Россия / Эксклюзив 19 декабря 2011 г. 11:14

Руководитель РО ФСФР России в ПриФО О.Чупалов: "Приволжское отделение ФСФР запустило проект "Обратная связь"

Руководитель РО ФСФР России в ПриФО О.Чупалов: "Приволжское отделение ФСФР запустило проект "Обратная связь"

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (РО ФСФР России в ПриФО) с 1 декабря запустило проект "Обратная связь" на своем сайте. О проекте рассказывает руководитель ведомства Олег Чупалов.

            - Этот проект готовился последние полгода. Суть проекта заключается в том, что региональное отделение ФСФР обобщило надзорную практику за последние пять лет и сделало ее публичной. Теперь для того, чтобы подготовиться к проверке, учесть замечания, для того чтобы отслеживать правоприменительную практику, достаточно зайти на сайт регионального отделения, обратиться к этому обзору. И, фактически, внутренний контроль деятельности профессионального участника может быть сведен к проверке действий компании на отсутствие типовых нарушений, представленных на сайте.

            Новый сервис размещен на сайте РО ФСФР России в ПриФО.

            Предполагается, что в рамках этого проекта будет происходить ежеквартальное обновление типовых обезличенных нарушений. Ежеквартально же мы будем взаимодействовать с участниками рынка. И кроме всего прочего у профессиональных участников появится возможность комментировать эти нарушения и даже возражать. Надо обратить внимание, что все это будет происходить вне рамок надзорной деятельности. При этом будут снижаться риски административные и репутационные.

            - Олег Владимирович, какова цель этого проекта? Что ФСФР хочет получить в результате его реализации?

            Основная цель, которую мы преследовали, - это снизить количество мелких типовых нарушений в деятельности профучастников и, тем самым, повысить доверие к инфраструктуре рынка. Ожидаемое нами снижение нарушений в результате реализации этого проекта - более чем в 2 раза. Я думаю, что это реально. Проверка профессиональных участников рынка сводится к тому, что мы смотрим деятельность предприятия во всех его сферах, ставим "галочки" - этих типовых нарушений нет - отлично! Однако любой инспектор стремится найти что-то новое, он вообще стремится к тому, чтобы делать свою работу хорошо. Поэтому, конечно, какие-то новые нарушения будут появляться. Надеюсь, что в числе новых нарушений могут быть лишь более содержательные и значимые, а от мелких нарушений мы избавимся.

            - Почему вы считаете, что проект будет интересен профессиональным участникам рынка? Как "замотивировать" их активно сотрудничать со службой?

            - Мы считаем, что участие в проекте уже снижает возможные риски нарушений, это - раз. Во-вторых, мы считаем, что профессиональные участники рынка, получив такой сервис, имеют возможность устранить вовремя нарушения, и к моменту, когда мы придем с проверкой, по большей части этих нарушений истечет уже срок привлечения к ответственности. То есть, участие в проекте, как я уже говорил, это - снижение рисков финансовых и репутационных. Если говорить о финансовых рисках - я имею в виду привлечение к административной ответственности - даже мелкие нарушения ведут к достаточно значительным штрафам - минимальный размер штрафа составляет 300-500 тыс. рублей. При этом в ходе проверок ФСФР в среднем выявляет около 10-12 нарушений у одного участника рынка. Любое нарушение из перечисленных в обзоре проекта "Обратная связь", образует состав административного правонарушения. Срок привлечения к ответственности по ним составляет один год. Соответственно, если нарушения устранены, и мы их выявим спустя год, профучастник не понесет административную ответственность. Кроме того, если даже прошло менее года с момента самостоятельного устранения нарушения до проверки, если все необходимые работы по профилактике этих правонарушений проводятся, можно рассматривать вопрос о малозначительности этих нарушений. Это не означает, что малозначительность будет применяться всегда, нет, конечно. Но, тем не менее, есть возможность избежать штрафа.

            Я очень надеюсь, что участники рынка уже поняли, что это для них выгодно. Мы провели презентацию проекта для них и постарались максимально широко представить информацию о проекте. Вообще залог успеха проекта - это информированность профучастников о том, что он реализуется и о том, что взаимодействие в таком ключе возможно. И чем больше к нам будут обращаться в рамках этого проекта и в связи с ним, тем шире он будет распространяться.

            - Проект "Обратная связь" является инициативой Приволжского регионального отделения ФСФР. Планируется ли расширять рамки проекта, сотрудничать с другими региональными отделениями ФСФР?

            - Проект является пилотным на территории пяти регионов, где работает наше отделение. При этом планируется, что с января к проекту присоединится региональное отделение ФСФР в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), мы обобщим нашу совместную практику и будем работать вместе. Работа по составлению обзора выявленных нашими коллегами из СЗФО нарушений близится к завершению. Конечно, нам надо будет сопоставить то, что сделают они с тем, что уже сделано у нас, убрать дублирующие нарушения. Работы предстоит много, но уже с января база расширится и будет представлять собой материалы двух региональных отделений. Скорее всего, все будет размещено на сайте Приволжского регионального отделения ФСФР, а на сайте Северо-Западного регионального отделения будет размещена ссылка на данный сервис. Я вижу себе это так: источник информации будет один, и управление тоже должно быть в одном месте для того, чтобы можно было автоматизировать документооборот. Комментарии по нарушениям, выявленным в СЗФО, надо давать специалистам регионального отделения этого округа, если они уникальны. Комментарии по тем нарушениям, которые выявлены у нас, надо отдавать нашим специалистам. Поэтому задача на ближайшее будущее построить такую систему документооборота, чтобы было удобно и быстро, чтобы мы могли распределять работу через электронные каналы связи и вовремя давать ответы в заявленные сроки. Мы заявили, что ответ будет даваться в течение 7 дней или - в сложных случаях - 14 дней.

            Также мы направили так называемой группе оперативного контроля при ФСФР (это группа пятидесяти самых крупнейших профучастников) презентацию этого проекта, и плюс мы уже сейчас разослали всем профучастникам Северо-Западного округа эти материалы. Если в конце декабря - начале января мы увидим рост числа посещений на нашем сайте - значит, информация сработала, значит, она дошла до адресата.

            Кроме того мы отправили соответствующие письма и материалы руководителям других региональных отделений ФСФР. У нас будет совещание в 20-х числах декабря в Москве, и я приложу максимум усилий, чтобы убедить своих коллег сделать эту работу. Конечно, это - дополнительная нагрузка, ничем не предусмотренная; это - большой труд, это - ответственность. Сделать обзор - это полдела, а вот обеспечить своевременное, качественное, быстрое редактирование, мониторинг, обновление возражений - это не просто. Но только в этом случае проект будет жить, будет развиваться.

            Я надеюсь, что в ближайшем будущем к этому проекту присоединятся и другие региональные отделения ФСФР, и чем шире будет этот круг, тем быстрее это станет не просто проектом регионального отделения в Приволжском федеральном округе, а станет проектом ФСФР. Отношение к этому проекту очень хорошее со стороны руководства ФСФР. Я думаю, я очень надеюсь, что в 2012 году этот проект перейдет из разряда региональных в разряд общероссийских. Мне бы этого хотелось.

            Залог успеха проекта - это большое количество участников, с одной стороны, и качественный сервис - с другой стороны. Мы оказываем участникам рынка сервисные услуги бесплатно, потому что мы - госорган, но это - сервис. Если сервис будет качественный, то он будет востребован. Конечно, у нас, как у инициаторов проекта, вопросов - как все это будут работать - не меньше, чем у профучастников. Мы ведь не делали этого раньше, мы оптимизируем сервис "на ходу". Я думаю, что все будет хорошо, и мы сумеем это отладить.

            РО ФСФР России в ПриФО поднадзорны профучастники Нижегородской и Кировской областей, республик Мордовия, Марий Эл и Чувашской республики. У нас - около 150, может быть, чуть больше профучастников, около 100 из них ведут деятельность и обладают соответствующей лицензией - это организации, которые попадают в этот проект. В квартал проверяется 10-15 профессиональных участников.