О результатах инвестиционного форума в Сочи для Камчатки, итогах путины-2018 в регионе, важных для края проектах и планах в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.
– Владимир Иванович, какие соглашения подписала Камчатка на форуме?
– Правительство Камчатского края подписало соглашение с Ленинградской областью о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и социальной сферах. Это соглашение важно для нас в первую очередь тем, что в его рамках Камчатка совместно с Ленинградской областью реализует очень серьезный проект – строительство в Авачинской бухте возле Петропавловска-Камчатского глубоководного терминала для контейнерных перевозок по Северному морскому пути. Внутри портовой зоны в бухте будет создана площадка, где можно будет загружать и разгружать суда ледового класса. Это позволит решить проблему перевалки грузов, следующих Севморпутем с запада России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона – перегружать грузы на суда более легкого класса и отправлять в АТР. Но самая главная задача – сократить сроки перевозки грузов с запада нашей страны и обратно. С экономической точки зрения это очень выгодно для наших перевозчиков – тех, кто будет работать, будет на этой площадке. В середине марта на Камчатку приедет группа специалистов, которые будут реализовывать этот проект. И мы окончательно определимся по месторасположению этого портового сооружения в Авачинской бухте.
- Как продвигается проект по разработке Крутогоровского месторождения угля на Камчатке?
- Продолжается подготовка к реализации проекта. Недавно компания Tata Power, которая намерена вложить в этот проект несколько десятков миллиардов рублей, завершила регистрационные процедуры на Камчатке. Движемся вперед, хотя, может быть, и не такими темпами, как хотелось бы.
Во-первых, проект достаточно дорогой. Кроме того, его особенность заключается в том, что перевалку угля нужно будет осуществлять на побережье Охотского моря на западе Камчатки, где в силу больших отливов нет ни одного портового сооружения. Нюансов, которые нужно обсуждать, немало, и нужно находить инженерные решения, чем сейчас и занимаются специалисты. Не исключено, что они остановятся на варианте рейдовой загрузки.
Также нужно решить вопрос с транспортировкой угля от самого месторождения к побережью: будет ли это железная или автомобильная дорога. В том числе рассматривается вариант привлечения к этой логистической составляющей возможностей уже разрабатываемого Шанучского рудного месторождения. Между ним и Крутогоровским месторождением – несколько десятков километров. Рельеф там достаточно сложный, но, возможно, объединение транспортной инфраструктуры этих двух месторождений будет выгодным.
В строительство инфраструктуры для Крутогоровского месторождения должны быть направлены значительные федеральные средства. Конечно, Камчатский край будет участвовать в реализации проекта, и объем нашего участия станет понятен, когда будут определены технические условия.
В любом случае реализация проекта продолжается. В этом заинтересована и Tata Power, и российская сторона. Безусловно, для Камчатки этот проект важен и с точки зрения создания новых рабочих мест, и с позиции строительства инфраструктуры на территории края. И, конечно, это налоги в бюджет субъекта.
- Камчатка обладает нераспределенным фондом недр близ участков, принадлежащих Газпрому – речь об участках Ичинский и Воямпольский. Есть ли у вас информация о планах выставить эти участки на торги?
- На Камчатке много нераспределенных недр, это, действительно, так. Планы Росгеологии на эти участки мне неизвестны, но я знаю, что "Газпром" сейчас активно наращивает свою базу. Полагаю, что компания может претендовать и на нераспределенные участки. На Камчатке есть определенные трудности с объемом газа, добываемого на местных месторождениях. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы эти объемы выросли – безотносительно конкретной компании. И если кто-то проявит интерес к нераспределенному фонду недр, мы это стремление поддержим, поскольку для нас главное – развитие территории, в том числе и в этом направлении.
- В 2018 году начались регулярные полеты с Камчатки на Чукотку. Как они себя показали? Какова заполняемость рейсов? Есть ли планы по открытию новых направлений?
- Самолеты Камчатского авиационного предприятия осуществляют рейсы не только в Анадырь, но и в Магадан. Причем иногда самолет, направляющийся в Магадан, совершает промежуточную посадку в корякском поселке Палана. Рейсы, насколько это позволяют погодные условия, выполняются регулярно, они востребованы. Эти авиаперевозки сейчас субсидируются из бюджетов Камчатки, Чукотки и Магаданской области, так что цены на авиабилеты для жителей наших субъектов остаются доступными. Рассчитываем получить и федеральную субсидию на осуществление перелетов по этим направлениям.
Наша северо-восточная территория – действительно, особенная. У субъектов одинаковые проблемы, связанные с отсутствием соответствующей дорожной сети, поэтому основной вид транспорта – авиация. Камчатке удалось сохранить свою краевую авиакомпанию, и мы, безусловно, ее поддерживаем и следим за надлежащим состоянием авиационного парка. Если удастся приобрести новые самолеты, мы готовы рассматривать варианты перелетов и на Сахалин.
- В 2018 году камчатские рыбаки добыли небывалое количество лосося. Как региону удалось переработать улов?
- Действительно, 2018 год для наших рыбаков был ударным, и они со своей задачей справились. Предприятия добыли порядка полумиллиона тонн лосося, это рекордный показатель за все время наблюдения за выловом рыбы на Камчатке – с 1906 года. Основная рыбалка шла на юго-западе полуострова, куда подошли небывалые объемы горбуши.
В преддверии прошлогодней путины наука предупреждала о существенных подходах красной рыбы, но не предполагала, что они будут настолько велики. На Камчатке за последние годы было построено больше 20 современных рыбоперерабатывающих заводов, полуостров обеспечен значительными холодильными мощностями. Вместе с тем, объемы были настолько велики, что для хранения были задействованы и возможности Владивостока, и стран АТР, куда отправляли на хранение часть продукции. Таким образом, камчатские рыбаки в полной мере выполнили все поставленные задачи. Отмечу: более 60 процентов улова было переработано у нас, на берегу – это очень достойный показатель.
- Подстегнули ли итоги рыбалки-2018 камчатских промышленников к строительству новых судов, перерабатывающих мощностей, развитию в целом?
- На Камчатке сейчас самая современная перерабатывающая база рыбопромышленного комплекса России, работа по ее наращиванию продолжается. Только в прошлом году в крае были запущены два крупных завода производительностью до 600 тонн переработанной продукции в сутки – это колоссальные цифры.
У нас сегодня достаточно большой рыбацкий флот, но он стареет. Поэтому предприятия начали строить новые суда. Так, Колхоз имени Ленина заказал в Калининграде на заводе "Янтарь" линейку сейнеров-траулеров. Новые современные высокоэффективные суда также заказала камчатская компания "Океанрыбфлот".
В целях обновления флота в России запущен механизм инвестиционных квот, так называемые "квоты под киль". Это мера государственной поддержки, призванная стимулировать промышленников к обновлению флота и строительству новых перерабатывающих мощностей. Изначально речь шла только о строительстве крупнотоннажного флота. Но нам удалось добиться, что под эти инвестквоты строились и среднетоннажные суда, поскольку они востребованы на Камчатке. Это серьезный стимул для рыбопромышленников строить флот на российских верфях. Так что наши рыбаки с уверенностью смотрят в будущее.
- Есть ли прогноз на лососевую путину этого года?
- Отраслевая наука обещает, что в этом году к берегам полуострова подойдет от 320 до 350 тысяч тонн красной рыбы, примерно такой же прогноз ученые давали и по подходам лосося в 2018 году, но по факту объемы оказались гораздо больше. Как будет на этот раз… Есть такие понятия – "рыбацкая удача", "звезда рыбака". Так что надеюсь, что хорошие прогнозы оправдаются.