Резидент ТОР "Южная Якутия" с начала 2017 года угледобывающая компания "Колмар" намерена выйти на объемы добываемого и обогащенного угля в 20 млн тонн к 2021 году. Компания строит терминал для поставок премиального коксующегося угля в страны АТР и на внутренний российский рынок, развивает инфраструктуру Южной Якутии, строит дороги, дома, создает новые рабочие места для жителей региона. О планах на будущее, текущих проблемах и достижениях в интервью "Интерфаксу" рассказал гендиректор "Колмара" Сергей Цивилев.
- Сергей Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, на каком этапе сегодня находится строительство угольного терминала в порту Ванино. Все ли экологические нормы соблюдены?
- В проекте мы учли все требования по экологии и промышленной безопасности, которые на сегодняшний момент существуют в России. Терминал энергично строится, закончено возведение линий электропередачи и подстанции, терминал обеспечен электроэнергией, к концу года будет закончена подъездная железная дорога. Поскольку у нас были перепады высот от 2 до 20 метров, мы вся площадку выровняли, сделали вертикальную планировку на всем участке терминала.
На сегодняшний день мы уже разворачиваем на площадке строительный городок, будем строить причальное сооружение. Гидротехника на море, можно сказать, – ключевой и самый сложный аспект терминала. Оборудование можно отремонтировать, поменять, а вот проблемы с гидротехническим сооружением исправить будет сложно.
Одновременно у нас закончилось строительство автомобильных дорог.
Также мы уделяем большое внимание социальной направленности и вопросам кадров, поэтому заранее построили для своих сотрудников таунхаусы в поселке Ванино.
Сейчас мы приступаем к строительству таунхаусов для инженерно-технического персонала в г. Нерюнгри (идет проектирование) и намерены закончить строительство общежития и малосемейки для размещения 400 человек в Серебряном Бору. Мы уже возвели здания, они крыты крышами, подведено тепло, сейчас приступаем к отделке.
Мы рассчитываем на поддержку государства в строительстве.
- Расскажите о перспективах экспорта вашего угля в Японию
- Туда мы поставляем концентрат коксующегося угля премиального качества. Видите ли, основной задачей нашей компании всегда была добыча, обогащение и поставка таких углей в страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и на внутренний рынок нашей страны.
Поскольку на своем месторождении в Южной Якутии мы добываем именно такой уголь, то считаем, что должны представить свою страну в этом сегменте на рынке углей в странах АТР. Сегодня доля российских поставщиков на этом рынке незначительна – от 5 до 10%.
Поэтому мы поставили для себя задачу восстановить тот баланс, который был во времена Советского Союза, чтобы доля российских углей премиального класса возросла на рынке АТР до 20%.
В прошлом году мы запустили обогатительную фабрику, она небольшая, первая, на которой мы отработали технологию обогащения, научили работать людей и создали большую хорошую команду обогатителей, что очень важно. Именно с этой фабрики мы делали первые промышленные поставки всем потенциальным потребителям.
Одновременно строится еще одна обогатительная фабрика, которая будет запущена в конце марта следующего года, она сможет перерабатывать уже 6 млн тонн угля, и нынешняя наша задача на базе уже имеющихся контрактов, а у нас есть уже долгосрочные, увеличить объем поставок под запуск следующей фабрики.
В этом году мы также начали подготовительные работы для строительства фабрики по обогащению угля мощностью 12 млн угля, это уже следующий этап нашего развития. Мы ожидаем, что через три года компания будет добывать и обогащать до 20 млн тонн угля.
В связи с этим, мы подкорректировали концепцию развития терминала - будем строить терминал не на 12 млн, как раньше предполагали, а на 24 млн тонн. С чем связана корректировка? Те 12 млн тонн, которые мы сейчас реализуем, это первая очередь. Мы уже получили технические условия от железной дороги на 24 млн тонн, вторая очередь будет реализована до 2023 года. Мы строим терминал, который предназначен именно для хранения и перевозки концентрата премиальных коксующихся углей, это имеет свои особенности на складах, потому что угли нельзя смешивать – у нас особые требования к складскому качеству. Это еще и особые требования по погрузке и загрузке судов, потому что не все готовы принимать груз коксующихся углей судами класса Кинг Сайз по 120-160 тыс. тонн.
