Губернатор Камчатского края В. Илюхин: "Мы должны привлечь бизнес на Камчатку. Только в этом случае мы сможем говорить об экономическом развитии территории"

Губернатор Камчатского края  В. Илюхин: "Мы должны привлечь бизнес на Камчатку. Только в этом случае мы сможем говорить об экономическом развитии территории"

- Владимир Иванович, в последнее время Камчатка часто появляется в новостях как регион, где после длительного перерыва восстанавливается жилищное строительство. Неделю назад, ход работ по возведению нового жилья проверил полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев. Он осмотрел новый микрорайон в Петропавловске. Каковы дальнейшие планы в этой отрасли у камчатских властей?

- Для Камчатки, где социальное жилье не строили уже почти 20 лет, сдача целого микрорайона – настоящее событие. Благодаря федеральной поддержке в этом году мы сдаем 17 новых домов в Петропавловске. Квартиры в них получат почти 770 семей, которые сейчас живут в домах, не подлежащих сейсмоусилению.

Я признателен Виктору Ивановичу Ишаеву, что он принял участие в церемонии закладки нового дома для молодежи. Для меня это очень символично. Хороший знак, что начало большой программы по строительству жилья для молодых семей на Камчатке положил человек, который возродил молодежное жилищное строительство на всем Дальнем Востоке. Думаю, и у нас все получится, молодые семьи – это наше будущее, и мы должны обеспечить их всем необходимым, в том числе и новым, качественным и безопасным жильем. За три года мы планируем построить пять таких домов.

Надо сказать, что сдача нового микрорайона в краевой столице – только начало большой стройки. В ближайшие два-три года мы намерены построить еще один жилой район в Петропавловске – на тысячу семей.

Надеюсь, нам удастся добиться продления программы на федеральном уровне, получить гарантии финансовой помощи на будущие годы. Это позволит нам развернуть масштабное строительство не только в краевой столице. Уже сегодня по программе повышения сейсмоустойчивости домов мы закладываем фундаменты двух домов в Елизово, втором по величине городе Камчатки.

Кроме того, нам нужно решить проблему ветхих детских садов, школ и больниц в северных территориях края. Многие из этих учреждений просто нет смысла ремонтировать. Значит нужно строить новые, а это довольно большой объем средств. Чтобы сократить расходы и, при этом, спроектировать здания, которые бы учитывали все климатические особенности наших отдаленных малонаселенных пунктов, мы начинаем разработку типовых проектов зданий. В следующем году мы разработаем такие проекты на учебные комплексы, где будут располагаться и детский сад и школа, а также на фельдшерско-акушерские пункты.

Сейчас между уровнем жизни в южной части полуострова – краевой столицей и соседних с ней городов и районов, и селами на севере края, куда можно добраться только воздухом, - существует огромный разрыв. Корякии (бывший Корякский автономный округ, который несколько лет назад вошел в состав Камчатского края-ИФ), действительно давно не уделяли внимания. Поэтому одна из главных задач для нас – начать стирать существующую разницу между частями полуострова, повысить там уровень жизни, привести в порядок коммуналку, жилфонд и социальные объекты. Мы учли это при формировании бюджета 2012 года. Впервые за последние годы мы инвестируем довольно большую сумму в развитие территории бывшего Корякского округа. Более полумиллиарда рублей будут направлены на строительство новой школы, этнокультурного центра, ремонт горнолыжной базы, реконструкцию системы ЖКХ в селах Корякии.

- А как обстоят дела с благоустройством? Недавно председатель правительства Владимир Путин сказал, что Петропавловск и еще несколько городов отстают с реализацией программы по благоустройству. В чем причина и когда удастся привести в порядок столицу Камчатки?

- Действительно, недавно мы вновь попали в неприятные сводки Минрегиона по освоению федеральных денег на благоустройство. Однако, озвученный показатель – 48% - не вполне точный. В действительности, мы реализовали планы по программе на 100%. Все запланированные работы выполнены в полном объеме. А вот оформление документов для оплаты занимает немного больше времени. При составлении сводок в Минрегионе учли только процент оплаченных работ, отсюда и такой плачевный результат.

Вообще, если говорить о том, когда удастся привести в порядок краевой центр, то думаю, еще не один год должен пройти. Ситуация в Петропавловске – непростая. Здесь несколько десятилетий не ремонтировали дома, не проводили капитального ремонта дорог, не приводили в порядок социальные объекты. Все это не наверстать за два-три года. В последние годы есть хорошие подвижки. Новый вид приобретает жилой фонд, вместе с работами по сейсмоусилению ремонтируют фасады школ, больниц и детских садов. Постепенно начинаем ремонтировать дороги. Думаю, если мы постоянно будем уделять серьезное внимание благоустройству, не только Петропавловска, но и других городов и сел Камчатки, жить здесь действительно станет комфортнее.

Вы знаете, в этом году, благодаря серьезной федеральной поддержке, в общей сложности мы направили больше миллиарда рублей на благоустройство краевой столицы. Это позволило нам приступить к масштабным ремонтным работам на дорогах, причем ремонтируем не только центральные магистрали, но и внутриквартальные проезды, придомовые территории. Это здорово меняет облик города, но пока число таких благоустроенных микрорайонов можно пересчитать по пальцам. Поэтому на уровне правительства Камчатского края, и нас в этом поддержал депутатский корпус, мы приняли решение ежегодно направлять по миллиарду рублей на благоустройство. Средства со следующего года пойдут во все без исключения районы. Это очень важно, чтобы люди жили в чистоте и порядке, чтобы они с удовольствием гуляли по городу, чтобы и мамам с колясками и пенсионерам было, где отдохнуть, а дети играли там, где для этого есть все условия.

- Владимир Иванович, а если говорить о развитии бизнеса в крае, - есть ли у региона предложения для инвесторов и чего они могут ожидать от властей?

- Развитие бизнеса – это необходимое условие для дальнейшего развития всей территории. Я прекрасно понимаю, что Камчатка – край, где быструю отдачу от вложений получить просто невозможно. У нас слишком много сдерживающих факторов. Стоимость любого инвестпроекта у нас значительно выше, чем в центральных регионах – полуостров оторван от материка и стоимость доставки грузов в край довольно высокая. По этой же причине у нас предельно высокие тарифы на тепло и электроэнергию. На сегодня у нас слишком много инфраструктурных барьеров: неразвитые дорожная, инженерная сеть, отсутствие наземной связи с севером полуострова.

В таких непростых условиях одна из главных задач для властей региона – сделать край привлекательным для бизнеса. Инвестору нужно создать условия, дать понять, что территория в нем заинтересована. Поэтому сейчас мы разрабатываем комплексную программу поддержки бизнеса.

Во-первых, мы вводим налоговые льготы для инвесторов, которые реализуют крупные проекты в области сельского хозяйства. Мы освободим их от налогов на имущество на весь период окупаемости проекта. Конечно, в первые годы работы от бизнеса, который воспользуется этой льготой, бюджет края недополучит часть доходов. Зато предприятие сможет встать на ноги, в крае появятся новые рабочие места, да и налоговые доходы от крупного, стабильно работающего бизнеса будут гораздо выше. По нашим оценкам, после того, как проект окупится, доходы в бюджет вдвое покроют сумму выпадающих расходов.

Во-вторых, мы создаем Региональный Инвестиционный фонд Камчатки. В бюджете следующего года мы предусмотрели 100 миллионов рублей, которые пойдут на создание необходимой инфраструктуры коммерческих проектов. Сейчас при разработке инвестпроектов бизнес вынужден учитывать строительство инженерных сетей и даже дорог. В результате, проект становится нерентабельным. Я думаю, это станет хорошей поддержкой для инвесторов и ускорит реализацию новых проектов на Камчатке.

