Дальний Восток / Эксклюзив 21 декабря 2011 г. 11:39

Гендиректор ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" М.Шукайлов: "Приоритетом следующего года остается газификация электростанций"

Гендиректор ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" М.Шукайлов: "Приоритетом следующего года остается газификация электростанций"

ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (ДГК) успешно проводит техническое перевооружение и газификацию ряда объектов генерации в Приморском крае, прежде всего, Владивостокской ТЭЦ-2. Об итогах уходящего года и перспективах на 2012 год агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал генеральный директор компании Михаил Шукайлов.

- Михаил Иннокентьевич, какие события в 2011 году стали наиболее значимыми для ОАО "ДГК"?

- В этом году в соответствии с решением правительства РФ акции ОАО РАО "Энергетические системы Востока" - энергохолдинга, в который входит и ДГК, - были переданы ОАО "РусГидро". Поскольку компания обладает мощным финансовым, менеджерским и кадровым потенциалом, это должно положительно сказаться на качестве реализации наших инвестиционных проектов и управлении.

Первый результат - кредитный договор РусГидро с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму 8 млрд рублей сроком на 10 лет. Ожидается, что средства будут направлены на развитие объектов дальневосточной генерации.

Знаковым событием стала и газификация энергообъектов во Владивостоке. В соответствии с графиком, утвержденным министром регионального развития РФ, на газ с 1 сентября перевели первую группу котлоагрегатов Владивостокской ТЭЦ-2. Всего до конца 2011 года на голубое топливо будут переведены шесть из четырнадцати котлоагрегатов. Уже в ближайшее время это положительным образом отразится на экологической ситуации в прилегающих к станции микрорайонах.

Сейчас заканчивается работа по приему газа на Владивостокской ТЭЦ-1 и теплоцентрали "Северная". Здесь ожидаем эффект более экономический нежели экологический, потому что сегодня данные объекты используют в качестве топлива мазут. При переводе на газ компания достигнет существенной экономии средств. Но ожидать немедленного снижения тарифов нельзя, поскольку для реализации инвестиционных проектов компания привлекла заемные средства. Срок окупаемости - порядка 8 лет.

- Как Вы оцениваете ситуацию по вхождению генерации в наступивший отопительный сезон? Что делается для того, чтобы он прошел без срывов? В частности, имеются в виду расчеты с поставщиками ресурсов?

- Как и в предыдущие годы, ДГК в 2011 году вовремя получила паспорт готовности к зиме и вступила в зиму без отклонений.

Однако сложности есть. В структуре затрат компании более 55% занимает топливо, что говорит о существенной зависимости компании от поставщиков. Цены на мазут в 2011 году выросли на 30%, на дизтопливо - около 30%, на уголь - на 12-15%. При этом в тарифах были заложены существенно меньшие цифры роста. И топливники вновь заявили о предполагаемом росте стоимости на их продукцию, как минимум, на 8-10% с нового года.

Сегодня на торговой площадке на конкурсной основе мы рассматриваем все возможные варианты поставок и участия в топливообеспечении наших электростанций. "Плюс" в этом переговорном процессе - то, что перевод ряда мощностей генерации на природный газ может сделать угольщиков более сговорчивыми. Так, "Мечел" в этом году закладывал рост цен в 34%, сошлись где-то на 13%. "СУЭК" начинал торговлю с 21%, вписались в 9,8%.

Формально топливный рынок не монополизирован, но тем не менее, все оборудование генерации спроектировано и изготовлено строго под определенные марки углей, и в этом есть эффект монополизма.

- А решен ли вопрос с ценами на газ в 2012 году?

- Цена газа составит порядка $140 за тысячу кубометров. Эта цифра зафиксирована до 2013 года. Стоимость привлекательная, гораздо ниже, чем на мазут. Единственный момент - потом будет индексироваться транспортная составляющая.

- Как все это отразится на росте тарифов для потребителей?

- В следующем году грядут серьезные изменения в части тарификации. Практически половину года компания будет работать в тех затратах, которые были заложены в тарифах 2011 года, поскольку изменение тарифа на тепловую энергию произойдет только во II полугодии 2012 года. С 1 июля тариф на теплоэнергию поднимется на 6%, а с 1 сентября на разных территориях - еще на 1-4%. Рост среднегодового тарифа в целом по компании составит 4%. По стоимости электроэнергии решение пока не принято.

