Эксклюзив 21 апреля 2020 г. 16:59

Гендиректор РЭЦ Вероника Никишина:

"Задача системы "Одно окно" - идти в ногу с запросами экспортеров"

"Задача системы "Одно окно" - идти в ногу с запросами экспортеров"
Фотография предоставлена пресс-службой РЭЦ

Российский экспортный центр (РЭЦ) завершил предварительные испытания первых сервисов новой информационной системы "Одно окно", которая призвана обеспечить бизнесу доступ из одной точки, личного кабинета экспортера, к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт в режиме онлайн. О том, какие сервисы уже в ближайшее время станут доступны для компаний, и как дальше будет развиваться система, в интервью "Интерфаксу" рассказала генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.

- Вероника Олеговна, как возникла идея создания системы "Одно окно" для экспортеров?

 

- Еще в 2018 году РЭЦ организовал проектные мастерские, участниками которых стали более 2 тыс. человек. Среди них были не только непосредственно сами экспортеры, но и отраслевые эксперты, представители федеральных органов власти. На этих встречах были сформулированы ключевые проблемы и определены основные барьеры, которые мешают экспорту. Это и стало предпосылкой для запуска проекта.

В развитие майского указа президента в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" был разработан федеральный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", включающий создание информационной системы "Одно окно" для экспортеров.

На базе цифровой платформы РЭЦ были разработаны прототипы системы – то, что сейчас принято называть MVP (minimum viable product). Тогда же в 2018 году протестировали ряд сервисов, а в 2019 году приступили к активной подготовке проекта: написали техническое задание к платформе, запустили процесс разработки нормативной базы проекта.

Чтобы платформа "Одного окна" была связана с владельцами государственных сервисов, необходимо было подключиться к СМЭВ (системе межведомственного электронного взаимодействия) – это такая шина обмена данными между ведомствами.

Также было обеспечено присоединение к государственной системе идентификации ЕСИА, что позволяет нам распознавать компании, иметь доступ к необходимым справочникам и так далее. В общем, проделали большой объем нормативных и технических работ.

И уже в начале июня 2019 года стартовали с созданием самой информационной системы. Мы воспользовались базой готовых ИТ решений с открытым кодом, что позволяет экономить время и средства, а также применять международный опыт. Это дало возможность находить большое количество исполнителей и вести параллельную работу над сервисами, а не "сидеть на игле" одного единственного разработчика. В конце 2019 года мы запустили техническую платформу, в которой были личный кабинет экспортера, справочники, хранилища электронных документов. И вот сейчас мы готовы к старту первых сервисов для экспортеров, система готова к опытной эксплуатации.

 

- Расскажите, что это за сервисы, и когда они станут доступны для экспортеров?

 

- При разработке сервисов была использована информация как проектных мастерских, так и накопленная РЭЦ за годы существования, в том числе о барьерах, которые страны вводят для того, чтобы ограничить ввоз товаров на свою территорию. Как пример, нельзя ввозить шкуры коров в Индию. Огромное количество таких историй ведется в специальных базах. На основе этих баз построен сервис, получивший название "Навигатор экспортера". "Навигатор" – это строка поиска, похожая на Google, где клиент вводит название товара, либо соответствующий ему код ТН ВЭД (классификатор товаров, используемый при проведении таможенных операций – ИФ), то есть отраслевой код, раскрывающий информацию о продуктах, существующих у экспортеров. По этим данным мы предоставляем всю имеющуюся информацию про рыночные ниши, барьеры, даем рекомендации по целевым странам для экспорта. В дальнейшем мы хотим усовершенствовать этот продукт и превратить его в реальную поисковую строку, где будем рассказывать про страны, рекомендовать выставки и бизнес-миссии, автоматически искать потенциальных покупателей. То есть формировать по запросу комплексную карту возможностей для экспортера.

В числе сервисов также поиск иностранных покупателей и, в обратную сторону, российских экспортеров. Все это работает через Единую систему продвижения экспорта, в которую входят не только территориальные управления РЭЦ, но и центры поддержки экспорта в регионах, и торговые представительства за рубежом. Собственно, эти "рабочие руки" принадлежат не только нам, но и ВЭБ.РФ, Минэкономразвития, Минпромторгу. Для них мы создали единую систему процессов, которая позволяет запускать эти сервисы и связывать их между собой на одной цифровой платформе.

Еще один сервис – "Акселератор". В его основе лежит вопросник Всемирного банка – 25 вопросов, которые позволяют профилировать предпринимателя, определить, что он должен сделать, чтобы стать экспортером. То есть для него формируется скоринг, на основе которого создается дорожная карта, состоящая из полезных для него сервисов: обучение, поиски партнеров, бизнес-миссии, встречи, получение сертификатов и т.д.

В прошлом году мы запустили первый такой сервис со "Сбербанком", использовав их платформу Bank of Business Partners, и совместно с ними разработали первый "Акселератор". На сегодняшний день таких площадок, помимо "Сбербанка", уже девять – это наши партнерские каналы для работы с экспортерами.

Сейчас мы создаем "Акселератор" внутри платформы "Одного окна", который объединит все сервисы партнеров, предоставляемые на нашей платформе.

Кроме того, как отдельное направление будут работать государственные сервисы, первые из которых таможенное декларирование, подтверждение нулевой ставки НДС, валютный контроль, получение субсидий на покрытие части расходов на транспортировку продукции, а также участие в выставках с господдержкой.

Создание этих сервисов активно поддерживается на уровне правительства. Под председательством заместителя председателя правительства А.Л. Оверчука даже сформирована специальная рабочая группа, в мандат которой вошла выработка комплекса нормотворческих инициатив, реализация которых необходима для создания наиболее оптимальных форматов предоставления услуг для экспортеров. Задачей является свести к абсолютному минимуму объем требуемых у предпринимателей документов и снижение их административных издержек за счет использования выгод интеграции баз данных, уже активно ведущихся органами власти, с информационной системой "Одного окна".

В скором времени сервисы будут доступны в рамках опытной эксплуатации информационной системы "Одно окно". Мы пригласим туда ограниченное количество экспортеров, пилотную группу до 200 участников, с которыми будем отлаживать все процессы, собирать обратную связь, усовершенствовать цифровую платформу. В соответствии с федеральным проектом, в промышленную эксплуатацию эти сервисы должны быть введены в ноябре 2020 года.

 

- А что будет дальше? Какие сервисы еще ждать экспортерам?

 

- Мы планируем расширять охват "государственных" сервисов, предоставляемых с использованием возможностей "Одного окна".

Как я говорила, мы уже разработали базовую платформу и поняли, что необходимо переключиться на цифровое предоставление субсидий, исключив значительное количество бумажных документов, участвующих в процессе. Были проведены воркшопы с участием представителей Минпромторга, Минсельхоза, таможенной и налоговой служб. Задачей было проработать вопрос отказа от бумажных документов, чтобы их не запрашивать у экспортера и не предоставлять в профильные министерства. Это значительно упростит и ускорит процесс принятия решений. Кроме того, в будущем мы сможем использовать аналогичные механизмы и для других видов государственных субсидий, которые могут заинтересовать экспортеров.

Наработанный опыт мы планируем использовать при формировании электронного доступа к сертификации и лицензированию. Это один из часто задаваемых вопросов в ходе наших встреч с экспортерами. Они интересуются, как можно оперативно получать сертификаты и лицензии в электронном виде, сохранять их в едином цифровом хранилище, чтобы в дальнейшем предоставлять всем заинтересованным сторонам. И это точка нашего развития. Мы просмотрели и проанализировали большое количество процессов получения различных сертификатов и лицензий: как они выдаются, какие там есть барьеры, возможно ли исключение бумажных документов. В настоящий момент мы прорабатываем возможность получения сертификатов и лицензий в электронном виде и возможность их предоставления всем заинтересованным сторонам.

Планируем, что в дальнейшем в "Одном окне" также появятся финансовые сервисы, так как экспортерам нужна страховая защита, кредитование и так далее.

Таким образом, мы планируем, что у нас в "Одном окне" будет пять или шесть больших блоков: государственные сервисы - услуги и функции органов власти, государственная поддержка, обучающие программы, сервисы наших партнеров (туда попадают сервисы институтов развития, электронные площадки) и сервисы самого РЭЦ (сейчас мы предоставляем экспортерам более 100 услуг, и их линейка постоянно эволюционирует). В результате у предпринимателя будет весь набор услуг, необходимых на каждом этапе его жизненного цикла: от момента, когда он начинает понимать, что может быть экспортером, до момента, как мы начинаем оказывать ему финансовую поддержку как состоявшемуся экспортеру с большим объемом поставок.

 

- После запуска "Одного окна" будет ли РЭЦ оказывать услуги таможни?

 

- Нет. Здесь очень важно понимать, что принцип одного окна работает как МФЦ, где сами услуги оказывают государственные органы. Вот "Одно окно" – это такой МФЦ для экспортеров, где таможенные органы как оказывали услуги, так и продолжают это делать. При этом экспортер получил возможность из одной точки получить все необходимые сервисы. В основе этой системы лежит цифровой профиль экспортера, где мы накапливаем данные и предоставляем по запросу участников. Этот принцип мы взяли из документов ООН, которые регулируют и описывают модели взаимодействия. Он предполагает однократное предоставление информации и многократное ее использование. То есть экспортер один раз загружает данные и документы, и они используются всеми участниками. Таким образом, мы не будем вместо таможни осуществлять таможенные операции. У нас нет таких полномочий. Мы предоставляем экспортеру эффективный доступ к системам и сервисам, но юридически значимые решения, например, принятие решения о выпуске товаров, остаются за ответственными государственными органами.

 

- А если помечтать, какие сервисы в перспективе еще могут появиться в "Одном окне"?

 

- Этот вопрос нам периодически задают и экспортеры. Думаю, что формирование сервисов – это бесконечный процесс. Мы соберем их оптимальный набор в течение 2021–2022 годов, но будем двигаться и дальше.

Так, сейчас большое развитие приобрели площадки e-commerce, такие как AliExpress и eBay. И многие экспортеры интересуются, можем ли мы создать сервис, который бы автоматически публиковал их товары на этих площадках. И уже сейчас мы предлагаем алгоритмы, которые позволяют подбирать эти площадки.

Еще одна потребность, которая возникла в результате всеобщей истории с пандемией – это бизнес-миссии в онлайн-формате. Если раньше экспортеры выезжали за границу, то сейчас это стало невозможно. Компании начинают интересоваться, может ли быть организовано дистанционное взаимодействие через видеоконференции. Этот вопрос мы также прорабатываем.

Кроме того, нас часто спрашивают, можем ли мы в электронном виде находить партнеров. И мы уже подключаем различные иностранные базы с информацией о потенциальных покупателях и экспериментируем с тем, как подбирать под конкретные товары потенциальных покупателей. Соответственно, ближайшее будущее – это обучение таким алгоритмам нейронной сети, которые позволят подбирать покупателя на основе анализа мировых данных и с использованием алгоритмов обучения будут постепенно повышать качество предлагаемых рекомендаций. Конечно, мы будем соответствующие услуги сначала "тестировать на себе", чтобы продукт, выходящий "в рынок", был действительно качественным.

Ну и, конечно, хочется создать сеть из партнеров и агентов по всему миру, которые бы размещались в "Одном окне" и предлагали сервисы, чтобы экспортер, обратившись к нашей системе, мог не только решить вопрос государственной поддержки, либо таможенного оформления, но и расширить свой бизнес, увидеть новые горизонты и понять, куда ему двигаться, где его товары или услуги будут наиболее востребованы.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще