Россия / Эксклюзив 17 ноября 2014 г. 15:13

Президент ГК "Дикси" И.Якубсон: "Цены на продукты питания в России спекулятивно не вырастут"

Россияне опасаются роста цен на продукты питания в связи с продовольственными санкциями в отношении продукции из ЕС, США и ряда других стран. Президент группы компаний "Дикси", под управлением которой работают сети "Дикси","Виктория" и "Мегамарт", Илья Якубсон рассказал в интервью "Интерфаксу", почему этого не произойдет, и какие меры для сдерживания роста цен предпринимают ритейлеры и правительство России.

Президент ГК "Дикси" И.Якубсон: "Цены на продукты питания в России спекулятивно не вырастут"

- Илья Адольфович, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в октябре заявил о новой концепции развития потребительского рынка до 2020 года. На Ваш взгляд, не мешают ли попытки регулирования отрасли здоровой конкуренции?

- Обсуждение стратегии только началось. В концепции, предложенной Мантуровым, речь идет о создании условий для мелких предпринимателей, снятии административных барьеров. Мы положительно оцениваем тот факт, что для такой крупной индустрии как ритейл наконец-то разрабатывается стратегия. При этом мы считаем, что на рынке должна быть свобода конкуренции и единые правила для всех. Например, требования по чистоте и безопасности должны быть одинаковыми и для крупных игроков, и для маленьких придорожных магазинов.

Большой ритейл сегодня работает по принципу саморегулирования, и это именно инициатива правительства. За последние годы на базе саморегулирования, на базе Кодекса добросовестных практик, подписанного ритейлерами, производителями, поставщиками продовольственной продукции, удалось снять многие противоречия. В последние годы государство стало уделять повышенное внимание торговле, но действует оно довольно аккуратно, понимая, что грубое вмешательство негативно скажется, прежде всего, на потребителе, которому придется покупать товары втридорога.

- Вашу компанию приглашают к обсуждению законодательных и правительственных инициатив?

- Да. Еще пять-шесть лет назад мы не могли представить, что к нам будет такой интерес как на уровне профильных министерств, так и на уровне вице-премьеров. Мы регулярно бываем на совещаниях вице-премьеров Игоря Шувалова и Аркадия Дворковича. Ситуация с вводом продовольственных санкций демонстрирует, каких успехов можно достичь, когда бизнес и государство действуют совместно.

- Каков ваш прогноз по росту цен на продукты в России?

- Цены растут каждый год: индексируются зарплаты, растут тарифы, и на цене сказывается не только отсутствие поставок из Европы, но и, например, рост цен на электроэнергию. Цены будут расти, но не спекулятивно, а в рамках обычного. Давать же прогноз роста в процентах - сложное и неблагодарное дело.

- Испытали ли вы трудности в связи с введением продовольственных санкций?

- Представьте, что мы 15 лет получали огурцы, груши, яблоки с территории ЕС, и вдруг в один день это закончилось! Санкции повлекли за собой серьезные дополнительные усилия - нужно было найти новых поставщиков, везти товары из более отдаленных стран, с которыми у нас, к тому же, не было опыта работы.

В последние месяцы происходила титаническая работа по перенастройке цепочки поставок. Сейчас система уже выстроена, идет ее оптимизация, наращивание объемов, приобретение опыта поставок и их удешевление. Это позволяет надеяться на стабилизацию цен.

- Расскажите об этих новых поставщиках: кто они, на каких условиях работают?

- С предыдущими поставщиками было доверие друг к другу: мы сотрудничали по много лет. Пока в отношениях с новыми поставщиками - из Чили, Уругвая, Пакистана и Индии - есть некая настороженность. Сейчас начались первые поставки, идет процесс выстраивания отношений, притирка.

Например, львиная доля киви в течение года приходила из Испании. После запрета был период, когда вообще во всей России несколько недель не было киви. Сейчас мы везем эти фрукты из Ирана. Так что из всех ситуаций можно найти выход.

- Были ли какие-то проблемы с поставщиками? Может быть, на какой-то товар не удавалось быстро найти замену?

- Таких проблем много: с одной стороны, полки ломятся от товаров, а с другой стороны - некоторые товары пропали, и найти замену им сложно. Например, был период, когда в России не было хорошего болгарского перца, привозили мелкий, не того качества, к которому все привыкли. Благородные сыры, про которые каждый день не вспоминаешь, почти пропали. Но мы находим выход из положения. Например, мы начали делать овощные консервы очень высокого качества под собственной торговой маркой в Краснодаре.

В результате корректировки ассортимента в обороте сети несущественно уменьшилась доля овощей и фруктов, по некоторым категориям изменилась структура закупок, но на средний чек и товарооборот в целом это не повлияло.

- Расскажите, пожалуйста, о собственной торговой марке "Дикси". Она чем-то отличается от собственных торговых марок (СТМ) других ритейлеров?

- Марка "Д" - товар высокого качества. Часто в России продукты под частной торговой маркой обозначают самое низкое качество по самой низкой цене, это не тот случай.

Наш товар проходит длительный цикл вывода товара на полку. Сначала мы объявляем тендер – кто будет производить тот или иной продукт. Затем для выявления победителя проводим "слепые тесты" - респонденты вслепую сравнивают продукцию лидера рынка и нашу. Новый продукт должен набрать 50 и более процентов голосов респондентов против лидера рынка, только тогда он станет товаром "Д". Таким образом, мы производим продукт под девизом "качество лидера по цене ниже лидера".

Найти таких хороших производителей не всегда удается быстро. Например, мы уже полтора года ищем производителя фруктовых соков.

Чтобы качество товара было стабильным, необходимы инвестиции в производство - должно быть только хорошее оборудование и сырье. Мы произвели революцию на российском рынке частных марок, заключая долгосрочные контракты до пяти лет с производителями, чтобы они могли смело инвестировать в производство, понимая, что получат большие объемы от "Дикси".

Продукция под маркой "Д" на 93% производится в России. Остальные 7% просто не могут выпускаться у нас в стране. Например, оливковое масло, маслины. Суммарная доля СТМ в обороте сети сейчас 10,5%. Доля частной марки "Д" в обороте 4%, причем еще весной она составляла 1%. Сейчас мы запустили линейку товаров "первой цены" под новой частной маркой "Первым делом". Под этой торговой маркой будут выпускаться социально значимые продукты питания - хлеб, яйца, мясная и молочная продукция. Таким образом, к концу 2015 года мы прогнозируем рост доли СТМ до 20%.

- Как вы оцениваете перспективы развития сотрудничество с фермерами?

- В супермаркетах "Виктория" есть фермерские уголки, где мы продаем мясные и молочные продукты, особенно хорошо с этим в Калининградской области. Но чтобы снабдить такую сеть как "Дикси", одного фермера или даже консолидатора не хватит. К тому же мы пока не видим большого спроса на фермерскую продукцию. Когда он появится в массовых объемах, мы будем счастливы его удовлетворять. Пока для фермеров, скорее, подходят рынки выходного дня.

Вообще, мы выступаем за развитие местного сельхозтоваропроизводителя. Уже сейчас в категории "Овощи и фрукты" доля российской продукции составляет до 30% в зависимости от сезона. При этом поставки моркови, картофеля, лука, свеклы в течение всего года обеспечиваются российскими партнерами. До 90% ассортимента охлажденного мяса, представленного в магазинах "Дикси", - поставки местных региональных предприятий.

- В начале осени очень много говорили о том, что идет реэкспорт товаров через Белоруссию и Казахстан. Замечаете ли вы это и боретесь ли с такой продукцией?

- Мы крупная федеральная сеть и не можем позволить себе быть вовлеченными в конфликт или скандал – репутационные потери будут намного больше, чем доход от продажи тонны польских яблок. У крупного ритейла разговор ведется на уровне первых лиц, и терять заработанное доверие мы не хотим.

- Можете ли дать прогноз развития ритейла в России?

- Я думаю, что в ближайшие годы все будет развиваться хорошо, и никакие санкции этому не помешают. Пока потребитель будет покупать, мы будем нормально расти. Я думаю, что в ближайшие пять-десять лет в России начнется процесс консолидации ритейлеров. Во всем мире крупнейшие ритейлеры – пять-шесть сетей, которым принадлежит 70-80% рынка. В России даже самые крупные сети по мировым стандартам пока очень маленькие. Мы все будем расти еще долгие годы.

Что будет с рынком в целом зависит от макроэкономики, политики, геополитики. Очень надеюсь, что в ближайшее время рынок уйдет в рост.

- То есть, после введения санкций рынок не упал?

- Конечно, нет. Посмотрите, все демонстрируют рост выше, чем до этого "кризисного" года. У всех нас, безусловно, появились темы для общения, но реально ничего не произошло. Мы растем, открываем магазины, продажи растут, сопоставимые продажи растут. Например, мы перевыполним план по открытию магазинов, который намечали на 2014 год.

Общая выручка группы компаний в октябре 2014 года по сравнению с октябрем 2013 года выросла на 29,5% в рублях или на 1,9% в долларах и составила 19,4 млрд руб. ($477 млн). А всего за десять месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка увеличилась на 25,8% в рублях или 10,9% в долларах и составила 182,9 млрд руб. ($5,1 млрд).

- Расскажите, зачем вы запустили социальный проект "Неравнодушные соседи"?

- Как крупная компания "Дикси" всегда участвовала в социальных проектах, но в какой-то момент их стало так много, что мы перестали понимать, кому и зачем помогаем. Поэтому мы решили, что у нас должна быть конкретная концепция на серьезной платформе. Среди наших работников было проведено исследование – с чем они ассоциируют социальную ответственность "Дикси". В результате получилось, что наша концепция добрососедства отлично вписывается в идею благотворительности: помогаем там, где работаем.

Было выбрано три направления помощи: пожилые люди, семьи в трудной жизненной ситуации и дети, оставшиеся без попечения родителей. Программа долгосрочная, уже вышла на федеральный этап и охватывает все магазины "Дикси" в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Уральском федеральных округах. Каждому покупателю, совершавшему покупку, мы гарантируем, что часть стоимости оплаченного им пакета пойдет на благотворительность, и его вклад обязательно дойдет до адресата.