о том, чтобы в программе по обеспечению муниципалитетов коммунальной техникой и автобусами были задействованы наши предприятия. Это КАВЗ, Курганмашзавод, Завод дорожных машин, Завод противопожарного оборудования. Когда министерством будет сформирован окончательный перечень, мы будем знать, сколько, например, автобусов, каких классов и видов закажут. Это для нас тоже вариант загрузки предприятий.

Государственный заказ по Курганмашзаводу, это предприятие ОПК, определен. Его объемы дают возможность работать в нормальном режиме. По другим направлениям оборонного заказа мы продолжаем согласования - это Курганский завод колесных тягачей и завод "Курганприбор".

- Недавно Курган посетил полпред президента РФ в УрФО Николай Винниченко. Он выразил озабоченность недостаточной, по его мнению, борьбой с безработицей в городе. Существует ли в Курганской области программа по сокращению роста безработицы? Сколько средств на эти цели направляется из областного и федерального бюджета?

- Когда мы говорим о повышении эффективности производства, снижении затрат и издержек, росте производительности труда, то понятно, что ввод высокотехнологичного оборудования будет снижать потребности в кадрах. Но это не значит, что собственники не должны думать об открытии новых направлений производства и выпуске новой продукции. Поэтому людей надо не увольнять, а проводить их переобучение. У нас в области принята целевая программа содействия занятости населения на 2008-2010 годы, в этом году для ее финансирования выделяется 336,3 млн рублей.

В условиях кризиса мы приняли целевую программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда на 2009 год, 111,3 млн рублей дает федеральный бюджет, более 6 млн рублей - область. Что мы намерены сделать на эти деньги? Прежде всего, переобучить и обучить по востребованным на рынке труда профессиям 7,7 тыс. человек. Организованы стажировки на рабочих местах почти для 2 тыс. человек. Кроме того, мы планируем направить на общественные работы 9,4 тыс. человек. На содействие развитию малых предприятий и самозанятости безработных граждан будет направлено 7,5 млн рублей федеральных средств и 540 тыс. рублей областных.

У нас есть целый перечень общественных работ, который мы утвердили. Основная расходная статья - заработная плата - дается государством. Так давайте воспользуемся этой возможностью. Наведем порядок в городах, поселках, деревнях, селах. Сегодня надо ремонтировать школы, детские сады, теплотрассы. Надо добиться, чтобы все муниципалитеты организовали эти работы. Закупили материалы и инвентарь, создали рабочие места. Руководители предприятий тоже должны понимать, что можно за счет этого фонда занять людей у себя на предприятии. Не сокращайте, а перепрофилируйте!

Есть второй фактор, мешающий снижению безработицы, субъективный. На мой взгляд, необходимо ужесточить требования к безработным и выдачи им пособий. Если раз предложили работу, два предложили работу, а ты не пошел - извини, мы с тебя эти выплаты должны снять. Особенно это касается сельских жителей. Какая в деревне может быть безработица? Я в деревне родился и вырос. Я не знаю с детства, что такое сидеть без работы в деревне. Зимой надо сена принести, накормить скотину, почистить хлев, коровник, воды принести, дров наколоть, угля принести, отопить, золу вынести, снег почистить. Летом надо на покосе быть, надо картофель посадить, надо окучить, надо поливать, надо полоть. О какой безработице речь?

- В начале апреля глава МВД России Рашид Нургалиев высказал обеспокоенность прекращением финансирования в регионах работы комиссий по профилактике преступлений. Как обстоит дело в Курганской области?

- В регионе принята Программа профилактики правонарушений до 2010 года, и она реализуется. У нас население принимает участие в охране общественного порядка, есть добровольные народные дружины, есть внештатные сотрудники милиции. Используются и более технологичные методы профилактики и борьбы с преступностью. Например, только в 2008 году на установку видеокамер внешнего наблюдения было потрачено 780 тыс. рублей, началась установка устройств экстренной связи "гражданин - милиция" в общественных местах. У нас неплохие показатели по снижению преступности, например, почти в полтора раза сократились кражи и разбои. Хотя мы понимаем, что кризис может вызвать увеличение имущественных преступлений.

Тут также многое будет зависеть от состояния и перспектив развития экономического комплекса области. Если будет работа и перспектива, то нормальный человек пойдет работать, а не воровать.

- Если говорить о перспективах, то каковы прогнозы относительно инвестиционной привлекательности региона? Возможен ли сейчас в каких-то отраслях запуск новых проектов?

- В регионе действительно есть ряд крупных инвестиционных проектов, реализация которых не останавливается. Уже фактически начат нулевой цикл строительства новой ТЭЦ-2 в Кургане. Проект дорогой, реализуется в рамках частно-государственного партнерства. Около 2 млрд вложит в этот проект частный инвестор, доля федерального инвестиционного фонда - около 900 млн, и 360 млн - это деньги из бюджета области. Мы защитили проект в Минрегионе, получили подтверждение в Минэкономики, сейчас документы проходят согласования в Минфине. Уже идет подготовка нулевых циклов, будем монтировать корпуса станции. Заказано оборудование, которое, по графику должно к осени начать поступать. Наш проект на правительственной комиссии признан одним из самых эффективных. Пока в России защищено всего пять проектов, и мы - в первой "пятерке".

Строительство этой станции решает масштабную задачу, которая позволит существенно повысить надежность энергоснабжения столицы области. Сегодня, если говорить откровенно, имея одну ТЭЦ, мы сильно рискуем при прохождении пиков потребления тепла в отопительный сезон. Курган - единственный в Сибири областной центр, который имеет только один источник тепла. Кроме того, появление дополнительных энергомощностей позволит городу в перспективе развиваться - для подключения новых объектов сейчас мощностей уже не хватает.

В числе крупных новых объектов - строительство перинатального центра. Курганская область вошла в число 20 территорий Российской Федерации, где будут построены медицинские центры по оказанию специализированной медицинской помощи. С министром Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой мы недавно обсудили ход работ. Сейчас уже заканчивается забивка свайного поля, начинается заливка фундамента. До конца года планируем закончить возведение каркаса здания. Из бюджета области на этот объект в 2009 году выделяется 100 млн рублей, Татьяна Алексеевна подтвердила выделение федеральных ресурсов. Это и новый, очень значимый объект здравоохранения, и на этапе строительства - и рабочие места, и привлечение инвестиций.

В целом у нас рост инвестиций в основной капитал области по итогам первого квартала составил 132% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Это хороший задел, если учесть, что по итогам 2008 года мы шли на втором месте среди российских регионов по темпам роста инвестиций в основной капитал - 148% за год.

Продолжается рост объемов строительства жилья. Мы поставили задачу - сдать к концу года 320 тыс. кв. метров жилья. Инвестиции пойдут, в том числе и при поддержке федерального бюджета.

- Расскажите, как корректировался бюджет области в связи с антикризисной программой? Повлияет ли это на объемы финансирования социальных программ в регионе?

- Финансирование социальных программ сокращать ни в коем случае нельзя. Почти 17,1 млрд рублей мы направляем на социальную сферу, на решение социальных вопросов. Это более 61% доходов бюджета, это приоритет. 4,3 млрд рублей - это социальная политика; 4,8 млрд - здравоохранение, спорт, физкультура; 7,1 млрд рублей - образование.

Программу строительства объектов за счет бюджета области пришлось оптимизировать. Оставили только объекты социально значимые и высокой степени готовности, которые будем "добивать" (достраивать - ИФ) в этом году, чтобы они не были у нас долгостроем. Дворец спорта мы начали в прошлом году, он крайне необходим сегодня для развития физической культуры, спорта, для организации работы олимпийского резерва. В этом году мы закончим его строительство. Завершено возведение физкультурно-оздоровительного комплекса. Есть проблемы по строительству водоводов, по газификации - это жизненно важные вопросы, которые мы будем продолжать финансировать, но в первоначальном варианте хотели построить гораздо больше. Пока не получается.

За счет сокращения расходов на содержание государственного аппарата и муниципальных служащих удалось сэкономить 90 млн рублей. Но в целом доходная часть бюджета в этом году по плану превышает показатели прошлого года. В прошлом году мы закончили с показателем 23,8 млрд рублей. В этом году мы запланировали по доходной части 24,3 млрд рублей. Таким образом, сокращение произошло относительно ранее запланированных цифр, а относительного прошлого года все равно остался рост.

Нам надо поправить ситуацию по налогу на прибыль. Не уронить объемы производства, не снизить заработную плату и количество работников. Кстати, средняя зарплата в регионе в I квартале 2009 года осталась на уровне прошлого года - 11 300 рублей. И в итоге мы сможем обеспечить себе доходы на уровне прошлого года, по крайней мере, в пределах 24 млрд рублей. Вот и все. Простая арифметика.

- Поддерживаете ли Вы инициативу губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя о продлении губернаторского срока вслед за президентским до шести лет? Сколько, по Вашему мнению, должен пребывать губернатор у власти?

- У нас есть Устав области. В нем прописан срок полномочий губернатора - пять лет. Я считаю, что это срок вполне достаточный. И в этой части я не вижу смысла проводить реформы. Есть вполне понятные оценки эффективности деятельности губернатора: если ты смог себя проявить на этом участке работы, то тебя могут вновь назначить, можешь и 10 лет проработать, и 15.

Не считаю верным также сравнивать длительность губернаторского и президентского сроков. У президента уровень ответственности и круг обязанностей несравним с губернаторскими. Поэтому для президента России шесть лет - нормальный срок. А для нас, я думаю, вполне достаточно пятилетки.