Чтобы получить госуслугу, граждане больше не будут тратить массу времени на поиск и сбор различных справок и документов. В Российской Федерации создается система межведомственного электронного взаимодействия между органами власти. Госорганы будут запрашивать справки друг у друга сами, наладив между собой обмен данными. О перспективах и сроках реализации проекта межведомственного взаимодействия в Астраханской области в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала заместитель министра экономического развития региона Татьяна Юсупова.
- Татьяна Владимировна, почему Астраханская область вошла в число пилотных регионов по проектам в сфере информатизации. Что потребовалось сделать для этого?
- Это связано с региональной историей внедрения проектов по информатизации. В 2009 году стартовал проект единой социальной карты. Сейчас 130 тыс. жителей Астрахани ее используют.
Проект известен в России, мы же получили достаточно большой опыт и создали платформу уже для реализации проекта по внедрению универсальной электронной карты (УЭК). На социальной карте мы отработали региональные приложения, блок социальных услуг. Затем Астраханская область вошла в число пилотных регионов по проекту УЭК. Мы готовимся к внедрению карточки в 2012 году. Принят региональный закон по УЭК. Разрабатывается пакет нормативных документов. Еще мы смотрим, как идет работа в регионах, которые также участвуют в эксперименте по внедрению системы межведомственного взаимодействия.
- Проекты межведомственного взаимодействия и универсальной электронной карты - это два разных проекта?
- Это два ключевых на настоящий момент проекта, которые изменят сам принцип получения услуг. Смысл их реализации - комфортное получение гражданами государственных и муниципальных услуг. Проекты реализуются в рамках 210-го федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Граждане не должны думать о том, как называется проект, благодаря которому им комфортно получить услугу.
Универсальная карта - это лишь один из инструментов. Система межведомственного взаимодействия - это новый принцип взаимоотношений госорганов. Смысл проекта - сокращение времени, числа документов, которые гражданин должен собирать по ведомствам, сроков их предоставления. В рамках перехода на межведомственное взаимодействие необходимо провести реинжиниринг системы оказания услуг, максимально упростить и облегчить эти процессы.
К примеру, если необходим устав, то для определенных услуг не обязательно его предоставлять полностью в распечатанном виде и заверенным у нотариуса. Возможно, что достаточно будет информации, которая есть в выписке из документа. Наша задача и задача федеральных служб - определить перечень документов, необходимых для получения каждой услуги. И если документ можно исключить из перечня, он должен быть исключен.
- Как ваши коллеги из других ведомств отнеслись к проекту? Ведь он потребует изменения нормативной базы, перевода многих документов в электронный вид.
- В этом проекте участвуют все. Реинжиниринг услуг проходит на федеральном и региональном уровнях синхронно. Мы выходим с предложениями по внесению изменений в нормативные документы для оптимизации услуг. Министерство экономического развития области ведет эту работу совместно с контрольно-правовым управлением администрации губернатора Астраханской области.
- Не возникают вопросы о совместимости форматов и программ, применяемых в многочисленных ведомствах и муниципалитетах?
- Это наши внутренние дела, которые мы должны качественно отработать, чтобы пользователям было понятно и удобно. Если это будет сложно, и гражданину потребуются специальные знания для того, чтобы воспользоваться услугой, - это не будет эффективным результатом работы.
- Сколько услуг будет предоставляться в результате внедрения межведомственного взаимодействия?
- Согласно методическим рекомендациям и типовым перечням, порядка 200 услуг. Но каждая услуга включает в себя несколько подуслуг. К примеру, услуга по лицензированию образовательной деятельности включает оформление, переоформление лицензий, выдачу дубликатов. Так по каждой услуге.
- Каковы источники финансирования этого проекта?
- Минкомсвязи РФ сообщило о том, что планируется поддерживать регионы, которые активно развивают электронное правительство. Сейчас проект финансируется регионом. О стоимости говорить преждевременно, так как мы пока создаем нормативную базу и приступаем к реализации проекта межведомственного взаимодействия.
- Каковы сроки реализации проекта?
- 1 января 2012 года должно быть завершено проектирование. 1 марта должна быть запущена новая система оказания услуг.
- Но перед регионами стоит задача перейти на электронное взаимодействие и документооборот до 1 июля 2012 года. К чему спешка?
- Да. Федеральные ведомства должны были начать оказывать услуги в электронном виде с 1 октября 2011 года. Мы обсуждали с региональными управлениями федеральных органов перспективы взаимодействия, и у всех разная степень готовности. Многие федеральные структуры в регионе начали предоставление услуг раньше, не дожидаясь 1 октября. Высокая степень готовности налоговой инспекции, УФМС, УФСБ, управления внутренних дел, в частности, управления ГИБДД, которое внедрило систему межведомственного взаимодействия и предварительную запись на четыре оказываемые услуги.
Мы должны перейти к оказанию услуг по-новому не дожидаясь "дедлайна". 1 июля следующего года все это должно работать как часы.
Хотела бы привести статистику: количество обращений граждан в России за услугами - 81 млн в год. Справок граждане собирают в 6 раз больше. Количество документов можно серьезно сократить. Проект по организации межведомственного взаимодействия должен сделать систему оказания услуг простой и прозрачной.