- Стратегическая задача, которую поставила перед собой ДГК, - за три года сделать экономику компании безубыточной. Удалось ли выйти на новый уровень в 2011 году?

- Говорить о полном финансовом оздоровлении еще рано. Чудес не бывает, и нынешний год принесет компании убытки. Пока же в ДГК идет борьба за каждый сэкономленный рубль. Мы надеемся, что с переводом мазутных генераций на газ добьемся снижения затрат на топливо. Но, опять же, существует необходимость возврата инвестиций. Так, общая сумма затрат проекта реконструкции Владивостокской ТЭЦ-2 с переводом оборудования на сжигание природного газа составляет более 5,4 млрд рублей.

К убыткам приводит и задержка подачи газа со стороны Газпрома. По графику газификации владивостокских объектов предусматривался срок подачи газа 1 сентября, к этому сроку первые котлоагрегаты Владивостокской ТЭЦ-2 были готовы принять газ, и приняли его. На другие объекты, такие как Владивостокская ТЭЦ-1 и теплоцентраль "Северная", газ до сих пор не поступил, и пока нет понимания, когда появится.

Кроме того в 2011 году задолженность потребителей за тепло составила более 3 млрд рублей. Один из крупных неплательщиков - министерство обороны РФ. Ведомство задолжало с учетом долгов прошлого года более 150 млн рублей. До конца года Минобороны гарантирует ликвидировать задолженность только за I полугодие 2011 года в размере 23 млн рублей.

Традиционно проблемными остаются предприятия, которые фактически деньги получают от Минобороны, - Амурский судостроительный завод, патронный завод "Вымпел". От этих предприятий получены обещания до 30 декабря полностью рассчитаться по обязательствам.

А вот население стало платить гораздо лучше. 97,5% потребителей встретят новый год без долгов.

- Изменятся ли в 2012 году приоритеты инвестиционной программы компании?

- Приоритетом следующего года остается газификация объектов генерации. Будут продолжены работы по переводу на природный газ еще четырех котлов Владивостокской ТЭЦ-2.

Приморский край демонстрирует высокий темп прироста энергопотребления в связи с вводом объектов саммита АТЭС и серьезным промышленным развитием. Но сегодня практически исчерпаны возможности по передаче мощности с севера Приморского края, с Приморской ГРЭС, на юг региона. Поэтому там требуется строительство новых мощностей. Руководство РАО "Энергосистемы Востока" приняло решение построить на площадках Владивостокской ТЭЦ-2 и ЦПВБ (центральная пароводяная бойлерная) пять газотурбинных установок суммарной мощностью 225 мегаватт, имеющих КПД более 40%, с котлами утилизаторами. Срок окончания работ - 2013 год.

Кроме того в инвестиционные предложения на будущий год мы прописали перевод на газ одного блока Хабаровской ТЭЦ-3 и двух водогрейных котлов, работающих на мазуте. Пока проект находится в стадии согласования с РАО "ЭС Востока". Это выгодный проект, поскольку у ДГК есть долгосрочный контракт с компанией "Эксон Нефтегаз Лимитед", в нем четко прописаны ценовые и объемные параметры до 2025 года.

Второй приоритет - поддержание курса на увеличение объемов замены тепловых сетей, износ которых в среднем по ДГК составляет почти 30%. По разным городам разная ситуация. К примеру, в Приморье - 60%, в Хабаровске - 19% и т.д.

В этом году под эгидой РАО "ЭС Востока" началась реализация крупного инвестиционного проекта - строительство ТЭЦ в Советской Гавани Хабаровского края, где ожидается большой прирост потребления в связи с открытием здесь портовой особой экономической зоны. Совгаванская ТЭЦ с мощностью первой очереди 120 МВт и с перспективой увеличения мощности до 400 МВт не только решит вопросы энергоснабжения потребителей на востоке края, но и даст возможность развития терминала в бухте Мучка Ванинского морского порта, через который осуществляется транспортировка экспортных грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Ввод новых мощностей запланирован на 2013 год.