Ближним государствам, таким, как Япония, зачастую лучше отправлять 20-40 тысячники, но чаще и регулярно. Наши угли используются на 10% от общей шихты, поэтому под завоз сразу большой партии требуются большие склады. Есть запрос от наших партнеров на суда, начиная от 20 тыс. и до 160 тыс. Поэтому, мы все эти требования внесли в проект терминала, чтобы он смог обеспечивать такую нагрузку. Поэтому, даже если мы будем отправлять 160-ти тысячники, например, в Индию, в их трюмы будут закладываться разные угли с разными характеристиками, смешивания не будет. Таким образом, мы будем поставлять потребителю чистые угли соответствующего качества.
- Хотелось бы поговорить о ТОРах. Вы, как бизнесмен, скажите, что не хватает ТОРам для того, чтобы создать максимально комфортные условия для своих резидентов?
- ТОРы - новый инструмент, созданный в российском государстве специально для Дальнего Востока совсем недавно. Сейчас видно, что ТОРы интересны бизнесу, потому что в короткий срок их количество резко возросло до 18. Мы зарегистрировали свой ТОР 29 декабря под номером 14. Растущее количество ТОРов свидетельствует о том, что они интересны бизнесу. Но, все-таки, это новый инструмент, который требует дальнейшей проработки и детализации, которая возможна только на базе конкретного ТОРа.
В свою очередь, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Объясню на примере. Согласно договору, наш ТОР освобожден от таможенной пошлины. Но, в соответствии с российским законодательством, мы должны оградить территорию, поставить забор, возвести проходную, натянуть колючую проволоку, по периметру разместить камеры видеонаблюдения. Когда это небольшое предприятие, с конкретными границами – тут вопросов не возникает. А у нас около 80 кв км территории, по которой движется техника, и если ее оградить по такой схеме, как предписано законом, то стоимость затрат в разы превысит вообще всю экономику по "таможне". Поэтому, мы вышли с предложением к правительству и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев нас поддержал, подойти по-другому к компаниям с большой территорией. Так, например, не делать ограждения, а получать "таможню" после того, как оборудование или техника будет поставлена на баланс предприятия. Это уже является подтверждением того, что техника прибыла для работы в ТОРе. И затраты резко не возрастут. Сейчас ждем внесения изменений или дополнений в таможенное законодательство.
Есть еще одна проблема - у нас подписан контракт с крупной китайской корпорацией, поставляющей оборудование для обогатительной фабрики, монтирующей его, делающей пусконаладку. К нам приезжает бригада из 120 высококлассных специалистов. Так вот, в соответствии с нашими законами, Федеральная миграционная служба выдала нам деловую визу для китайских партнеров, которая предусматривает 90 дней нахождения иностранного гражданина на территории России. И, хотя мы получили деловую мультивизу на срок в 1 год, рабочие все равно могут находиться в РФ только в течение 90 дней. То есть, раз в полгода они должны выехать из страны, а потом снова в нее заехать на 90 дней. Это анахронизм, который серьезно мешает работе.
Все эти нюансы, с которыми сталкиваются резиденты ТОРов, и о которых я рассказываю, требуют тщательной доработки. Но, к счастью, правительство, Юрий Трутнев, Минвостокразвития идут нам навстречу и, благодаря их поддержке, мы выстраиваем конструктивный диалог и с таможней, и с ФМС, и с другими смежными структурами.
- Расскажите о планах и объемах добычи на этот год?
- Мы планируем добыть 4,8 млн тонн угля. Пока у нас работает одна обогатительная фабрика, вышедшая на мощность в 2,2 млн тонн по входящему сырью. Из общих 4,8 тыс. тонн мы 2,2 тыс. тонн заведем на фабрику и получим на выходе примерно 60% концентрата, примерно чуть больше 1 млн тонн. Этот концентрат будет перераспределен в таких объемах – примерно 30% уйдет на рынок в России и 70% в страны АТР.
Весь остальной уголь у нас пока не обогащен, и он не может использоваться в изготовлении стали. Литейные компании такой уголь не покупают. Все остатки мы продаем в виде энергетического угля.
Однако в конце марта 2018 года мы запустим следующую обогатительную фабрику, которая, как я уже упоминал, сможет обогащать до 6 млн тонн угля. Кстати, при строительстве в эту фабрику мы заложили до 40% увеличенного запаса мощности, так что в идеале она сможет обогащать до 8 млн тонн.
Можно сказать, что с марта 2018 года мы сможем обогащать весь уголь, который добываем. Именно с этого момента мы станем настоящей компанией по производству коксующихся углей. Конечно, останется немного "энергетики", но ее с удовольствием заберут у нас на внутреннем рынке. У нас хорошие отношения с Русгидро, с Дальневосточной генерирующей компанией, и на наши дальневосточные котельные и ТЭС уйдет примерно около 1,5 млн тонн в год. Часть "энергетики" мы продадим за рубеж.
- Вы единственные резиденты ТОР или привлекли кого-то еще?
Наш ТОР развивается динамично. Как вы помните, мы обратились с заявкой на его создание сразу после прошлогоднего экономического форума, и уже 29 декабря 2016 года вышло постановление правительства РФ о его создании. А 28 февраля 2017 года, два наших предприятия – ГОК "Инаглинский" и ГОК "Денисовский" - стали резидентами ТОРа.
На сегодняшний день у нас уже 5 резидентов, а к концу года мы ожидаем роста их количества еще на 3-4 компании.
Теми тремя резидентами, которые пополнили наши ряды в ТОРе, стали предприятия, которые работают и созданы для работы с компанией "Колмар". Два предприятия оказывают нам услуги по вскрышным работам и одно – услуги по питанию.
Несмотря на то, что они сейчас полностью ориентированы на "Колмар", через какое-то время они полностью разовьются и смогут оказывать услуги не только нам, а уже всем бизнесменам, которые хотят создавать бизнес в Южной Якутии. Я без преувеличения могу сказать, что в нашем ТОРе мы создаем основу для развития всей Южной Якутии.
Вскоре наш ТОР пополнится еще одним резидентом. Мы приняли решение создать первый машиностроительный завод в этом регионе. Мы начали ставить теплые боксы на горно-обогатительных комбинатах, где техника будет отстаиваться зимой и проходить техническое обслуживание и мелкий ремонт. Для более сложных технологических процессов мы строим машиностроительный завод (МСЗ). Его первая очередь, ремонтно-механические цеха, уже запущены в работу, там начала ремонтироваться наша техника.
Наш МСЗ расположен в поселке Чульман, между двумя нашими ГОКами, это удобно логистически.
Сам поселок изначально строился для дорожников, ему недавно исполнилось 90 лет, однако, в поселке закрыты все предприятия, и людям практически негде было работать. Когда мы начали свое строительство, люди с удовольствием пошли работать к нам.
В планах – создание сервисной службы, которая будет обслуживать технику всех производителей, эксплуатируемую в Южной Якутии и дальше, в радиусе 2 тыс. км.
Для этого необходимы склады, желательно, чтобы они были в районе ТОРа и не облагались таможенной пошлиной. Мы хотим создать свою службу сервисных инженеров, обучить их под каждый вид техники. Далее, когда весь этот процесс уже будет налажен, мы подпишем соглашение с одним или двумя крупными производителями техники, и начнем строить завод по сборке этой техники. Это станет завершающим циклом строительства нашего МСЗ.
Цели вполне достижимые – у нас большая территория, есть свой железнодорожный тупик, где мы полностью создали необходимую инфраструктуру, поставили туда свои котельные, провели воду.
Я поделился своими планами с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым. Он горячо поддержал нашу идею, но просил учесть развитие отечественного автопрома. которому пока не нужны сильные конкуренты. Мы будем работать с Минпромторгом, который нам порекомендует те российские машиностроительные заводы, которые сегодня уже становятся на ноги и производят конкурентоспособную продукцию.
Мы будем напрямую работать с этими заводами, будем приглашать к себе их представителей, делать сервис для этих заводов здесь, на территории Нерюнгри. Тогда и станет ясно, какие ниши останутся за российскими заводами, а какие будут отданы иностранным компаниям.
К слову, у нас, на Дальнем Востоке, пока нет условий для ремонта горно-шахтной техники. Мы раньше возили ее в Кузбасс, но было дорого и занимало много времени. На своем заводе мы намерены ремонтировать горно-шахтную технику, оборудование для открытых гор, будем ремонтировать дорожную и строительную технику.