Ульяновская область представила на VIII Международном инвестиционном форуме "Сочи-2009" экспозицию под брендом "Ульяновск - авиационная столица России". Об итогах форума и перспективах представленных проектов рассказал "Интерфаксу" глава региона Сергей Морозов.
- Сергей Иванович, с какими проектами и предложениями Ульяновская область была представлена на форуме?
- Мы вышли на форум с несколькими проектами, которые имеют федеральное значение. Прежде всего, это проекты, связанные с авиационной тематикой - важнейшей сферой для нашего региона. Они занимают в экспозиции особое место.
В прошлом году Ульяновская область стала победителем федерального конкурса на право организации особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ-ИФ) - практически единственной авиационной портовой зоны в России. Хочу отметить исключительную важность ее создания. Ведь сегодня абсолютное большинство наших судов, которые мы приобрели, в том числе и за границей, вынуждены летать на техническое обслуживание либо в Европу, либо в Китай - а это означает отток огромных денег из страны и создание рабочих мест не внутри, а за ее пределами. Мы считаем, что это абсолютно неправильно с учетом того, что Россия все же авиационная держава.
На сочинском форуме мы доложили премьер-министру РФ Владимиру Путину о том, что считаем необходимым срочно принимать активные меры, чтобы особая экономическая зона могла жить полноценной жизнью, а не пребывать в полузамороженном состоянии. Мы ждем от федеральных властей принятия соответствующих постановлений. Подчеркну, что здесь не нужны никакие деньги по большому счету, здесь нужно принципиальное решение, что зона начинает работать, а резиденты могут вкладывать свои деньги. Сегодня у нас уже есть пять потенциальных резидентов, готовых вложить почти 6 млрд рублей своих инвестиций и создать предприятия, которых нет в Российской Федерации. И мы можем благодаря таким компаниям занять нишу в мировой экономике, связанную с техническим обслуживанием судов.
Что касается инвестиций в ПОЭЗ со стороны государства, то необходимо порядка 700 млн рублей для создания таможенной зоны, так как это уровень федеральных полномочий. За счет региональных средств мы уже создаем в ПОЭЗ необходимую инфраструктуру, частные собственники продумывают в рамках частно-государственного партнерства инфраструктуру, связанную с энергетикой.
Реализовав все эти планы, мы уже через пару лет будем иметь возможность получать ежегодно до полумиллиарда рублей налоговых платежей, не говоря уже о количестве новых рабочих мест.
- Региональной программой "Ульяновск - авиационная столица" на 2009-2011 годы предусмотрено создание авиационного кластера в регионе с довольно значительным объемом инвестиций в проект. Как движется работа в этом направлении?
- На форуме одной из наших целей было показать и руководству страны, и нашим потенциальным партнерам, что мы создали по-настоящему профессиональный авиационно-промышленный, научно-образовательный кластер. Это не просто набор каких-то предприятий, который как у нас часто бывает, называют кластером. Ничего подобного. Мы целый год потратили на изучение работы подобных кластеров в Европе - Франции, Бельгии, Германии.
Сегодня мы создали управляющую компанию, которая подписала соглашения со всеми участниками наших взаимоотношений - и с авиасборочными предприятиями, и с конструкторскими бюро, и с образовательными учреждениями, и с малыми инновационными предприятиями. В том числе подписано соглашение с национальным центром авиации, с тем чтобы объединить все наши проекты, все наши технические характеристики в одно целое, направленное на поиски финансирования новых разработок в авиации.
- Привезла ли ваша делегация на форум готовые промышленные разработки?
- В качестве одной из новых разработок мы показали Владимиру Путину проект под названием "летающая тарелка" (аэростатический термобалластируемый летательный аппарат (АТЛА) - ИФ). Это пилотируемый летательный аппарат различной грузоподъемности, к которому, кроме промышленников, проявляют активный интерес МВД, МЧС, экологи, кадастровые службы.
Не секрет, что мы все дальше и дальше в Сибирь и в Арктику уходим для розыска и разработки наших месторождений, и чтобы туда добраться, нужно либо строить супердорогую инженерную инфраструктуру, либо использовать очень дорогие вертолеты. Я уже не говорю про пожары в крупных лесных массивах, которые очень трудно тушить. Наш аппарат в 25 раз дешевле в эксплуатации, чем те же сегодняшние вертолеты. Это совершенно новый уникальный аппарат, при создании которого использованы инновационные технологии и который может непрерывно находиться в воздухе 100 часов.
Сегодня изготовлен экспериментальный образец, а в 2011 году планируется произвести первый промышленный образец грузоподъемностью до 3 тонн. В перспективе мы готовы выйти на создание таких аппаратов грузоподъемностью 20, 40 и 600 тонн.
Также мы представили свою новую разработку в машиностроении - электромобиль. С учетом того, что происходит сейчас в автомобильной промышленности, мы приняли решение диверсифицировать экономику, найти новую нишу для тех наших предприятий, которые работали, в частности, с "АвтоВАЗом". И одна из таких ниш - то, что мы сегодня начинаем производить электромобили. Наши электромобили вдвое дешевле иностранных аналогов. Например, по соотношению "цена - качество" они превосходят китайские образцы, которые начинают поставляться в Россию. Мы предлагаем правительству и нашим потенциальным партнерам посмотреть внимательно на данную разработку. Этот электромобиль может быть использован, к примеру, на Олимпиаде в Сочи, он может быть востребован у нашей милиции для патрулирования улиц, площадей. Преимущества очевидны - не надо жечь дорогостоящий бензин, отравлять экологию, не надо покупать дорогостоящие автомобили. Вот - классный электромобиль! Он производится в Ульяновске, и мы достаточно активно его начинаем использовать.
- С какими еще предложениями выступает сегодня Ульяновская область?
Еще одна тема, на которую мы хотели обратить внимание премьер-министра, - это развитие стройиндустрии. Нам бы хотелось, чтобы он дал поручение рассмотреть вопрос, связанный с разработкой комплекса мер стимулирования, обновления, модернизации отрасли стройиндустрии.
Мы сегодня пришли к пониманию, что если мы действительно хотим создавать совершенно новую экономику - мы должны обратить внимание на стройиндустрию. Ведь сейчас при строительстве любого нового промышленного предприятия применяются иностранные технологии. Технологии, которые есть в России, - очень энергоемкие, неэффективные, зачастую неэкологичные, и они уступают иностранным по качеству. При этом сегодня в России ни одно министерство не занимается стройиндустрией как таковой, как локомотивом экономики, как мы говорим. Именно поэтому мы обратили внимание премьер-министра на то, что нужно уделить первостепенное внимание этому вопросу и на примере одного из проектов показать, что мы уже делаем, чтобы быть конкурентоспособными в этой сфере.
- На стенде Ульяновской области вы презентуете проект создания региональной промышленной зоны "Заволжье". Насколько в условиях кризиса успешна реализация данного проекта?
- В рамках форума мы с министром регионального развития РФ Виктором Басаргиным подписали очень важный для нас документ - Соглашение о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта "Создание первой очереди промышленной зоны "Заволжье". Общая стоимость проекта - более 7 млрд. рублей, причем расходы федерального, областного и муниципального бюджетов составят порядка 400 млн. рублей, а остальные средства предоставит инвестор. Уже до конца года за счет бюджетных средств будет построено несколько отрезков автомобильных дорог, ливневые канализации и канализационная насосная станция, водопровод, наружное освещение. Уверен, это - очередной серьезный шаг на пути дальнейшей модернизации экономики нашего региона.
- Какие-то еще соглашения были подписаны в рамках форума?
- Конечно, привлечение инвестиций в регион - одна из главных задач, которую мы решаем, участвуя в подобных форумах. В рамках инвестиционного форума "Сочи-2009" было заключено два трехсторонних инвестиционных соглашения на сумму 3,6 млрд. рублей. В частности, заключено соглашение между правительством области, чешской компанией "Склострой" и ООО "Симбирские стройматериалы" по строительству второй очереди завода по производству стеклянной тары в поселке Красный Гуляй Сенгилеевского района. Объем инвестиций составит 2,9 млрд. рублей, а объем производства - 390 млн. бутылок в год.
По соглашению между региональным правительством, Ташлинским ГОКом и компанией "Склострой" будет построена третья очередь горно-обогатительного комбината мощностью 50 тонн обогащенного кварцевого песка в час. Объем инвестиций по второму соглашению составил 675 млн. рублей. Основными потребителями этой продукции станут крупнейшие компании, производящие оптические и автомобильные стекла.
Реализация проектов начнется уже с 2009 года. Как ожидается, стекольный завод будет введен в эксплуатацию в 2010 году, а третья очередь ГОКа - в 2011 году.
Кроме этого, мы подписали соглашение с генеральным директором ОАО "Соллерс" Вадимом Швецовым и председателем правления ОАО "Россельхозбанк" Юрием Трушиным по льготному кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей на покупку автомобилей "УАЗ".
- Чем Ульяновская область так привлекательна для инвесторов?
- Факторов много. Выгодное географическое положение, наличие транспортной инфраструктуры, но главное - это тот благоприятный инвестиционный климат, который создан в области. Но кризис диктует свои условия, и мы пошли дальше и планируем предоставить инвесторам новые преференции.
Будет введен статус "инвестора, реализовавшего инвестиционный проект в особых условиях", то есть в период с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2012 года. Получившим этот статус инвесторам, будет установлена ставка 0% по налогу на имущество организаций, понижена до 13,5% налоговая ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, предоставлено освобождение от транспортного налога сроком на 5 лет.
Кроме того, предусматривается предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области на возмещение части затрат, понесенных в ходе реализации инвестиционного проекта.