Россия / Эксклюзив 3 сентября 2014 г. 10:51

Вице-губернатор Ростовской области С.Горбань: "Наша основная задача - развитие малого и среднего бизнеса как основы современной экономики"

Вице-губернатор Ростовской области С.Горбань: "Наша основная задача - развитие малого и среднего бизнеса как основы современной экономики"

             Ростовская область вошла в число регионов России, где, по данным Агентства стратегических инициатив, полностью завершено внедрение инвестиционного стандарта. Правительство региона совместно с АСИ реализует ряд проектов по улучшению инвестиционного климата, в частности, в 2014 году, в Ростовской области существенно уменьшилось количество административных барьеров для бизнеса, а сроки прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства сократились в несколько раз. Об итогах и перспектива сотрудничества правительства региона с Агентством стратегических инициатив, планах по внедрению региональной системы обмена опытом между муниципальными образованиями по развитию предпринимательства и изменениях в организации системы местного самоуправления в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань.

            - Сергей Иванович, Ростовская область в настоящее время тесно сотрудничает с "Агентством стратегических инициатив". Как эта работа сказывается на бизнес-климате региона, и за счет чего правительству региона удается поддерживать его на должном уровне?

            - Ростовская область на протяжении многих лет хранит давнюю традицию предпринимательской культуры, предрасположенность к успешному ведению бизнеса заложена в самой специфике региона. Поэтому наша основная задача не растерять этот "багаж", а развить то, что у нас есть, в наиболее эффективном направлении. Сейчас мы получаем подтверждение результативности выбранной нами стратегии, успеха реализуемых инициатив.

            Во многом на ситуацию повлияло сотрудничество с "Агентством стратегических инициатив", соглашение с которым правительство Ростовской области подписало в 2012 году. Показателем доверия к региону стало, в частности, решение разместить представительство АСИ в Южном федеральном округе - именно в Ростове-на-Дону. Это еще раз подтверждает, что мы правильно оцениваем ситуацию, в которой находимся.

            Кроме того, Ростовская область заняла 5 место по уровню развития малых предприятий среди других регионов России. Также наш регион - один из 38 признанных полностью завершившими внедрение инвестиционного стандарта. Это - оценка экспертов "Агентства стратегических инициатив". Всего во внедрении инвестиционного стандарта участвует 83 региона РФ.

            Важным условием прихода инвестора в регион является возможность реализации проекта в короткие сроки, чтобы избежать дополнительных затрат. Решить этот вопрос нам удалось с помощью совместного с "Агентством стратегических инициатив" пилотного проекта по сокращению сроков разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства.

            Проект был разработан по поручению президента России и реализуется в регионе с 2013 года. В нем принимают участие 6 муниципальных образований региона: города Шахты, Азов, Волгодонск, Октябрьский, Сальский и Аксайский районы. Результатом нашей совместной работы проекта сокращение числа административных барьеров в 4 раза - с 15 до 4. Как следствие - сроки прохождения процедур сократились почти в 4 раза - с 340 до 90 дней. Еще больше упростить разрешительные процедуры мы не можем, поскольку это противоречит федеральному стандарту. Хочу подчеркнуть, что помимо начального этапа реализации проектов на территории Ростовской области, мы уделяем внимание и всем последующим, вплоть до сдачи объекта.

            - Вы сказали, что в Ростовской области полностью завершилось внедрение инвестиционного стандарта. Что предполагается данный стандарт?

            - Подготовленный АСИ инвестиционный стандарт содержит 15 универсальных требований, от выполнения которых зависит оценка и бизнесом, и федеральной властью эффективности работы региональных властей. Условно эти требования можно разделить на три группы: гарантии инвесторам, обеспечение необходимых условий для реализации инвестиционных проектов, а также стратегия инвестиционного развития регионов.

            Если останавливаться на конкретных мероприятиях, которые предполагает внедрение регионального стандарта, то здесь, на мой взгляд, наиболее важными являются подготовка площадок для размещения инвесторами производств, подготовка кадров для той или иной отрасли, а также формирование системы работы чиновников с инвесторами. Очень важно, чтобы такая работа велась не только на уровне правительства региона и ответственных министерств, но и на уровне муниципальных образований, главы которых должны быть заинтересованы в конструктивном диалоге с инвесторами и реализации проектов именно на своей территории.

            - Практика показывает, что как раз на уровне муниципалитета инвестор может столкнуться с проблемами. Не потому, что кто-то из глав намеренно саботирует инвестиционную политику региона, а потому, что как раз не хватает опыта, понимания того, как нужно выстраивать отношения с инвестором.

            - Да, к сожалению, есть такая общая проблема. И она актуальна не только для Ростовской области. Для того, чтобы ее решить, мы планируем до конца 2014 года создать региональную систему обмена опытом между муниципальными образованиями по развитию предпринимательства. В сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив выявляются лучшие практики предпринимательской среды для развития бизнеса, которые и будут плодотворной площадкой для предпринимателей. Но для создания такой среды в муниципалитете необходима личная заинтересованность администрации и готовность города или района принять малый и средний бизнес. Здесь очень важно отработать механизмы "обратной связи" с представителями бизнес-сообщества, проводить разъяснительную работу, встречи с предпринимателями. Если бизнес будет видеть реальные изменения в лучшую сторону, то он будет более активно инвестировать в экономику города или района.

            Мы предлагаем в первую очередь начать реализацию этого проекта в городе Шахты, поскольку он обладает всеми необходимыми для этого характеристиками - личной заинтересованностью администрации города и готовностью принять малый и средний бизнес. В конечном итоге последнее слово будет за предпринимательским сообществом, потому что именно оно должно оценить эффективность муниципальных инвестиционных практик.

            - Сергей Иванович, исходя из Ваших слов, в данном случае упор делается на малый и средний бизнес. А крупные инвесторы для региона не являются приоритетным?

            - Здесь дело в другом. На данный момент можно сказать, что мы научились работать с крупным бизнесом. На протяжении нескольких лет правительство Ростовской области выстраивало систему такого взаимодействия - принимались соответствующие законы, разрабатывалась льготы для крупных инвесторов, выстраивалась система взаимодействия между властью и бизнесом.

            Как вы помните, в 2010 году началось формирование списка приоритетных для области инвестпроектов, полущивших название "100 губернаторскиских проектов". Мы не ставили перед собой цель побыстрее набрать эту "сотню" и забыть о ней. Мы планировали взять на сопровождение проекты, являющиеся наиболее перспективными для региона. Это проекты, в которых все учтено - выбор места, конъюнктура рынка и так далее. Мы очень взвешенно подходим к выбору проектов для включения в список приоритетных. Они должны быть инновационными, значимыми для региона, который также будет и потребителем производимой здесь продукции. Насколько удачно мы работаем с этими проектами, лучше спросить у самих инвесторов, но, по нашему мнению, мы все делаем правильно. Иллюстрацией к этому может послужить, например, работа в Красносулинском районе. С тех пор, как здесь началась реализация 4 проектов, имидж района, его инвестиционная привлекательность резко изменились в лучшую сторону.

            Сейчас наша основная задача - развитие малого и среднего бизнеса, поскольку именно такие предприятия являются основой современной экономики. Мы не ставим перед собой цель строительства гигантов, мы хотим стать самостоятельным регионом, зависеть только от самих себя. Для этого нужно развивать малый и средний бизнес, который практически не зависит от процессов мировой экономики. Поэтому показателем развитие экономики региона, уровня его инвестиционной привлекательности служат созданные в нем условия именно для малого бизнеса. Это - один из самых значимых вопросов для региона, и здесь наши резервы просто огромны.

            - В настоящее время Ростовская область переходит на принципиально новую модель организации местного самоуправления. Как эти изменения отразятся на экономике региона и инвестиционном климате?

            - В июле 2014 года система выборов глав местных администраций изменилась кардинально. Уже принят соответствующий областной закон, и теперь управлять муниципальным образованием будет избираемый глава города совместно с главой администрации, то есть, специально нанятым человеком, работающим по контракту. Это - инициатива губернатора Ростовской области Василия Голубева, который считает, что такая система управления гораздо эффективнее, поскольку при несоблюдении должностных полномочий контракт может быть расторгнут в любое время. Несомненно, это положительно повлияет на инвестиционную привлекательность региона. Если раньше избранный руководитель муниципального образования мог "кормить" обещаниями в течение всего срока избрания, то сейчас его положение, рабочее место будет напрямую зависеть от эффективности его работы. Иными словам, уровень ответственности такого сити-менеджера повышается в разы.

            - Весной губернатор Ростовской области Василий Голубев заявлял о том, что будут разработаны меры дополнительной помощи инвесторам, которые работают в шахтерских территориях. Какие шаги уже предприняты в этом направлении?

            - Помощь бизнесу была и остается главной задачей развития экономики региона. И шахтерские территории являются наиболее проблемными с этой точки зрения. Поэтому сейчас мы всеми возможными законными способами пытаемся поспособствовать развитию этих территорий. С этой целью создается Гуковский индустриальный парк. Правительство Ростовской области стремится создать все условия для бизнеса, а также необходимые преференции. Мы принимаем необходимые законодательные акты, облегчающие жизнь предприятиям. К примеру, на данный момент любое крупное предприятие, которое приходит в регион, не дает бюджету ничего, поскольку мы больше ориентированы на будущее, а не на сиюминутную выгоду. Поскольку мы уделяем повышенное внимание малому бизнесу, мы также ориентированы и на развитие малых территорий. Если мы научимся работать с малым и средним бизнесом так же, как научились с крупным, это даст огромный толчок развитию экономики региона.