Промышленность - ключевая для Удмуртии отрасль экономики. Своим взглядом на ее сегодняшнее состояние и болевые точки в отрасли с корреспондентом агентства "Интерфакс-Поволжье" поделился президент Удмуртии Александр Волков.
- Темой нашего предыдущего интервью, состоявшегося весной этого года, были социальные вопросы. Сегодня хотелось бы поговорить с вами о такой важной отрасли Удмуртии, как промышленность. Александр Александрович, в каком состоянии находится эта сфера региона?
- В неплохом. Промышленность является основой нашей экономики: здесь сосредоточено самое большое число рабочих мест, она формирует самые большие поступления налогов в бюджет. В целом мы в этом году смотримся выше среднероссийских показателей по индексу промышленного производства. Если говорить о конкретных предприятиях, на мой взгляд, проблемным остается только Ижмаш.
- Несколько лет назад у всей России на устах были проблемы Ижевского автозавода. Сложности испытывал и Сарапульский радиозавод. Сегодня о каких-либо проблемах этих промышленных предприятий не слышно. Что, на ваш взгляд, позволило вывести эти производства из кризиса?
- Объединенные усилия федеральной власти, руководства республики и предприятия. Ижевский автозавод не работал целых полтора года. Выплачивал лишь костяку персонала определенную зарплату, чтобы как-то удержать и сохранить коллектив завода. Решить эту проблему нам помог Владимир Владимирович Путин. Он побывал на предприятии, все посмотрел, встретился с коллективом, после чего провел два серьезных совещания в Москве, в которых я принимал участие. По их итогам поручения В.В.Путина выполнили все: руководство АвтоВАЗа, руководство Сбербанка и руководство Ростехнологий. Поэтому трудности Ижавто уже позади.
Сегодня автозавод является собственностью АвтоВАЗа и живет полнокровной жизнью. Идет сборка одной из новых вазовских моделей. Приобретает реальные очертания приход на автомобильный завод альянса Renault-Nissan. Есть перспектива к 2016 году создать мощности по производству до 300 тыс. автомобилей. Численность персонала на Ижавто выросла на 2 тыс. - сегодня там работает 4,5 тыс. человек. Словом, вполне благоприятная обстановка и климат в коллективе. Здесь, я считаю, все нормально, а главное - перспективно.
Сарапульский радиозавод за два прошедших года тоже прошел непростой путь. Завод устоял, получив поддержку республики в виде гарантий под кредитные ресурсы от Удмуртии. Совсем недавно завершена большая работа руководства предприятия, правительства нашей республики с Минпромом России и приняты решения о выделении финансовой поддержки из федерального бюджета для реструктуризации долгов и кредитов Сбербанка. Я считаю, что с основными задачами по реанимации этого предприятия мы справились. Завод спасен. Сейчас ищем партнера, потому что нам в собственности это предприятие ни к чему.
- Продавать будете?
- Да. У предприятия должны появиться добропорядочные собственники, которых мы, надеюсь, в ближайшее время найдем.
- Вы сказали, что Ижмаш - единственное крупное предприятие, вызывающее беспокойство. На чем оно основано? Ведь руководство Ижмаша не устает уверять общественность, что на предприятии все хорошо…
- Мое беспокойство основано на том, что объемы производства на Ижмаше катастрофически падают.
Мое беспокойство основано на том, что временщики никогда не занимаются перспективами, а в Удмуртию приехали именно временщики, которые занимаются, в первую очередь, решением своих личных проблем. С какой совестью можно определять себе зарплату от 150 до 500 тыс. рублей, при том что зарплата рабочих составляет 10 тыс. рублей?
На заводе нездоровая обстановка, как бы радужно ее ни рисовало нынешнее руководство. У нас нет с ними контакта, нет от них достоверной информации о работе предприятия. Поверьте, придет время, когда и вы узнаете, что там все не слава Богу, потому что взятые кредиты под НПО "Ижмаш" не отрабатываются, а проедаются. И когда будут завершены процедуры по банкротству предприятий группы Ижмаш, придет время банкротить и недавно созданную новую структуру - НПО "Ижмаш".
У них есть кредит около 2 млрд рублей, и пока они еще могут оплачивать проценты по нему, но в будущем году им уже надо будет и сам кредит выплачивать, и они опять окажутся банкротами. Чтобы гасить все это, надо, чтобы были объемы производства. Ижмаш надо спасать, и слава Богу, что этим сегодня занимается и руководство Ростехнологий, и подключившийся к этому вопросу вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин.
Сегодня идет разговор об объединении Ижевского механического завода и Ижмаша. Эта процедура непростая и небыстрая. Очень трудно объединить здоровый Механический завод с девятитысячным коллективом и неблагополучный Ижмаш с коллективом в 4,5 тыс. человек. Это будет непросто и болезненно. Но в первую очередь надо лечить сам Ижмаш, начиная с руководства. Руководить заводом должны люди, которые преданы Ижмашу, любят Ижмаш, болеют за него.
- Вы уже говорили, что положительно относитесь к идее Дмитрия Рогозина об объединении Ижмаша и Ижевского механического завода. Мы слышали о самых разнообразных вариантах. На ваш взгляд, в каком виде это должно быть сделано?
- Этот вопрос является прерогативой Ростехнологий, потому что оба завода входят в эту госкорпорацию. Но мы постараемся в этом вопросе активно участвовать, хотя при назначении директоров к нашему мнению не прислушались.
Как бы это все не происходило - это дело техники. Важно, чтобы руководителями этого холдинга были люди, повторюсь, выращенные здесь, болеющие за свое дело. Как, например, генеральный директор Ижевского механического завода Владимир Майер. Он никогда не примет каких-либо решений в корыстных интересах и никогда не предаст свой завод.
Я, например, очень беспокоюсь, что при объединении Механический завод будет вынужден свернуть производство электроинструмента. Новый руководитель может сказать, что это, мол, непрофильное производство, что вы должны заниматься только боевым и гражданским стрелковым оружием и, может быть, высокоточным оружием. А это опять потеря рабочих мест, потеря перспектив, потеря мощностей, рынков.
Кроме того совершенно очевидно, что у Ижмаша и Механического завода есть пересекающиеся производства, и при объединении заводов из-за этого также могут быть сокращения кадров. Именно социальные последствия при реализации идеи объединения заводов меня волнуют больше всего.
- С чем, на ваш взгляд, связана чехарда с проведением конкурса на должность гендиректора НПО "Ижмаш"? Конкурс несколько раз переносили.
- Не знаю причин этой чехарды. Наверное, это борьба. В том числе и тех, кто сегодня руководит заводом. Я был и остаюсь сторонником кандидатуры нашей, "удмуртской": у нас есть люди, которые способны возглавить и Ижмаш, и объединенную компанию.
Эту чехарду мы уже проходили на Ижевском механическим заводе. В конечном итоге, слава богу, пришли к кандидатуре Владимира Майера. И кто бы что ни говорил, он вытащил Механический завод. А ведь там предыдущие пришлые люди наделали массу долгов. При Майере эти долги отработаны, предприятие сегодня устойчивое, здоровое, его надо только поддерживать, в том числе руководству Ростехнологий. У него хорошая перспектива. Я бы объединение предприятий провел под флагом Ижевского механического завода.
- Ижмаш в прошлом веке был "заводом заводов". На его базе появилось много производств, в том числе и Ижавто…
- Да, таких заводов, как Ижмаш, было немного в стране.
- Какие, на ваш взгляд, есть конкретные меры, которые позволят возродить былую славу Ижмаша? Или это уже прошедший этап?
- Совершенно очевидно, что это прошедший этап. Ижмаш был огромным, как сейчас говорят, холдингом, в котором работало более 50 тыс. человек. Под его эгидой было отдельное хозяйство Ижавто, отдельное хозяйство - металлургическое производство, отдельное хозяйство - мотоциклетное производство… Сегодня нет необходимости держать под флагом Ижмаша много производств. Сегодня от Ижмаша осталось то, с чего он начинал - оружие.
На мой взгляд, слава любого предприятия и коллектива зависит не от его размеров, а от его сути. От того, что он производит товар лучшего качества, от того, что его бренд известен во всем мире. Вот в чем слава. А какая это слава, когда люди получают 7-10 тыс. рублей, снижаются объемы производства, специалисты бегут? Конечно, славу Ижмаша надо возрождать. И возрождать хорошей работой.