Союз производителей продукции на растительной основе появился в России в этом году, в настоящее на рынке около 40 производителей, число которых постоянно растет. Основными потребителями такой продукции являются приверженцы здорового образа жизни, веганства, бережного отношения к природным ресурсам и животным, а также те, кто рассматривает продукты на растительной основе как профилактическое питание. О трендах развития индустрии, перспективах отечественных производителей, а также о том, как продукция на растительной основе повлияет на рынок продуктов питания в целом, в интервью "Интерфаксу" рассказала после круглого стола в Евразийской экономической комиссии, посвященного будущему растительной продукции на евразийском пространстве, исполнительный директор союза Валерия Родина.
- Сегодня в обществе наблюдается устойчивый тренд на здоровый образ жизни, который сказывается на потреблении определенных продуктов. Насколько сейчас продукты на растительной основе популярны в России?
- Прежде всего, нужно отметить, что мы становимся свидетелями зарождения новой отрасли, рынка продукции на растительной основе. Мы в самом начале пути, поэтому официальной статистики об объемах рынка на сегодняшний день нет. Мы только начали проводить работу с органами государственной власти, чтобы кодифицировать отрасль.
Сейчас мы используем экспертную оценку, согласно которой, действительно, наблюдается повышение спроса на растительную продукцию. Этому, в том числе, способствует рост популярности здорового образа жизни, а также распространение все более осознанного подхода к выбору продуктов питания. Это видно по таким признакам, как появление широкого ассортимента продукции на растительной основе – растительного молока, йогуртов на растительной основе, котлет, колбас на прилавках магазинов.
За рост популярности продуктов на растительной основе говорит и тот факт, что мы видим положительную динамику в объемах производства. Например, по нашим данным, производство растительного молока в России выросло за год в три раза! По растительной мясной продукции тоже видим рост. Здесь производство увеличилось почти в два раза! Рост спроса на растительную продукцию подтверждается еще и тем, что растут объемы импорта. В частности, в прошлом году Россия импортировала около 15 тыс. тонн растительного молока. При этом в I полугодии 2021 года мы завезли в страну уже почти 11 тыс. тонн. Полагаю, что в конце года импорт растительного молока составит почти 20 тыс. тонн.
Релевантны данные и сетевых ритейлеров. Так, по их данным, 58% покупателей внимательно изучают содержимое, указанное на этикетке товара, и следует принципам ЗОЖ. Растительное молоко становится по настоящему популярным. Его продажи, по данным "Магнита", в 2020 году выросли в 3 раза. В январе-августе этого года по сравнению с прошлым годом продажи растительного молока выросли на 35% в натуральном выражении. При этом покупатели чаще всего приобретают такое молоко в упаковке большого объема и сразу несколько упаковок. Это говорит о том, что потребитель распробовал подобную продукцию и приобретает ее для ежедневного использования.
Как я уже говорила, спрос на такую продукцию формируется трендом на здоровое питание. Пища на растительной основе способствует снижению риска появления ряда заболеваний. Она полезна для людей, которые страдают от непереносимости лактозы, у кого выявлены сердечно-сосудистые заболевания или ожирение. К сожалению, в России увеличивается количество страдающих этим недугом не только среди взрослых, но и среди детей. Так по данным Роспотребнадзора, избыточная масса тела обнаружена у 18% обследованных школьников в России, ожирение - у 8%. Мы понимаем, что спрос на растительную продукцию будет расти среди тех, кто хочет сделать свой рацион более сбалансированным, чтобы сохранить или улучшить свое здоровье.
- Какую продукцию можно назвать растительной?
- К ней относятся продукты, не содержащие белков животного происхождения, в ее основе именно растительные белки. Они производятся из натуральных продуктов, из которых современные технологии позволяют извлекать белок вместе с пищевыми волокнами. Кроме того, растительные продукты имеют высокую пищевую ценность, поскольку обогащены витаминами и микроэлементами. Растительные продукты разделяются на молочные и мясные, из них в свою очередь делают растительные сыры, растительные йогурты, растительные котлеты и фарш, соусы и даже мороженое. В перспективе может появиться и рыбная продукция. Кроме того, уже сейчас за рубежом появились растительные яйца, которые по своему виду и вкусовым ощущениям совпадают с традиционными. Ожидаем, что вскоре и наши производители начнут производить такую продукцию.
- На Ваш взгляд, какое отношение к растительным продуктам в целом в России?
- Абсолютно точно, что большинство жителей России знают растительные продукты. Преимущественно это молодежь, которая выступает за осознанное потребление. Для них выбор продукции обусловлен не только решением функциональной задачи, но прежде всего, этическими соображениями, связанными с сохранением экологии планеты.
Старшее поколение менее осведомлено о растительной продукции. У них сложилось нейтральное отношение к ней.
Мы можем смело озвучивать эти тенденции, так как они подкреплены исследованием ВЦИОМ. В нем приняли участие почти все регионы страны. Так, 58% опрошенных понимают, что растительное мясо состоит только из растительных компонентов, в которые не входят животные ингредиенты. В то же время 14% ответили на вопрос неправильно: они считают, что в состав входят и продукты животного происхождения.
Интересный факт, что из 58% опрошенных 79% не пробовали такую продукцию вообще. Это значит, что уровень осведомленности в целом высокий. Похожая ситуация и с растительным молоком: 48% понимают, что кокосовое, миндальное, фисташковое молоко делается без добавления животных ингредиентов. "Путаются в показаниях" примерно 15% опрошенных.
На основании исследования можно заключить, что использование терминов "растительное мясо" и "растительное молоко" не вводит в заблуждение потребителей. Результаты исследования говорят о том, что большинство респондентов осознает, что такое растительные продукты и понимают, из чего они производятся. В связи с этим мы считаем, что использование каких-то других терминов приведет к тому, что потребитель будет, напротив, введен в заблуждение. И подобные действия будут носить дискриминационный характер для отрасли.
Важно, что география осведомленности о растительной продукции не связана только с Москвой и Санкт-Петербургом. Про растительные продукты знают и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
- Есть ли данные по доле рынка у производителей этой продукции в России? Растет ли эта доля или наоборот уменьшается?
- Наша пищевая промышленность в этой сфере не отстает от зарубежной и по объемам производства, и по качеству продукции. Мы можем говорить, правда пока по косвенным признакам, что российские производители занимают 30-40% отечественного рынка, при этом его рост можно оценить в 15-17% ежегодно. Компании расширяют ассортимент, растут производственные мощности. Однако назвать точные цифры мы сейчас не можем, так как отрасль абсолютно новая. Изначально она формировалась энтузиастами, которыми, зачастую, были представители веганского сообщества. Потребители стали больше узнавать о преимуществах растительной продукции, о том, что она полезна для здоровья, что ее производство не вредит экологии планеты. В результате обнаружился в буквальном смысле спрос, который не могли предсказать даже самые смелые прогнозы. В отрасли появилось довольно много стартапов. Многие крупные предприятия стали диверсифицировать свой бизнес, в них стали появляться новые направления в рамках существующих производств. Сейчас мы видим, что в эту сферу приходит крупный бизнес. Такие направления производства появляются, в том числе, у компаний, которые специализируются и на масложировой, и на молочной продукции. Поэтому мы ожидаем, что отрасль будет развиваться галопирующими темпами.
- Где сегодня располагаются основные производства в России?
- По всей стране. География производителей растительного молока выглядит следующим образом: лидирует, конечно, Москва, далее идет Санкт-Петербург, Ленинградская и Нижегородская области, Алтайский край, Челябинская область, Хабаровский край, Новосибирская область.
Что касается мясной продукции, то в рейтинге производителей на первых местах Москва и Московская область. Далее идут Рязань, Челябинская, Вологодская и Новосибирская области, Республика Марий Эл, Кемеровская область, Алтайский край, Санкт-Петербург, Новгородская область. Также можем отметить, что зачастую производство располагается в нетрадиционных для сельского хозяйства субъектах федерации. Это значит, что расширение производства растительной продукции позволит вовлечь в процесс сельского хозяйства и те регионы, у которых прежде не было такой специализации.
Среди регионов больше всего импортируют растительные продукты Московская область и Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Приморский и Краснодарский края, Калининградская и Свердловская области. Основными же регионами-экспортерами являются Челябинская и Московская области, Москва, Томская, Псковская, Новгородская области. Наша растительная продукция в основном поставляется в Белоруссию и Казахстан. Фактически мы говорим о том, что вся страна так или иначе вовлечена в этот процесс.
- Какое сырье используется в производстве?
- Растительные молочные продукты питания, как правило, готовятся из сои, миндаля, риса, овса, кокоса, лесного ореха, кешью. Мясные растительные продукты изготавливают из сои, гороха, чечевицы, тофу, риса и других компонентов. Причем технологии создания таких продуктов шагнули настолько далеко вперед, что при слепых дегустациях растительных мясных продуктов большинство людей не может сказать, из мяса эта котлета или из растительных ингредиентов.
В целом, в России достаточно большой потенциал для развития производства – существует собственная сырьевая база. Преимущественно используется местное сырье, которое выращивается у нас на полях без ГМО. В этом наше конкурентное преимущество. В нашей стране достаточно ресурсов: воды, земли, подходящие агроклиматические условия, чтобы кормить весь мир здоровыми и экологичными продуктами.
- Как развивается эта отрасль производства за рубежом? Есть ли у российских компаний перспективы для экспорта?
- Рынок растительных продуктов за рубежом стремительно растет. Также можно отметить, что объем рынка растительного мяса даже на несколько процентов больше, чем рынок растительного молока. Так, мировой рынок продуктов на растительной основе в 2018 году оценивался в 14 млрд $ и по прогнозам вырастет до 82 млрд $ к 2026 году, а к 2030 году составит 150 млрд $.
С учетом того, что потенциал рынка за рубежом и темпы его роста достаточно большие, Россия может адекватно встроиться в международные производственные цепочки и занять свое место на рынке экспорта растительной продукции. Потенциально мы оцениваем экспорт в $15 млрд. Здесь для нас приоритетными рынками могут являться страны Азиатско-Тихоокеанского региона - Индия, Китай, Япония, где существуют традиции потребления растительных продуктов.
На наш взгляд, на фоне введения трансграничного углеродного регулирования, а вместе с ним и тренда (моды) на низкоуглеродную продукцию во всех секторах экономики, весьма вероятным выглядит сценарий с высокими темпами роста потребления и производства продуктов питания на растительной основе. Кроме того, в перспективе 2050 года растительная продукция способна внести значительный вклад в решение глобальной проблемы голода. Население Земли будет с каждым годом увеличиваться, а традиционное животноводство не сможет всех обеспечить продовольствием, т.к. имеет ограничения роста. Производство растительных продуктов способно решить эту задачу, а также помочь снизить негативное воздействие на экологию.
Уже сейчас формируется тренд на персонализированное питание, который сможет удовлетворить потребности человека в необходимых микроэлементах и витаминах. Поскольку такая продукция является высокотехнологичной, развитие пищевых технологий потребует появления новых кадров, эта сфера будет развивать и сопутствующие отрасли также. А расширение ассортимента на полках магазинов за счет растительного молока и растительного мяса будет способствовать развитию конкуренции, а значит и снижению цен на продукты питания.
- Сколько времени может занять появление кодификации?
- Мы ставим для себя достаточно амбициозную цель. Считаем, что этот вопрос можно будет урегулировать в течение года. Мы активно взаимодействуем с ФОИВами. Этот приоритет в нашей работе обусловлен тем, что на текущий момент у растительной продукции отсутствует нормативное определение, ее нет ни в кодах ТН-ВЭД, ни в кодах ОКПД-2. Поэтому Росстат пока не дает точных данных о том, сколько растительного молока или растительного мяса производится и потребляется на сегодняшний день в России.
Именно поэтому мы направили документы в Минэкономразвития России, Минпромторг России и Агроэкспорт с просьбой выделить соответствующие коды для мониторинга экспорта. Следующий этап - составление кодификации для внутреннего рынка. Однако это будет возможно сделать только после того, как появятся государственные стандарты ГОСТ-Р, которые установят определение растительной продукции, идентифицируют ее.
После этого мы инициируем разработку изменений в текущие постановления правительства, которые позволят расширить меры господдержки непосредственно для наших производителей.
- Т.е. предположительно, к началу 2023 года компании смогут претендовать на какие-то субсидии?
- Возможно. Это, прежде всего, будет зависеть от нормативных сроков. Но мы надеемся, что, учитывая инвестиционную привлекательность и экспортоориентированность предприятий, федеральный законодатель в приоритетном порядке согласует нам изменения. Это позволит производителям претендовать на меры поддержки, в частности льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты, а также льготный НДС, компенсацию затрат на транспортировку продукции. Помимо внесения изменений в соответствующие постановления правительства потребуются и изменения Налогового кодекса.
- Какие еще цели ставит перед собой Союз?
- Сейчас дискуссия о здоровом питании существует в довольно узкой аудитории – среди приверженцев ЗОЖ и веганства, она не вынесена на общегосударственный уровень. В связи с этим популяризация здорового питания является нашей ключевой задачей. Считаю, что для здоровья нации важно продвигать здоровое питание и рассказывать населению о том, что такое растительная продукция, и как необходимо правильно питаться, чтобы сохранить здоровье и прожить долго.