Кроме того, со следующего года мы возобновляем субсидирование тарифа на электроэнергию для предприятий. Сегодня экономически обоснованный тариф в крае слишком высокий. На тарифе сказывается изолированность энергосистемы и высокая цена на привозное топливо. Чтобы хоть немного снизить финансовую нагрузку на население, мы субсидируем тариф на электроэнергию. Сейчас жители платят за 1 кВт 3 рубля 20 копеек. Для бизнеса такой поддержки сейчас нет, предприятия платят по 5 рублей за кВт. Понятно, что говорить о развитии производства с такой платой просто бессмысленно. Поэтому в бюджете следующего года мы предусмотрели 6 миллиардов рублей на компенсацию разницы в тарифах на электричество. Во-первых, за счет этих денег мы планируем сдержать рост тарифов для населения в начале года. Кроме того, со следующего года мы вновь вводим меры поддержки для предприятий. Возобновляем субсидирование тарифов на электроэнергию для пищевых, перерабатывающих предприятий, а также для рыбопромышленных компаний, но только на ту часть продукции, которая продается на территории края. Для таких предприятий бюджет будет субсидировать до 50% стоимости электроэнергии. Такая же льгота у нас сейчас действует для бизнеса, работающего в сельском хозяйстве.

Это только первые шаги, которые позволят сделать край привлекательным для инвесторов. Для Камчатки сейчас очень важно создать хорошую инвестиционную площадку. Мы должны привлечь бизнес в край. Только в этом случае мы сможем говорить об экономическом развитии территории.

- А уже есть те, кто заинтересовался новыми мерами поддержки? В ближайшей перспективе в крае будут реализованы крупные бизнес-проекты?

- Вы знаете, все эти меры поддержки "рождаются" как раз в результате диалога с бизнесом. К примеру, ранее камчатские предприниматели обратились к нам с просьбой предусмотреть государственные гарантии по кредитам. Несколько месяцев назад, мы предусмотрели в бюджете деньги под первый подобный социально-значимый проект, - стали гарантами по кредиту на строительство свинокомплекса. В результате, уже в следующем году в крае заработает крупнейший комплекс племенного разведения, который позволит увеличить производство мяса в крае более чем на треть.

Что касается налоговых льгот, то надеюсь, первый, кто их получит, станет инвестором другого крупного проекта - мы планируем возродить в крае тепличное производство овощей с использованием геотермальной энергетики. Сейчас мы ищем инвесторов под этот проект. В советские годы у нас было налажено масштабное круглогодичное производство - в крае действовал крупный тепличный комплекс, который отапливался круглый год за счет геотермальных источников. Если мы возродим такое производство, то сможем заместить привозные китайские огурцы и помидоры собственной продукцией. Будем круглогодично обеспечивать почти все население края овощами закрытого грунта местного производства.

Вообще, надо сказать, нам удалось наладить действительно конструктивный диалог с бизнесом. Теперь мы говорим на одном языке. К примеру, не так давно мы обсуждали с предпринимателями проект краевого закона "О государственно-частном партнерстве". Во время одной из встреч бизнесмены обратились ко мне с инициативой построить детский сад на условиях ГЧП. Мне приятно, что бизнес стал социально-ответственным, он готов инвестировать деньги в строительство социальных объектов.

Кстати, в рамках государственно-частного партнерства мы планируем построить и новое здание аэропорта. Недавно, благодаря поддержке премьер-министра страны Владимира Путина, нам удалось добиться выделения средств на реконструкцию аэродромного комплекса единственного в крае аэропорта, который принимает все типы воздушных судов. Теперь нам нужно решить вопрос со строительством аэровокзала. У нас уже есть несколько потенциальных инвесторов. Я думаю, это как раз тот самый проект, который нужно реализовать на условиях ГЧП. Потому что без поддержки власти, без поддержки краевого или федерального бюджетов поднять некоторые проекты просто невозможно. Государственно-частное партнерство позволит нам реализовать важные для территории проекты, при этом создав условия для развития бизнеса.

Надеюсь, что сотрудничество власти и бизнес-сообщества Камчатки совсем скоро принесет реальные плоды. Мы найдем возможность помогать предпринимателям в реализации социально-ориентированных проектов, ведь, в конечном счете, от этого зависит развитие всей территории.

- Владимир Иванович, вы говорите, что неразвитая транспортная сеть – барьер для развития экономики. А как вы будете решать эту проблему?

- На Камчатке, где дорожное сообщение есть только между несколькими южными районами и одним центральным, - развитие транспортной сети, действительно вопрос актуальный. Благодаря федеральной поддержке в этом году нам удалось начать масштабные работы на дорогах. Только за год камчатские дорожники отремонтировали тысячи квадратных метров городских и сельских дорог. Сейчас мы реконструируем единственную транспортную артерию, которая связывает краевую столицу с центром полуострова. Кроме того, мы начали строить автозимник продленного действия, который свяжет центр с северными селами. Это проекты не одного года, но в дальнейшем они позволят нам соединить дорогой север и юг полуострова. Это очень важно для нас.

Нельзя забывать и об авиасообщении. Сегодня это единственный вид сообщения между большинством населенных пунктов Камчатки. Конечно, авиапарк края давно нуждается в замене. Сейчас мы изучаем возможность покупки четырех-пяти новых самолетов, которые летали бы по местным линиям. Пока остановились на канадских самолетах DASH-8. Они неплохо показали себя на Сахалине. Конечно, есть и минусы для нас – в первоначальной комплектации они могут садиться только на искусственных взлетно-посадочных полосах, и чтобы они могли садиться на гравийных, нужно дополнительно усилить корпус. Думаю, они стали бы оптимальным вариантом для многих дальневосточных регионов. В этом случае, мы могли бы говорить о создании единого дальневосточного центра по ремонту и тех.обслуживанию для этих бортов. На базе такого центра можно было бы организовать и подготовку инженеров и летных экипажей.

Что касается морского сообщения, то уже через год мы планируем возобновить пассажирское сообщение вдоль побережья края – это десятки населенных пунктов. Первое за последние десятилетия грузопассажирское судно должно быть построено в середине следующего года. Кроме того, в начале ноября в край пришли две новые самоходные баржи, которые будут осуществлять грузовые перевозки в отдаленные села. Возможно, с выходом барж на линии, нам даже удастся снизить тарифы на перевозку грузов.

- Владимир Иванович, недавно в СМИ появились сообщения о том, что на Камчатке могут построить альтернативный топливозаправочный комплекс в аэропорту и расширить сеть АЗС. Как решился этот вопрос?

- Действительно, с таким предложением к нам обратилась компания "Роснефть". Сейчас специалисты этой компании и правительство края изучают этот вопрос. Что касается альтернативного топливозаправочного комплекса в аэропорту, то сейчас там уже действуют два АЗК и строительство третьего просто нецелесообразно. Вопрос со строительством автозаправок пока открыт. "Роснефть" и ее дочернее предприятие "Востокнефтепродукт" предлагает нам построить в крае целую сеть заправочных станций. Этот вопрос действительно очень актуален для Камчатки. Поэтому мы уже предложили компании рассмотреть возможность строительства заправочных станций в наших отдаленных населенных пунктах.

Сейчас развитая сеть АЗС есть только в краевом центре и соседнем с ним городе Елизово. В центральных и северных районах края, напротив, дефицит заправочных станций. Конечно, компания в первую очередь претендует на получение земельных участков под строительство новых АЗС, как раз в Петропавловске и Елизово. Там действующая сеть АЗС с избытком покрывает потребности населения, заправки используются в среднем на 40% от проектной мощности. Поэтому мы обратились в "Роснефть" с предложением построить автозаправочные станции в пяти районных центрах на территории бывшего Корякского округа и организовать централизованные поставки автомобильного и авиационного топлива в эти муниципальные образования. Для наших северных сел это станет хорошей поддержкой.

Вообще, главное, чем мы должны руководствоваться в таких вопросах так это конечной ценой на топливо для потребителя и энергобезопасностью региона. Существующий сегодня на Камчатке топливный рынок – действительно довольно монополизирован. Но он стабильно работает, и камчатский бизнес прислушивается к нам в вопросах цен. Вы знаете, недавно, несмотря на увеличение отпускной цены на бензин у оптовиков, местные поставщики снизили розничные цены. Я не говорю о какой-то благотворительности. Если снизили – значит, позволяла маржа. Другое дело, что на Камчатке, помимо прочего, цена на бензин складывается из доставки морем на полуостров, и не меньшей по цене доставки в отдаленные села внутри края. Транспортировка воздухом литра бензина, к примеру, в Палану (административный центр бывшего Корякского округа - ИФ) обходится примерно в 20 рублей. Поэтому мы должны просчитать – что будет с ценой на топливо в дальнейшем, и не рухнет ли после прихода в край еще одного крупного поставщика существующий рынок, который сейчас обеспечивает не только юг, но и трудный во всех отношениях север.