Губернатор Приморского края О. Кожемяко: "Одним из главных событий ВЭФ станет презентация Нацпрограммы по развитию Дальнего Востока до 2025 года"

Губернатор Приморского края О. Кожемяко: "Одним из главных событий ВЭФ станет презентация Нацпрограммы по развитию Дальнего Востока до 2025 года"

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко на полях инвестиционного форума в Сочи рассказал агентству "Интерфакс-Дальний Восток" о достигнутых на мероприятии соглашениях и договоренностях, подготовке региона к юбилейному Восточному экономическому форуму и планах взаимодействия с будущим мэром Владивостока.

- Олег Николаевич, какие проекты привез Приморский край на Российский инвестиционный форум в Сочи. Какие соглашения удалось подписать?

- В этом году Приморье презентовало на форуме семь крупных инвестиционных проектов, требующих дополнительных инвестиций на общую сумму почти 6 млрд рублей. Все они имеют приоритетное значение для региона, получают государственную поддержку и уже запущены в реализацию. Это проекты по строительству завода пенокерамики, созданию и развитию горнолыжного курорта "Белая гора", развитию исторического парка "Изумрудная долина", строительству микрорайонов "Радужный" и эко-поселка с гольф-парком "Приморье", строительству нового цеха и запуску новой линейки судов – прогулочных катамаранов Pacifico Yachts, а также проект межрегионального оптового распределительного центра.

Еще один важный результат форума – договоренность с ПАО "Промсвязьбанк" о сотрудничестве в области комплексного освоения приморских территорий. Они как банк, который, в том числе, финансирует оборонную промышленность и предприятия ВПК, подготовят комплексный план развития Арсеньевского городского округа. Мы готовы субсидировать банковскую ставку.

Пилотный проект, включает в себя разработку мастер-плана по созданию комфортной городской среды, а также модернизацию действующих производств за счет банковских кредитов. Мы договорились, что они будут финансировать и другие проекты промышленности, которые есть в Приморском крае.

- Уже в сентябре вы принимаете Восточный экономический форум (ВЭФ). Как край готовится к этому событию? Что нового ждет гостей?

- Владивосток принимает гостей в этом году в новом статусе – статусе столицы Дальнего Востока. Подготовка уже началась, сейчас большое внимание уделяется организационной работе: для размещения гостей, как в прошлом году, планируется привлечь круизный лайнер. Прорабатываются вопросы организации питания, волонтерских служб, ремонта транспортной и дорожной инфраструктуры, благоустройства города.

В этот раз особое внимание организаторы планируют уделить истории форума, освещению вклада ВЭФ в развитие Дальнего Востока, демонстрации основных достижений региона.

Одним из главных событий станет презентация Национальной программы по развитию Дальнего Востока до 2025 года. Исходя из этого, будет построена деловая программа: в первый ее блок планируется включить презентацию инвестиционного потенциала отраслей с разбивкой по каждому из регионов ДФО. Второй будет представлять сессии по реализации 12 национальных проектов на Дальнем Востоке.

- Какие проекты представит ваш регион на ВЭФ?

- Одна из тем, которую мы хотели бы вынести на обсуждение – перспективы развития судоремонтной отрасли в Приморье. Это одно из приоритетных направлений развития экономики региона. Сейчас мы готовим предложения в адрес Правительства России, направленные на поддержку судоремонтных и судостроительных предприятий.

Планируем активно включиться в деловую часть форума: принять участие в выступлениях на круглых столах, панельных сессиях, чтобы донести до представителей федеральных органов власти, институтов развития, крупного бизнеса те вопросы, которые сейчас волнуют регион.

Также мы намерены участвовать в деловой выставке и хотим провести питч-сессию перед инвесторами по реальным проектам, в которых заинтересован край и которым необходима поддержка.

Традиционно на "Улице Дальнего Востока" будет работать павильон Приморского края. Сейчас идет отбор проектов, которые будут там представлены. Уделяем особое внимание тому, чтобы они соответствовали приоритетам экономического развития нашего края и были хорошо проработаны. Если потенциальный инвестор заинтересуется тем или иным проектом, у него должно сложиться четкое понимание: куда и на каких условиях он вкладывает средства, когда проект начнет возвращать инвестиции.

В этом году среди гостей форума – делегация Индии, которую возглавит премьер-министр, поэтому мы готовим пул проектов и инициатив для развития сотрудничества с индийскими коллегами.

- Продолжая речь о международном сотрудничестве нельзя не спросить о взаимоотношениях края с КНДР, ведь вы единственный регион России, граничащей с это страной. Какие планы по сотрудничеству?

- Мы видим в сотрудничестве с КНДР много плюсов: это позволит упростить транзит грузов и туристическое сообщение, разрабатывать удобные с точки зрения логистики проекты. Сотрудничество с КНДР также может упростить вход в Южную Корею.

В целом мы понимаем: нужно шире открываться, задействовать возможности портов Северной Кореи и транспортных коридоров, что, само по себе, было бы выгодно всем.

- Вице-премьер Юрий Трутнев неоднократно говорил о важности реконструкции погранпереходов в Приморье. По его мнению, их неудовлетворительное состояние тормозит развитие отношений РФ и КНР. К реконструкции транспортных коридоров "Приморье-1", "Приморье-2" планировалось привлечь китайских инвесторов. Не изменились ли планы?

- Ситуация там действительно сложная: эти коридоры находились в не совсем приглядном состоянии и были неудобны для пассажиров и для транспорта. Сейчас принимается решение, чтобы сами пункты пропуска стали государственными, а обустройством приграничной инфраструктуры занимались инвесторы. Такие инвесторы у нас есть в России, есть хорошие проекты, мы сейчас эту работу развернем.

Согласно концепции развития транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", значительная часть грузопотока будет обеспечена грузоотправителями из КНР. Возможность участия в проектах иных государств подтверждена в рамках работы Транспортного совета Расширенной Туманганской инициативы. Потенциальный объем грузовой базы для переключения на "Приморье-1" и "Приморье-2" до 2030 года оценивается в сумму около 45 млн тонн в год.

Если концепция будет реализована, то грузоотправители смогут сэкономить $20 на тонну при транспортировке до пункта назначения автомобильным транспортом и $10 на тонну при транспортировке железнодорожным транспортом. Также их ждет диверсификация и снижение рисков за счет использования альтернативных маршрутов доставки грузов. Для инвесторов целевая доходность составит 10-15% в зависимости от структуры финансирования и реализации дополнительных возможностей. Также они получат полную поддержку правительств РФ и КНР в части решения административных вопросов и упрощения всех процедур.

Для Приморского края проект принесет около 4 тыс. новых рабочих мест. К 2030 году ожидается прирост валового региона края на 30 млрд рублей, налоговых поступлений – на 6 млрд рублей с учетом цены 2015 года.

Для развития проекта "Приморье-1" ОАО "РЖД" уже разработало отдельную нитку трафика для контейнерных поездов длиной 57 условных вагонов по маршруту Гродеково–порт Восточный/Владивосток, позволяющую отправлять контейнеры с транзитными грузами с фиксированным сроком доставки.

В рамках реализации проекта "Приморье-2" в 2018 году через железнодорожный пункт пропуска "Махалино" перевезено 2,99 млн тонн внешнеторговых грузов. Чтобы увеличить объемы перевозок, "РЖД" развивает терминально-складскую инфраструктуру станции Камышовая.

В конце августа 2018 года китайская сторона получила лицензию от государственных таможенных органов Китая на осуществление транзитных перевозок, в результате чего начались регулярные перевозки транзитных контейнеров по маршруту Хуньчунь-Махалино (Камышовая)- порт Зарубино и обратно. С августа по декабрь в обоих направлениях было перевезено более 660 контейнеров.

Параллельно продолжается строительство высокоскоростной автомобильной трассы Владивосток-Находка-Порт Восточный, которая соединит между собой важнейшие южные порты края.

- Если говорить о собственных ресурсах края, какие планы по угледобыче в регионе? Появятся ли новые месторождения?

- В Приморье добывается около 9 млн тонн бурого и каменного угля в год. Основные его объемы, около 95%, поставляются на нужды энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края. Остальные 5% поставляются на экспорт и обеспечение нужд бытовых потребителей. Мы наблюдаем положительную динамику по развитию угледобычи.

Если говорить о новых месторождениях, то в 2017 году в Октябрьском районе ООО "Приморскуголь" (входит в ГК АО "СУЭК") приступило к освоению нового участка "Некковый" Липовецкого каменноугольного месторождения. На участке уже прошли геологоразведочные и вскрышные работы (удаление горных пород, покрывающих полезные ископаемые – ИФ). Предприятие приступило к опытно-промышленной добыче угля открытым способом. В 2018 году на участке добыто 350 тыс. тонн угля. В 2019 году "Приморскуголь" планирует добыть 500 тыс. тонн каменного угля.

На территории Михайловского, и Октябрьского района идет освоение Липовецкого, Ильичевского, Константиновского каменноугольных месторождений – семь предприятий проводят комплекс геологоразведочных работ, с последующим утверждением запасов для дальнейшего их освоения. В Надеждинском районе ведутся геологоразведочные работы на участке Адамсовский Синегорского каменноугольного месторождения.

Кроме того, к лицензированию готовятся два участка недр угольных месторождений. Так, в "Перечень объектов лицензирования на 2019 год" планируется включить участок "Начальный" Ореховского буроугольного месторождения, расположенный в Дальнереченском районе, а также участок "Восточный-2" Ильичевского каменноугольного месторождения в Октябрьском районе Приморского края.

Есть в крае и другой острый вопрос – перевалка угля. Сейчас мы можем загрузить портовые мощности, а после увеличения объема перевалки сможем задействовать ранее пустующие бухты. Думаю, в ближайшее время мы будем переподписывать все соглашения с угольщиками, чтобы гарантировать оплату доходов в бюджет края, потому что сегодня от угля бюджет получает крайне мало.

- В начале года Приморье захлестнула вспышка ящура. Вы справились с проблемой, уже установлены причины возникновения в регионе вируса? Какие меры поддержки оказываете предпринимателям?

- Причиной вспышки заболевания стало несоблюдение норм биобезопасности на крупных свиноводческих предприятиях. Вирус пришел из Китая. По происхождению его подтип близок возбудителю ящура у свиней в 2014 году.

Из краевого бюджета личным подсобным и фермерским хозяйствам мы компенсируем убытки в связи с отчуждением животных по среднерыночной стоимости за прошлый год.

- По заявлению министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, Приморский край по результатам своей работы в здравоохранении относится к десяти самым слабым регионам в стране. Как власти решают проблемы, накопившиеся в здравоохранении за многие годы?

- Здравоохранению региона сегодня мы уделяем особое внимание. На оснащение учреждений медицинским оборудованием только в 2019 году будет затрачено порядка 3,5 млрд руб. Это и реализация Национального проекта "Здравоохранение". Среди основных задач в этой сфере можно выделить такие направления, как развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (создание и замена фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий), борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.

Запланирован также капитальный ремонт краевых учреждений здравоохранения, оснащение медицинских организаций передвижными медицинскими комплексами. Усиливаем кадровую политику. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – мы предусмотрели компенсации за съем жилья, оплату услуг ЖКХ, «подъемные», доплаты для молодых специалистов, а также доплаты за выявление онкологических заболеваний.

- Вы говорили, что одной из главных тем ВЭФ станет презентация Национальной программой развития Дальнего Востока до 2025 года. На ваш взгляд, что в ней необходимо предусмотреть для успешного развития региона?

- Продолжается большая работа по формированию предложений для включения в нацпрограмму. Жители края тоже приняли активное участие, оставляя свои предложения на специальном портале. Основные чаяния людей в большинстве своем связаны с повышением качества жизни: сделать доступнее цены жилье, решить проблемы ЖКХ, построить библиотеки, отремонтировать спортивные объекты, провести ремонт дорог, создать парки и места для отдыха и многие другие.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что результатам реализации программы должно стать решение именно этих наболевших вопросов в социальной сфере. Сделать это мы можем за счет реализации национальных проектов, поэтому сейчас мы многие региональные проекты разрабатываем.

Вторая задача программы – это создание условий для ускоренного экономического развития региона. Вместе с экспертами проводятся стратегические сессии, где мы анализируем поступившие предложения и выбираем наиболее значимые для дальнейшего включения в программу. Эта работа еще не закончена, но часть приоритетных направлений уже сформулировали. Сюда вошли: развитие системы мелиорации в Приханкайской низменности; развитие инфраструктуры пропускных пунктов транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2"; развитие туристического направления для гостей из стран АТР; строительство Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД); увеличение логистических и пропускных мощностей порта Владивостока.

- В конце марта во Владивостоке, предположительно, появится новый мэр. Как планируете строить совместную работу в связи с новым столичным статусом города?

- Наша совместная работа должна быть, прежде всего, направлена на создание комфортных условий для жизни людей.

Благодаря новому статусу города мы сможем решить проблемы дорожного хозяйства: провести ремонт всех ключевых магистралей города, построить новые развязки и Владивостокскую кольцевую дорогу, о которой говорят уже несколько лет. Первым этапом проекта станет строительство моста на остров Елена – это позволит перейти к комплексному развитию территории острова Русский в соответствии с поручением президента России.

Особое внимание уделим замене износившихся коммуникаций. Сможем организовать новые пешеходные зоны, благоустроить стадионы и места отдыха горожан.

Владивостоку как дальневосточной столице будет проще решить и один из самых острых и наболевших вопросов – по снятию ограничений на использование земель военного лесничества Министерства обороны РФ, чтобы использовать их для развития города, жилищного строительства, в частности решения вопроса долгостроев и обеспечения жильем детей-сирот, а также для реализации инвестиционных проектов.

Нужно сказать, что уже принят ряд решений, которые позволяют решать поставленные задачи.

Владивостоку будет передано 3,8 млрд руб на приведение в порядок дорожной сети Владивостока, организации движения и обустройство парковок в центре города, на основных магистралях. Дороги должны быть ровными, широкими, должны быть оборудованы парковки. Все это должно быть приведено в порядок в текущем году. Сейчас мы совместно с администрацией города формируем перечень дорог и улиц, где весной и летом с наступлением тепла пройдут работы.

Совместно с муниципалитетом продолжим работу по выводу на новый качественный уровень работы общественного транспорта.

В рамках национальных проектов начато строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры – школ, детских садов, больниц, стадионов. Будем контролировать город по исполнению этих задач.