Россия / Эксклюзив 4 мая 2013 г. 20:44

Губернатор Сахалинской области А.Хорошавин: "Японию интересуют российские энергетические ресурсы"

Губернатор Сахалинской области А.Хорошавин: "Японию интересуют российские энергетические ресурсы"

В конце апреля в Токио состоялась презентация экономического, инвестиционного и гуманитарного потенциала Сахалинской области. В мероприятии приняли участие около 300 представителей деловых кругов Японии, в том числе таких крупных компаний, как Tokyo Gas, Mitsui & Co Ltd, Toshiba Corp, Mitsubishi Heavy Industries, JX Nippon Oil & Energy, Yokogawa Electric Corp, JSN & Co, Softbank Corp и других. За последние 5 лет объем взаимной торговли Японии и Сахалинской области увеличился более чем в 2 раза и достиг $7 млрд, что составляет 20% от всего товарооборота России и Японии. Объем накопленного японского капитала за последние пять лет в Сахалинской области достиг $9,2 млрд. С основным докладом на презентации выступил губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. В интервью агентству "Интерфакс" глава региона рассказал о результатах визита и перспективах сотрудничества сторон.

- Александр Вадимович, что, на Ваш взгляд, наиболее интересует Японию с точки зрения экономического сотрудничества с Сахалинской областью?

- В рамках презентации Сахалинской области у меня были встречи на уровне руководителей ведущих министерств Японии, с руководителями самых крупных компаний этой страны. Прежде всего, японскую сторону интересуют наши энергетические ресурсы. Это очевидная вещь, и лукавить здесь нечего. В первую очередь наших соседей интересует сжиженный природный газ (далее СПГ – ИФ). Тема СПГ поднимается практически на каждой встрече в Токио.

- С чем связан такой повышенный интерес именно к этой теме?

- Это результат последствий фукусимской трагедии, которая случилась в марте 2011 года. Произошло значительное снижение выработки электроэнергии на АЭС, возник энергодефицит. В нынешних условиях увеличение поставок сжиженного природного газа для Японии приобретает не просто стратегическое значение, а становится вопросом выживания. Именно поэтому этот вопрос поднимается на всех возможных площадках обсуждения. И именно поэтому японская сторона приветствует наши намерения по строительству сети заводов СПГ на Дальнем Востоке, в том числе и на Сахалине. Мы надеемся, что эти проекты будут реализованы.

Этой теме был посвящен целый ряд переговоров, который у меня состоялся и с компанией Tokyo Gas, и с компанией Tokyo Electric Power Company, и с компанией Mitsui & Co Ltd. Поднимался этот вопрос и в министерстве экономики, и в других министерствах, где у нас были двусторонние встречи.

- Какие вопросы помимо поставок СПГ заинтересовали партнеров?

- Ряд проектов, которые мы бы хотели продвигать в ближайшей перспективе, также очень заинтересовали японских представителей. Во-первых, это проект энергетического моста, опять по той же самой причине, по которой их интересует сжиженный природный газ, в связи с дефицитом электрической энергии. Мы понимаем, что подводный кабель (проект предусматривает прокладку подводного кабеля между Сахалином и Японией по проливу Лаперуза, строительство энергопринимающих и энергопередающих устройств на японском о. Хоккайдо – ИФ) – это все-таки определенная зависимость. Тот, кто владеет рубильником, тот, как говорится, владеет ситуацией. Поэтому мы понимаем определенную осторожность Японии в этом отношении, но, я думаю, японцы могли уже убедиться в ответственности Сахалина, в ответственности компаний, которые работают на Сахалине, оценили их как весьма респектабельных и надежных партнеров. Наши предложения с интересом были выслушаны, и японская сторона сейчас размышляет над ними.

Следующий вопрос, который обсуждался в ходе встреч, это строительство транспортного коридора "Восток-Запад", который в случае реализации обеспечит позицию Сахалинской области как одного из ключевых центров сотрудничества России со странами АТР. Этот проект предусматривает создание транспортных переходов "Сахалин-материк" и "Сахалин-Япония" через проливы Невельского и Лаперуза. Пока же мы можем говорить только о российской части этого коридора - между островом Сахалин и материком. Этот вопрос обсуждался на правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, которую не так давно провел в Якутске Дмитрий Анатольевич Медведев. В итоговом протоколе был отдельно выделен пункт с поручением именно по этому объекту. Накануне поездки в Токио у меня состоялась встреча с первым вице-премьером Правительства Российской Федерации Игорем Ивановичем Шуваловым, он высказал определенные пожелания, в частности, чтобы мы обсудили вопрос по формированию грузовых потоков и дальше - от Японии на Сахалин и потом на запад.

В случае комплексной реализации проекта строительства переходов "Материк - Сахалин" и "Сахалин - Хоккайдо" транзит через нашу территорию к 2030 году оценивается в более чем 27 млн тонн грузов в год. Речь идет, в том числе и о поставках угля, лесных грузов, черных металлов в Японию, а также перевозки контейнерных грузов в обоих направлениях. Проект может дать мощный импульс и развитию регионов - Сахалинской области и японского Хоккайдо.

Кроме того в ходе презентации правительство Сахалинской области подписало несколько соглашений о сотрудничестве в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности, в области спорта и туризма, в сфере совместных археологических исследований.

- Вы затронули очень интересную тему - проект соединения Сахалина с материком. В какой стадии он находится?

- Мы уже достаточно глубоко погрузились в этот вопрос и видим, какие варианты такого перехода могут быть. Их три. Мы примерно понимаем, сколько это будет стоить - порядка 400 миллиардов рублей. Может быть чуть-чуть подороже, с учетом инфляции, но это по цене сопоставимо, например, с газовой трубой Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Мы считаем, что это не менее значимый проект, чем проект газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток, поэтому сейчас над этим вопросом активно работаем.

Но мы бы хотели дальше выстроить коммуникацию и перевести этот проект в международную плоскость, протянуть его до Хоккайдо. При всем различии экономик Сахалина и Хоккайдо, России и Японии, все-таки есть и на Хоккайдо серьезные проблемы, решить которые позволит именно этот проект. Я достаточно внимательно ознакомился с экономическими показателями этого японского острова и вижу, что там есть серьезные проблемы. Там далеко не все хорошо, например, существует проблема оттока населения. Там есть серьезные проблемы с рабочими местами, проблемы с уровнем жизни. Некоторые хоккайдские города переживают очень непростые времена, поэтому вот такие международные проекты, конечно, могут способствовать развитию экономики и Хоккайдо и Сахалина.

Реализация этого проекта также укрепит двусторонние связи, политическое и гуманитарное сотрудничество, позволит существенным образом поднять уровень жизни на приграничных территориях обеих стран.

- Каков главный, по Вашему мнению, результат поездки и презентации Сахалинской области в Японии?

- В развитие двусторонних связей между Сахалинской областью и Японией вложены огромные усилия с обеих сторон. Убежден, что эта масштабная презентация придаст новый импульс нашему сотрудничеству. Конечно, мы привезли и показали в Токио гораздо более широкий спектр проектов – в лесопромышленном комплексе, сельском хозяйстве, рыбопромышленной отрасли, угледобыче, и многое-многое другое. И во всех этих направлениях мы рассчитываем на последующее результативное экономическое сотрудничество с японской стороной.

В свою очередь я пригласил представителей Японии, как давних и добрых соседей, посетить Сахалинскую область, чтобы они смогли на месте изучить наши возможности и удостовериться в нашей готовности взаимодействовать, нашли общие интересы, которые вырастут в эффективные и взаимовыгодные проекты.