Эксклюзив 20 февраля 2009 г. 11:15

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев: "Любая задача решается, когда есть хорошая цель"

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев: "Любая задача решается, когда есть хорошая цель"

На вопросы агентства "Интерфакс-Поволжье" отвечает губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

- Международная профессиональная выставка коммерческой недвижимости MIPIM в 2009 году пройдет 10-13 марта в Каннах (Франция). Многие крупные компании уже заявили, что из-за кризиса не будут участвовать на предстоящей выставке MIPIM, а приедут просто как посетители. Будет ли Нижегородская область принимать участие в выставке?

- Да, Нижегородская область будет участвовать в выставке MIPIM в этом году с отдельным стендом. Мы с прошлой осени очень плотно работаем с организаторами MIPIM, и у нас нет сведений, что масштабы выставки в этом году будут значительно меньше, чем раньше. Напротив, по нашим сведениям, соберется около 80 стран, свое желание принять участие в выставке уже выразили 1170 делегатов из 383 крупнейших инвестиционных компаний.

Этот форум - один из самых известных в мире. Он специализируется на коммерческой недвижимости, и большинство объектов, которые там демонстрируются - это объекты, которые хорошо просчитаны, имеют проработанные бизнес-планы, хорошую составляющую с точки зрения архитектуры и градостроения. Где, как не там, учиться себя позиционировать и сравнивать себя с теми, кто находится на передовых рубежах. Мы говорим о том, что нам необходимо призвать в регион лучших инвесторов, а не просто ждать, чтобы пришел любой. Да мы и сейчас уже не в том состоянии, чтобы, не выбирая, утверждать все, что нам предлагается. Поэтому второй год подряд мы будем участвовать в выставке отдельным стендом со своей экспозицией. В 2008 году нашу экспозицию очень активно посещали, мы посмотрели все другие экспозиции, кое-чему поучились.

- Есть ли отличия экспозиции Нижегородской области в 2009 году от прошлогодней с учетом накопленного опыта?

- В прошлом году мы показывали отдельные локальные проекты, а в этом году сделаем акцент на комплексный подход. То есть, будем представлять большие территории с несколькими привязанными к ним проектами, чтобы инвестор мог оценить потенциал развития не только, скажем, отдельного квартала или микрорайона, а части города в целом, где потенциально можно реализовать десятки, а может быть и сотни возможных предложений. Все это при том, что и наши отдельные проекты довольно весомы и значимы.

Такой комплексный подход, как правило, демонстрируют крупные европейские города - их экспозиции представляют не просто какое-то место, а показывают его важность и значимость в масштабах города, региона. Этому мы как раз стараемся научиться, - чтобы наш стенд был похож на лучшие экспозиции, которые мы видели за прошедшие три года.

Кстати, первый приз на выставке "Зодчество-2008" мы выиграли как раз благодаря такому комплексному подходу.

- Валерий Павлинович, расскажите, какие проекты Нижегородская область планирует представить в этом году на выставке?

- Нижегородская область представит на MIPIM-2009 четыре проекта. Прежде всего - это проект планировки центральной части Нижнего Новгорода. Это наиболее значимая часть города, наиболее привлекательная для инвестиций. Поскольку периферийные участки даже Нижнего Новгорода менее привлекательны для инвесторов, там мы стараемся осуществлять наши инвестпроекты.

Проект планировки центральной части Нижнего Новгорода у нас очень серьезно проработан, причем с применением новых технологий. Мы практически все кварталы перевели на электронный носитель и теперь имеем полную компьютерную картинку - что есть и что будет в ближайшие годы после реконструкции. Это как раз и важно инвестору, он должен на картинке увидеть, что это центральная часть города, как это выглядит со спутника, какие параметры сегодня, что предполагается там с точки зрения архитектуры и зонирования построек, какова функция того или иного объекта, как приблизительно его видят архитекторы.

Также создан макет центральной части города, на котором видно, где все это находится. Там же отображены районы многофункциональных общественно-деловых центров, примыкающих к историческому центру - это площадь Сенная, площадь Лядова, Стрелка, район Новое Канавино. Мы их показываем, потому что не можем строить деловые центры в районе исторической застройки. Регламент не позволяет, - и это правильно, - строить здесь здания выше шести этажей, и плотность застройки должна быть понятна всем.

Что нам дает электронизация? Она ускоряет решение многих вопросов по привязке инвестиционных проектов и делает этот процесс прозрачным. Нельзя ничего дорисовать рукой - компьютер из базы вытаскивает то, что там заложено - объем строительства, возможные сроки строительства и приблизительные объемы инвестиций в проект.

Второй проект - это проект развития транспортно-логистической схемы Нижнего Новгорода и прилегающих территорий, включая транспортную составляющую проектов "Борская пойма" и нижегородского технопарка "Анкудиновка", которые мы показывали на MIPIM в прошлом году. Речь идет, прежде всего, о развитии логистических возможностей территории вокруг нижегородского международного аэропорта и в районе пересечения будущего Северного обхода Нижнего Новгорода и федеральной трассы М7 "Москва - Нижний Новгород", а также в самом областном центре. Кроме того, мы покажем проект интермодального комплекса на базе железнодорожного контейнерного терминала в районе Доскино, реализуемый на площади 150 га, проект реконструкции нижегородского аэропорта с перспективой организации сообщения с железнодорожным вокзалом Нижнего Новгорода.

Хочу отдельно сказать про планы развития авиационного комплекса нижегородского аэропорта, о том, как он, по нашему мнению, должен выглядеть. Там имеется 800 га земли, и сейчас мы готовим документацию для проведения международного конкурса на развитие аэропорта. Нижегородский аэропорт имеет важное значение, находится в центральной части России. Думаю, что в этом конкурсе будет участвовать не меньше компаний, чем участвовало в конкурсе на развитие аэропорта "Пулково" в Санкт-Петербурге. Я думаю, месяца 2-3 нам еще понадобится, чтобы подготовить хорошую лотовую документацию и объявить этот конкурс. Мы будем представлять на MIPIM авиационный комплекс нашего аэропорта, чтобы уже сейчас привлекать потенциальных участников на международный конкурс.

Таким образом, проект развития транспортно-логистической схемы представляет не только Нижний Новгород - это уже полная панорама с макетированием прилегающих территорий и того, как эти места выглядят на территории области.

Также на MIPIM-2009 мы будем представлять проект строительства трамплинного и горнолыжного комплекса в Нижнем Новгороде. Итальянские архитекторы разработали концепцию этого проекта, сейчас австрийская фирма Malojer готовит рабочую документацию. Планируется, что комплекс будет включать группу трамплинов длиной 120, 90, 60 и 40 метров, а также всепогодную горнолыжную трассу длиной 400 метров, так называемую "трубу". Там же будет аквапарк, жилой массив, гостиница, торговый центр.

И еще один проект, который мы покажем на выставке - бизнес-сити в микрорайоне Мещерское озеро. Это локальный проект, который предусматривает строительство современного офисного центра в динамично развивающемся и экологичном месте Нижнего Новгорода. Комплекс будет включать офисы, гостиницы, кафе, банки, сервисы, магазины, паркинговую зону. Общая площадь проекта 57 тыс. кв. метров. В оригинальном дизайн-проекте бизнес-сити использованы передовые технологии возведения офисных центров - панорамное остекление, современное инженерное оснащение.

Вот четыре проекта, которые мы будем показывать. Обычно мы показываем на выставке 3-4 проекта - это достаточное количество. Все эти проекты, повторюсь, довольно емкие с точки зрения финансирования. Если говорить, к примеру, о Северном обходе - то это 51 млрд рублей, строительство моста в Подновье, проектирование которого мы заканчиваем, - порядка 60 млрд рублей. Мы рассчитываем, что удастся реализовать эти проекты в форме частно-государственного партнерства, предусмотренной российским законодательством, тем более, что в стране уже есть подобный опыт.

Хочу подчеркнуть, что наши проекты - это не просто проекты строительства "каких-то" дорог. Когда появляется дорога, то в районе ее действия свободные земли приобретают совершенно другое значение, они становятся привлекательными для застройки, то есть заинтересуют конкретных инвесторов. Без дорог сегодня никакую территорию развивать невозможно - это однозначно. Наивно, например, думать, что мы с одним Борским мостом через Волгу, построенным в 1965 году, решим все проблемы первого панъевропейского коридора, второго панъевропейского коридора. Это просто смешно! Борский мост изначально был рассчитан на 1 тыс. автомобилей в сутки и сейчас работает с большим перегрузом. Если мы не будем думать о перспективе и не будем привлекать серьезные частные инвестиции, то одних бюджетных денег нам не хватит. А если и рассчитывать только на бюджет, то реализация проектов может растянуться на очень длительный срок.

- Какова судьба самого крупного из представленных на прошлогодней выставке MIPIM проекта "Борская пойма"?

- Идет рабочий процесс. Недели три назад мы рассматривали концепт-программу, с полным расчетом по инженерии, по питающим мощностям, по транспорту, по конкретным пропорциям - сколько планируется построить жилья, сколько объектов социальной структуры, сколько объектов инфраструктуры. Появилась даже красивая идея побороться за право проведения в Нижнем Новгороде выставки ЭКСПО, которая, как известно, проводится раз в пять лет. Я думаю, 2025 год - это реально было бы для нас. У нас есть очень хорошие возможности, есть территория, которая ложится на этот проект. Я в свое время занимался подготовкой заявки на проведение ЭКСПО-2010 в Москве и знаю все требования, которые международное бюро выставок предъявляет к этим проектам. ЭКСПО, на мой взгляд, вообще хорошо ложится на нашу историю, наши традиции, и если мы создадим здесь современную выставочную торговую территорию, равнозначную Нижегородской Ярмарке 19-го века, то мы сделаем свое дело, так же, как сделали наши предшественники в конце 90-х гг 19 века. У нас любая задача решается только тогда, когда есть хорошая классная цель.

- Минспорта утвердило документ о выделении средств на строительство горнолыжных комплексов, на реконструкцию и строительство трамплинов. В перечень этих объектов входит и нижегородский трамплинный комплекс. Известны ли объемы финансирования?

- Мы давали расчеты и считаем, что трамплин длиной 120 метров в Нижнем Новгороде будет стоить около 1,4 млрд рублей. Такова смета аналогичных сооружений. Наш трамплин будет практически точной копией олимпийского трамплина в австрийском Инсбруке. Строить трамплин, на котором нельзя будет провести Кубок Мира, Чемпионат Мира, Олимпийские Игры - это значит лишить наших спортсменов достойной тренировочной базы. Не будет такой базы - не будут побеждать наши спортсмены и не будет у нас нового Гарри Напалкова.

Мы считаем, что весь объект должен быть инвестиционным - аквапарк, вся система подъемников, закрытая всепогодная горнолыжная трасса, торговый центр, гостиница. А именно 120-ти метровый трамплин будет строиться за счет бюджетных средств. Мы планируем, что рабочая документация по трамплину будет подготовлена к 1 июля 2009 года, и что в третьем квартале мы начнем уже строить. Максимальный срок строительства - 1,5 года, то есть к концу 2010 года трамплин должен начать работать. И у нас до 2014 года остается 4 года, чтобы потренироваться как следует и занять хорошие места на Олимпиаде в Сочи.

- Готовы ли наши производители строймтериалов к реализации инвестпроектов, заявленных, в том числе на MIPIM?

- У нас нет проблемы со строительными материалами самого современного уровня. Все объекты, которые возводятся, - возводятся в точном соответствии с проектами. Если у нас нет каких-то материалов в области, то в России есть. Стройиндустрия Нижегородской области за три года увеличила свои объемы производства в 3,6 раза. У нас появился хороший кирпич и пенобетон, хорошие изделия из дерева, сейчас планируется организовать производство арматуры совместно с Северсталь-Групп, есть разработки и по цементу. Сегодня стройиндустрия не является камнем преткновения для того, чтобы строить. Скорее, ее развитие напрямую связано с появлением инвесторов с конкретными инвестициями. Если такие инвесторы будут, то ни по стройиндустрии, ни по строительному подряду у нас никаких проблем не будет.

- Насколько участие в MIPIM повышает международный имидж Нижегородской области?

- Мы все больше и больше встречаемся с международными фирмами, закладываем новые заводы и коммерческую недвижимость. Вы должны понимать, что это происходит не просто так. Если еще 4-5 лет назад мало кто знал, что это за город Нижний Новгород, то сегодня иностранные инвесторы едут к нам и пытаются завязать контакты, причем на самом высоком уровне. Мы в 4 раза увеличил объем иностранных инвестиций за последние три года. Это показатель, который говорит о нашей инвестиционной активности и о том, что наше инвестиционное поле является привлекательным.

Я несколько раз уже отвечал на вопрос, почему в Нижегородской области не появились современные марки и бренды автомобилестроителей. Мы давно уже являемся автомобилестроительным кластером и когда мы рассматривали предложения Toyota, Volkswagen, PSA Peugeot Citroen, мы оценивали предполагаемые объемы производства. Но когда предлагают объем 45 тыс. автомобилей в год и говорят о полной локализации - это, по крайней мере, для специалистов выглядит смешно, потому что локализация на объеме меньше 100 тыс. машин экономически не выгодна. То есть это будет обычный магазин по продаже якобы собранных у нас машин. Прибавочной стоимости от таких производств никакой нет, рабочих мест - крайне мало, а тогда зачем мы будем землю отдавать сотнями гектаров для такого бизнеса? Тем более, что надо понять, куда будет развиваться автомобилестроение, надо одновременно с объемами иметь высокое качество, высокие потребительские свойства. Я думаю, что в ближайшие 2-3 года это все прояснится.

А что касается других брендов, то мы практически во всех отраслях сделали серьезный шаг вперед. В металлургии осенью прошлого года введен в эксплуатацию новый литейно-прокатный комплекс в Выксе "Объединенной металлургической компании", в 2009 году заканчивается реализация проекта по увеличению объемов переработки нефти на ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", также уже заканчивается проектирование комплекса по производству ПВХ (совместное предприятие ОАО "СИБУР Холдинг" и компании SolVin) мощностью 330 тыс тонн ПВХ в год.

В Дзержинске строится завод по производству строительной и землеройной техники компании Liebherr, первую очередь которого планируется закончить к концу этого года. В Нижнем Новгороде открылось производство кровельных материалов французской Onduline. На Бору планируется организация производства медицинского стекла компании германской Schott.

На какую бы отрасль мы не посмотрели по нашей стратегии развития региона до 2020 года, везде у нас появились якорные инвесторы. Я думаю, что такому интересу иностранных инвесторов к нашему региону способствовало, в том числе, и наше активное участие в международных форумах и наша открытость.

На выставке MIPIM только в прошлом году мы провели около 20 переговоров и заключили соглашения с такими фирмами как Freudenberg, Alcatel-Lucent, Rettenmeier. Каждый год мы обретаем что-то новое и осваиваем новые вещи. Надеюсь, что участие в MIPIM будет не менее плодотворным для нас. Дорогу осилит идущий!

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще