Эксклюзив 14 мая 2020 г. 13:20

Управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода Леонид Белых:

"Больше дела, меньше слов, – это альфа и омега в нашей профессии"

"Больше дела, меньше слов, – это альфа и омега в нашей профессии"
Фото предоставлено пресс-службой Улан-Удэнского авиазавода

Тяжелая промышленность Бурятии столкнулась в 2020 году со многими трудностями из-за распространения в мире коронавирусной инфекции – предприятиям пришлось втрое сокращать производство, больше чем на половину уменьшать численный состав работников. Однако, по словам директора Улан-Удэнского авиационного завода холдинга "Вертолеты России" (входит в Ростех) Леонида Белых, У-УАЗ к такому "вызову" был готов. В конце апреля Белых было присвоено звание Героя труда. В интервью агентству "Интерфакс-Дальний Восток" он рассказал о производственных планах и своем отношении к столь высокой награде.

- Леонид Яковлевич, расскажите, немного о себе, как судьба связала вас с Улан-Удэнским авиазаводом? В каком году вы пришли работать на предприятие, и в какой должности?

- Родился я в Бурятии, в селе Бичура, и горжусь своими корнями. Семья – выходцы из старообрядцев, однако религиозной не была: отец был коммунистом. Сейчас понимаю, что трудолюбие, хозяйственная смекалка и крепкие нравственные устои воспитывались каждодневным родительским примером. В нашем доме с утра до ночи все работали. В 4 года я сел на коня, а в 6 уже работал в колхозе. Само собой разумелось, что только так можно жить и чего-то добиваться в жизни. Из детства все – любовь к труду и порядку, настойчивость и напористость в достижении цели.

После окончания в 1969 году авиационного техникума пришел работать на авиазавод сборщиком-электромонтажником. Отслужил в армии, получил без отрыва от производства высшее образование, работал мастером, начальником цеха, заместителем главного инженера. В годы перестройки мы остались наедине с рынком и своими проблемами. Из-за разрыва экономических связей, изменения системы хозяйствования и отсутствия государственных заказов наше предприятие, как и вся страна, было поставлено в труднейшие условия. Нужно было выживать в новых реалиях. Генеральный директор авиазавода в те годы Юрий Кравцов принял решение о создании коммерческой службы, поскольку на первый план вышла необходимость не произвести, а продать продукцию. Организовать новую структуру было доверено мне. Мы, работники предприятия, которое до этого времени только выполняло государственный оборонный заказ, поехали за границу, начали серьезно модернизировать продукцию. Чтобы выжить, нужно было стать конкурентоспособными. Через неумение и непонимание мы преодолевали вместе со страной эти годы. В 1998 году я был избран директором предприятия.

- А почему выбрали именно эту профессию?

- Техника привлекала с самого детства. Я одним из первых в селе собрал радиоприемник.

После окончания авиационного техникума перед службой в армии я несколько месяцев работал на авиационном заводе в цехе окончательной сборки сборщиком-электромонтером. Проникся духом дружного коллектива этого подразделения. Работая в бригаде, остро ощущал себя частью этого сложного механизма под названием завод. Здесь я научился оперативно и в строго определенные сроки выполнять поставленные задачи. Это очень пригодилось и в армии.

Особую гордость за свое предприятие я испытал, когда служил на атомной подводной лодке. Экипаж подлодки однажды загружал ракеты, среди которых были ракеты В.Н. Челомея – П-5 с маркировкой Улан-Удэнского авиационного завода. Работа в службе эксплуатации была хорошей школой, давала возможность специалистам предприятия, в том числе и мне, приобрести обширный деловой и технический кругозор. Я и другие специалисты службы эксплуатации в составе гарантийных бригад по роду своей работы не раз бывали в горячих точках. Самой ответственной проверкой боевых качеств вертолета Ми-8 стали военные действия в Афганистане, где в сложных условиях наши винтокрылые машины заслужили репутацию "рабочих лошадок".

С 1979 по 1989 годы в Афганистане мы латали пробоины, "зализывали" боевые раны нашего вертолета-труженика, оказывая практическую помощь по восстановлению авиатехники, ремонту лопастей. Обслуживали точки в Кабуле, Баграме, Кундузе, Кандагаре, Джелалабаде, где находились военные аэродромы. В Кандагаре стояла техническая эксплуатационная часть. Мы не считали эти командировки особым подвигом: работа как работа, просто в сложных условиях. "Больше дела, меньше слов", – это альфа и омега в нашей профессии. И на сегодня Улан-Удэнский авиазавод занимается глубокой модернизацией Ми-8. Это особый для меня проект, поскольку я лично видел, на что способна эта машина в различных климатических условиях, в "горячих" точках.

- С какими трудностями приходилось сталкиваться за годы работы на авиазаводе?

- Думаю, самый сложный для предприятия период пришелся на 90-е годы, когда нам пришлось оперативно подстраиваться под изменившиеся реалии, учиться работать на рынке. Коммерческая служба ОАО "У-УАЗ" была создана в июне 1992 года. В условиях "свободного плавания" предприятие разрабатывало стратегию развития и позиционирования своей продукции на рынке. Основной упор был сделан на такие категории, как простота и надежность: наша авиатехника проста в эксплуатации, надежна при работе в сложных условиях, приемлема по цене. Продвигать нашу технику на зарубежные рынки помогал тогда молодой способный управленец – заместитель генерального директора завода Денис Валентинович Мантуров.

Мы сделали прорыв на экспортные рынки, первым из которых стал Китай. Сначала с Китаем работали по бартеру, рассматривали любые схемы, учились коммерции. Процесс шел со скрипом, поскольку ранее опыта работы с зарубежными покупателями у нас не было. После КНР были Эквадор, Шри-Ланка и Пакистан. С тех пор на протяжении многих лет У-УАЗ успешно осваивает международные рынки. Огромную роль в судьбе завода сыграл руководитель Промэкспорта и позже Рособоронэкспорта, а ныне генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Викторович Чемезов. 2001 год оказался переломным. Был подписан ряд больших контрактов на поставку вертолетов и проданы застоявшиеся с начала девяностых годов самолеты.

В 1998 году на общем собрании акционеров меня избрали генеральным директором авиазавода. В это время социальная напряженность уже достигла своего апогея: задолженность по заработной плате росла с 1996 года и составила 18 календарных месяцев. В первый же день своего директорства поехал в правительство и по дороге чуть было не потерял машину. Остановили сотрудники патрульной службы и потребовали отдать ее за долги. С завода в это время требовали вынести технику, оборудование. Закрывал ворота и велел коллективу стоять чуть ли не насмерть, но ничего не отдавать.

Погашение задолженности по зарплате стало первоочередной задачей в 1998 году и для меня, и для экономической службы. Одним из путей её решения было оказание в счет заработной платы услуг и реализация товаров работникам завода, погашение задолженности по квартплате. В 1998 году на погашение задолженности по зарплате, отчисления во внебюджетные фонды направлялось до 50 процентов средств от объема реализации. К концу 1999 года задолженность уже составила 8 календарных месяцев. На 1 октября 2000 года перед работниками общества и уволенными задолженность была погашена полностью. И с января 2001 года зарплата выдавалась ежемесячно.

Конечно, в истории завода были еще сложные моменты, когда часть подразделений предприятия переходила на сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю, и каждый раз мне приходилось, почти как по Марку Твену, доказывать в СМИ, что слухи о нашей "смерти" сильно преувеличены. Но такого социального напряжения уже не было. На сегодняшний день заводу брошен новый "вызов" в связи с многочисленными ограничениями из-за коронавируса. Но мы не переживаем, все кризисные схемы давно отработаны, каких-либо потерь не ожидается.

- Как сегодня складывается рабочий процесс? Каков пакет заказов? С кем сотрудничает У-УАЗ?

- Сегодня завод – это предприятие с серьезной базой постоянных и потенциальных клиентов. Но мы еще развиваемся, есть куда стремиться. Предприятие входит в холдинг "Вертолеты России", представляющий продукцию на международной арене и реализующий перспективные проекты в стране. Недавно на рынок вышел наш новый вертолет Ми-171А2. Первая машина поставлена в Казахстан, изготовлен вертолет для Индии. Во время демонстрационного тура Ми-171А2 и Ансата (легкий многоцелевой вертолёт – ИФ) в странах Юго-Восточной Азии была продемонстрирована очень серьезная заинтересованность в наших машинах. Уже проведены переговоры с различными компаниями из Таиланда, Камбоджи, Сингапура и Филиппин. Завершена подготовка к производству легкого вертолета Ка-226Т.

По запросам заказчика появился новый проект - оффшорный вертолёт, активно модернизируем технику под требования министерства обороны РФ – так появился Ми-8АМТШ-ВН. В ближайшие годы на предприятии будет налажен выпуск принципиально нового вертолета – легкого многоцелевого VRT500, разработанного российским конструкторским бюро "ВР-технологии" холдинга "Вертолеты России".

В дальнейшем планируем следовать общим тенденциям развития холдинга и активно расширять производство продукции в гражданском сегменте. С 2021 года существующая на Улан-Удэнском авиационном заводе линейка пополнится новыми продуктами, что позволит к 2030 году увеличить существующий модельный ряд на три новые машины в ключевых и совершено новых для нас сегментах.

На сегодня сформирована новая стратегия развития предприятия с учетом этих новинок, совокупный эффект от внедрения которых позволит повысить стабильность завода как с точки зрения загрузки, так и с точки зрения присутствия на международных рынках, а также позволит занять новые рыночные ниши, в которых ранее российская продукция не присутствовала.

- Есть ли в планах реализация проекта по модернизации самого предприятия?

- Сегодня предприятие модернизируется, прежде всего, в технологическом плане. Мы научились работать с электронными моделями, моделировать сборочную оснастку, контролировать ее современными контрольно-измерительными материалами. Работать по-новому учимся каждый день.

О каждом из проектов отдельно и о комплексе мероприятий в целом можно говорить долго. Если вкратце, то, например, проект по подготовке к серийному производству вертолета Ми-171А2 позволил внедрить цифровые технологии проектирования сборочной оснастки, отказаться от применения и изготовления монтажных эталонов, калибров, шаблонов и перейти на современные технологии безэталонной оснастки. Сокращено основное и вспомогательное морально устаревшее и физически изношенное оборудование. Внедрение проекта технического перевооружения участка механической обработки обеспечило создание современного и безопасного производства механической обработки деталей из магниевых сплавов, а также сократило производственный цикл изготовления деталей за счёт концентрации операций. У нас возведен новый корпус окончательной окраски вертолетов. Конструкция камеры является уникальной – оснащена комплексным оборудованием для выполнения полного цикла работ по окраске более 15 типов самолётов и вертолётов. С помощью подъемных перегородок возможно настроить технологию окраски вертолетов одновременно в два потока, а при необходимости окраски самолетной техники зона окраски трансформируется в одну большую камеру.

В стадии реализации находится проект по повышению экологичности производства. Модернизация очистных сооружений – это для нас очень значимый инвестиционный проект, направленный на строительство станции очистки и нейтрализации промышленных стоков. Общая площадь застройки составит 1740 квадратных метров. Новые линии будут дополнены последующей глубокой доочисткой с применением сорбционных и мембранных технологий. Проект по развитию производства защитных покрытий направлен на повышение технологического уровня производства, снижение влияния человеческого фактора на качество выпускаемой продукции.

Создается современное высокотехнологичное заготовительно-штамповочное производство деталей конструкции летательного аппарата с применением оборудования с числовым программным управлением. Инвестиционный проект направлен на освоение новых технологий в области обработки давлением, внедрение бездоводочных технологий изготовления листовых деталей, снижение трудоемкости производства технического комплекта вертолета. Новые технологические прессы обеспечивают безопасность производственного процесса. По результатам реализации инвестиционного проекта планируется снижение трудоемкости на 34,7% и себестоимости 26,9%.

На создание современной логистической поддержки направлено строительство логистического комплекса. После ввода его в эксплуатацию в 2021 году будет повышена оборачиваемость складских запасов, снизятся объемы тяжелого ручного труда, будет обеспечено хранение материалов в помещениях, соответствующих всем современным нормам. Логистический центр повысит гибкость управления персоналом и техникой, позволит автоматизировать процессы учета ТМЦ (товарно-материальных ценностей – ИФ), структурировать систему внешней и внутренней логистики ТМЦ.

Предприятие заботится и об обеспечении энергетической безопасности, повышении своей энергетической эффективности, обеспечении необходимых требований промышленной безопасности и надежности энергетической инфраструктуры. Введенная в строй главная понизительная подстанция обеспечит надёжность и стабильность электроснабжения предприятия. Мощность подстанции рассчитана с учетом необходимости электрификации новых крупных проектов предприятия. В рамках стратегии развития интегрированной структуры российского вертолетостроения на период до 2025 года принято решение о создании Центра специализации с применением оборудования по производству деталей остекления из органического стекла. Кроме внутрихолдинговой кооперации, предполагается также сотрудничество с объединенной авиастроительной корпорацией. И еще многое, и многое другое.

- Что даст модернизация предприятию, какой экономический эффект ожидается?

- Суммарные инвестиционные вложения в развитие предприятия до 2021 года в рамках инвестиционной программы превысят 8 миллиардов рублей. Эти средства будут вложены в предприятие за девять лет. На сегодня около 7 млрд рублей уже освоено, но это без учета НИОКР (научно-исследовательских опытно-конструкторских работ) по новым продуктам. И это только инвестиции в производство.

В целом масштабная инвестиционная программа по модернизации и техническому перевооружению производства направлена на повышение эффективности и сохранение конкурентного преимущества продукции на мировом рынке, создание современного авиастроительного производства и повышение основных показателей эффективности работы. Именно техническое переоснащение является ключевым показателем развития предприятия.

- Что для вас значит звание " Герой труда России"? Стремились ли вы к нему? Или это для вас стало полной неожиданностью?

- Расцениваю звание как награду всему коллективу Улан-Удэнского авиационного завода и холдинга "Вертолеты России". Очень признателен за столь высокую оценку труда и за добрые пожелания всем поздравившим. Это звание – безмерное доверие всему, что я сделал в жизни, и в то же время – большая ответственность. Сейчас понимаешь, как много еще предстоит трудиться на благо нашей родины. Впереди у нас всех еще много масштабной творческой работы.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще