Губернатор Приморского края В.Миклушевский: "Все задуманные проекты у нас получились"

О развитии экономических связей между Приморским краем и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, будущем Владивостока как культурной столицы, решении актуальных экономических и экологических вопросов в регионе рассказал в интервью "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума губернатор Приморья Владимир Миклушевский.

Губернатор Приморского края В.Миклушевский: "Все задуманные проекты у нас получились"

- В последнее время сразу несколько инвесторов заявили о перспективах разработки угольных месторождений Приморья. Насколько будет востребован этот уголь, при том, что "Приморскуголь" сегодня и без того планово снижает добычу?

- Здесь речь идет скорее о разработках месторождений каменного угля, а не бурого, который также добывает наш край. Каменный уголь лучше качеством, чем бурый, и поэтому более востребован. У японских инвесторов был интерес к месторождениям каменного угля в Партизанском районе. На данный момент шахты там закрыты, и пока ясного технического решения, как возобновлять добычу, я не слышал. Может быть, это будут новые технологии 21 века.

Все остальные проекты - это разработка существующих месторождений. В Липовцах, например, у нас одно месторождение истощилось. Сейчас ведется вскрыша (выемка пустой породы, покрывающей полезные ископаемые, - ИФ) нового. Компания "Приморскуголь" приобрела на него лицензию. Я сегодня встречался с Владимиром Валерьевичем Рашевским (гендиректор "СУЭК" - ИФ), мы эту тему подробно обсуждали. Главное, о чем мы договорились, это то, что все 500 человек, которые сейчас трудятся на предприятии, будут работать. Люди не обижены. Часть из них ездит вахтовым методом в Хабаровский край, в командировки. Все налоги платятся на территории Приморья, и шахтеры получают даже больше, чем на прежних рабочих местах. Конечно, это временная мера. В самое ближайшее время начнется разработка нового месторождения, и люди будут работать у себя дома, в Приморье.

Что касается увеличения использования нашего бурого угля, который добывают Новошахтинский и Лучегорский угольный разрезы, то здесь ситуация зависит от объемов выработки электроэнергии. Эти вопросы мы также обсуждали с Владимиром Валерьевичем Рашевским. На данный момент юг Приморья энергодефицитен, и по мере того как будут вводиться новые объекты, а также увеличиваться пропускная способность железной дороги с ростом грузоперевозок, будут увеличиваться и выработка электроэнергии на приморских станциях – это Приморская ГРЭС, Артемовская ГРЭС, Партизанская ГРЭС. Тем больше будет и добыча угля и еще потому, что железная дорога – крупный потребитель электроэнергии. Мы в этом, безусловно, очень заинтересованы.

С гендиректором "СУЭК" мы договорились, что еще встретимся в июле-августе, чтобы обсудить все нюансы, а затем будем выходить на руководство страны, чтобы реализовать комплекс мер, направленных на добычу угля и производство электроэнергии. В том числе и экспорт за рубеж. Он очень выгоден, ведь внешние тарифы выше внутренних, иногда в несколько раз. Существует распространенное заблуждение, что мы продаем за рубеж дешевле, чем своим потребителям. Это не так, уверяю вас. Любой человек, который разбирается в энергетике, это подтвердит.

- Перевалка угля на экспорт сегодня гарантирует значительные налоговые поступления в бюджет Находки и Приморья. На Ваш взгляд, нужен ли новый угольный порт региону и каким он должен быть? Как это повлияет на экологическую обстановку?

- Безусловно, такие порты нужны. Уголь очень востребован нашими партнерами по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Кроме того, уголь, который переваливают через порты Приморья, не наш. Это уголь Кузбасса, Хабаровского края, других месторождений. Так что мы работаем на экономику страны, создаем тысячи рабочих мест. Мы не можем сказать: "Уголь через нас не возите". Плюс ко всему перевалка угля вносит огромный вклад в экономику таких городов, как Находка. Другое дело, что надо соблюдать природоохранное законодательство, и оно у нас достаточно жесткое. Контроль над этим - наша главная задача как власти. Есть десятки мер, который позволяют снизить уровень угольной пыли. Многие из них мы уже применяем. Это орошение, ветро- и пылезащитные экраны, уборка, уменьшение высоты гуртов. Способы есть, вопрос в том, что ими надо пользоваться. Стивидоры готовятся это делать.

В краевой экологической программе мы предусмотрим создание системы, которая позволит контролировать количество пыли по границе санитарно-защитной зоны. Есть соответствующие приборы, они работают в автоматическом режиме. Более того, мы хотим в июне-начале июля, пока в опытном режиме, один прибор поставить в наиболее пыльном месте, где расположены жилые дома. И полученные данные разместить в Интернете. Я хочу, чтобы все – жители, стивидоры, контролирующие органы - понимали, что это будет абсолютно прозрачно. А не как сейчас: раз в квартал пробу взяли, под покровом темноты. Это обман народа. Люди должны понять, что мы не отступимся и создадим такую систему.

Что касается того, каким должен быть современный угольный терминал, мы и эту тему обсуждали с господином Рашевским. У них есть небольшой порт в Восточном, стивидор. Он готов представить предложения по развитию в соответствии со всеми экологическими стандартами.

- Рыбная отрасль сегодня переживает новый подъем – компании демонстрируют хорошую динамику добычи и получают прибыль, в то же время местной рыбы на прилавках не так уж и много?

-Будем объективны, рыба в магазинах есть. Но она продается не по той цене, которую ждет население. Заедете на рынки Первой, Второй речки во Владивостоке, и вы увидите, что рыба там есть.

Существует объективное заблуждение у людей, которое сложно преодолеть. Вы вышли в море на лодке, поймали рыбу, вам кажется, что она бесплатная. Но на само деле, это не так. Ведь вы потратили деньги на удочку, на лодку, на бензин. Любая рыболовецкая компания также несет затраты: зарплата людей, эксплуатация и покупка судов, заморозка, - все это стоит денег. Есть довольно подробный доклад Олега Николаевича Кожемяко (губернатор Сахалинской области - ИФ), где анализировалась роль разных факторов в формировании стоимости рыбы. Например, при доставке в Москву. Очень большой фактор - это транспорт. Мы до сих пор возим рыбу в рефсекциях, это, по сути, несъемный вагон, в который загружается рыба. Таким образом, на перевалку тратятся деньги. Весь мир уже возит рыбу в рефконтейнерах, которые легче разгрузить. Одна из задач российской промышленности – наладить производство рефконтейнеров. Это тоже обсуждалось. Важную роль в стоимость рыбы играют тарифы железной дороги именно на перевозку рыбы в рефконтейнерах. Они в несколько раз выше, чем перевозка насыпных грузов.

Что касается рыбы на приморском берегу, то уже много лет существует намерение построить рыбный рынок. Но, к сожалению, городские власти Владивостока не очень быстро разворачиваются в этом направлении. Надеюсь, это все-таки произойдет. Речь идет о том, что это будет рынок с торговыми площадями, где расположится также и рыбный ресторан. Этим проектом заинтересовались наши японские партнеры, а они большие специалисты в том, что касается рыбной отрасли. Есть интерес и со стороны приморских партнеров.

- Запуск игорной зоны "Приморье" сопровождался скептическими высказываниями, однако инвесторы один за другим заявляют о новых планах. Оправдались ли ожидания от этого проекта, в каком направлении он будет развиваться дальше?

- Мы за 2017 год получили более 450 млн в бюджеты разных уровней. Это существенная сумма. Это при том, что пока работает одна гостинца на 120 номеров и одно казино. Но это очень интересный проект для инвесторов, их у нас несколько. Инвесторы серьезно оживились. Все идут в графике. Уже началось строительство сразу двух гостиничных комплексов общим номерным фондом почти 800 единиц.

Но есть и другие случаи. С одним инвесторов, "Роял Тайм", мы буквально сегодня в суде расторгли договор. Потому что он не выполнил условия инвестирования, по сути, за то время, которое ему было отведено по графику, он не вложил необходимые средства.

Эти участки мы снова выставим на аукцион. Но теперь, когда уже первое казино успешно работает, за счет бюджета создана инфраструктура, цена входа поднялась. Если раньше мы ничего не просили, теперь есть цена "входного билета", и это справедливый подход, который применяется во всем мире.

Проект интегрированного развлекательного курорта "Приморье" – очень успешный, уже сегодня его посещают порядка 1200 человек в день. К 2025 году там будет 20 тысяч номеров, это огромный комплекс. Конечно, мы хотим его сделать культурно-развлекательным. Там будут семейные парки отдыха, аттракционы, магазины. Планируем, что там будет развиваться деловой туризм.

Мировая практика показывает, что соотношение доходов от игры и других видов бизнеса в подобных игорных развлекательных комплексах составляет 30 на 70, то есть игра не составляет основу доходов. Мы также к этому будем стремиться.

- Вы неоднократно отмечали, что туризм – один из приоритетов в развитии Приморья. Какова динамика турпотока в регионе и как планируется его увеличивать?

- С 2012 года турпоток в Приморье года вырос в семь раз, это серьезная цифра. Только в прошлом году Приморье посетили более трех миллионов туристов, это почти на миллион больше, чем в 2015 году. Приморский край сегодня лидер туристской отрасли ДВФО, мы аккумулируем более 70% от общего объема въездного и внутреннего туристских потоков, а по направлению приема гостей из Китая и Кореи, прочно занимаем лидирующие позиции в стране.

Конечно, роль сыграл фактор снижения курса национальной валюты, для иностранных туристов в России все стало дешевле. Но есть и другие причины. Во-первых, мы сегодня активно занимаемся продвижением туристского потенциала своего региона. Край представлен на всех стратегически важных для нас профильных площадках. О регионе заговорили, как об одном из лидеров туристкой отрасли России. Важную роль сыграло и появление новых мест размещения, дорог, развитие малой авиации. В крае появились три самолета, на которых туристы могут слетать в отдаленные районы Приморья, увидеть красоты Сихотэ-Алинь. Там уже появляются пансионаты разного уровня, чаще летние, но, тем не менее, цифры турпотока говорят за себя.

Стратегически важным направлением развития туристской отрасли региона является круизный туризм. В этом году подтверждено 14 судозаходов иностранных круизных лайнеров и по сравнению с итогами прошлого года их количество увеличится вдвое. Туристский поток составит не менее 25 тысяч человек. Это рекордные цифры за всю историю развития этого вида туризма в крае.

Росту туроптока способствует также появление культурных объектов. Прежде всего, это открывшаяся Приморская сцена Мариинского театра. Ранее у нас был неплохой театр оперы и балета, но пришел руководитель Мариинки Валерий Гергиев со своим коллективом, и теперь они вкладывают душу в этот проект. Очень довольны и иностранцы, которые приехали смотреть постановки. В прошлом году у нас открылся приморский океанариум, который является одним из самых крупных в мире. Вскоре появится и филиал Эрмитажа. Также планируется открытие филиала Русского музея во Владивостоке, на полях Восточного экономического форума край намерен подписать соответствующее соглашение. Кроме того, на днях мы подпишем такое соглашение с Третьяковской галереей. Уже найдены помещения под нее, приезжали специалисты, составляли техзадания, так как существует определенный набор требований по климатическим и охранным системам. Мы эти затраты профинансируем из бюджета края. Уже в этом году, в годовщину 200-летия со дня рождения Ивана Айвазовского, мы намерены выставить его картины.

Хочу отметить, что по отзывам очень многих жителей и гостей Владивостока, сегодня происходит настоящая революция в культурной жизни столицы Приморья. Открытие таких новых культурных объектов в Приморье - это неоценимый вклад в развитие всего Дальнего Востока. И это важно не только для приморцев, но и наших соседей из стран АТР, которые очень любят российское искусство. Безусловно, его шедевры можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, но нашим соседям удобнее ведь приехать во Владивосток. Поэтому, конечно, количество туристов из Китая, Кореи кратно увеличивается, это видно невооруженным глазом.

Из того, что мы задумали у нас почти все реализовывается, что-то быстрее что-то медленнее, но все проекты получились.

- Правительство России одобрило концепцию развития острова Русский. Какую роль это сыграет в развитии Приморья?

- Остров Русский - это второе дыхание Владивостока, его развитие открывает большие перспективы для всего Приморья. Начнем с того, что площадь острова составляет 100 кв. км, а это сравнимо с Парижем. Одна из ключевых задач концепции – это создание научно-образовательного кластера. Основа уже заложена, это Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), а также Приморский океанариум. Океанариум – это не просто развлекательное учреждение, это научно-образовательный комплекс, в котором создан центр по изучению Мирового океана. Одна из ключевых задач концепции – по сути, создание, аналога Силиконовой долины. Это непросто, но, думаю, уже через два-три года мы сможем добиться первых результатов. В дальнейшем этот научный кластер можно включить и другие вузы Приморья - у каждого из них есть свои интересные наработки.

В ДВФУ уже есть разработки мирового уровня, к примеру, в области создания лекарственных препаратов. Некоторые из них пока относятся к биологически активным добавкам, но в дальнейшем, после клинических испытаний, могут стать лекарством. Однако у разработчиков нет на это денег, и поэтому нам нужны партнеры, которые помогут двигаться дальше. Я встречался с представителями ведущей фармацевтической компании, они заинтересованы в исследованиях и разработках новых лекарственных веществ, так что будем работать.

- В 2016 году премьер-министр Японии Синдзо Абэ и Владимир Путин поднимали вопрос о совместном развитии территории Дальнего Востока. Можно ли говорить о первых результатах относительно Приморья?

- О первых результатах говорить можно. Уже определены семь бизнес-проектов. Они обсуждались 31 марта в Токио на заседании российско-японской рабочей группы. Японская делегация прибудет к нам 7 июня, и мы будем рассматривать их более подробно.

Это проект строительства рыбного рынка, парковочных площадей, а также модернизация коммунальной инфраструктуры, организация дорожного движения с помощью "умных светофоров". Новые системы, которые предлагает нам Япония, направлены на борьбу с дорожными пробками. Также речь будет идти о проект строительства в крае экологичных малоэтажных домов по японской технологии, модернизации коммунальной инфраструктуры.

Еще один чрезвычайно важный проект – формирование комфортной городской среды. У нас уже реализуется проект, предложенный "Единой Россией", который касается формирования комфортной городской среды. Приморье активно в него включилось. Программа рассчитана на пять лет, только на его старт направлено 470 миллионов рублей из краевого и федерального бюджетов.

Справка:

Приморский край активно развивается, в том числе благодаря реализации в регионе около двух десятков государственных программ. Ключевые из них связаны с развитием инновационной экономики, рыбной отрасли, повышением качества жизни в крае, привлечением туристов.

В частности, популярность Приморья у иностранных туристов растет за счет появления в крае новых культурных и развлекательных объектов, а также проведению масштабных мероприятий на международном уровне. Все это работа государственной программы "Развитие туризма в Приморском крае" на 2013-2020 годы.

Она предусматривает формирование нескольких туристско-рекреационных кластеров в регионе ("Приморское кольцо", "Изумрудная долина", "Пидан" и другие), создание единого информационного портала о туризме в Приморье на нескольких языках, проведение ежегодных фестивалей "Владивостокская крепость", "День путешественника", "Лето на Русском", а также ежегодного Тихоокеанского Туристского форума.

Настоящей точкой роста турпотока уже стала интегрированная курортно-развлекательная зона "Приморье". Объекты инфраструктуры для нее создаются в рамках госпрограммы за счет краевого бюджета. Так, на строительство дорожной и инженерной инфраструктуры для ИКРЗ регион направил около 800 млн рублей. На эти средства построены новая дорога, арочный мост, введены в эксплуатацию очистные сооружения, сети водовода.

Развивается и круизный туризм. В этом году Владивосток посетят рекордное число океанских лайнеров из разных стран Юго-Восточной Азии - 14. Для гостей проводят яркие приветственные церемонии, а также организуют обзорные, пешие, военно-патриотические и другие экскурсии по Владивостоку.

Туристический потенциал Приморья презентуют на крупных международных площадках. На международных выставках презентуют межрегиональные маршруты по "Восточному кольцу России". Этот проект предполагает создание маршрутов в Якутию, на Камчатку или Сахалин, стартующие в Приморье.

Кроме того, повышается инвестиционная привлекательность Приморья. Существенные налоговые льготы и административные преференции резиденты ТОР получают по госпрограмме "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2020 годы".

В крае уже созданы и работают четыре ТОР: "Большой Камень", "Нефтехимический", "Михайловский" и "Надеждинская". Регион вкладывает более 10 млрд рублей в строительство дорог, инженерной инфраструктуры, строит жилые дома, детские сады и больницы.

В регионе также успешно развивается рыбопромышленная отрасль за счет мер, реализуемых в рамках госпрограммы "Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае" на 2013-2020 годы. Так, программа предусматривает развитие международного сотрудничества в этой сфере, создание рыбоперерабатывающего кластера, развитие аукционной торговли и создание рыбного рынка во Владивостоке.

Госпрограмма предусматривает комплекс мер по поддержке рыболовецких предприятий. В частности, рыбацкие компании получают субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на модернизацию рыбопромыслового флота для прибрежного рыболовства, закупку технологического рыбоперерабатывающего оборудования.

В рамках этой госпрограммы также проводится Международный Конгресс рыбаков, профессиональный праздник "День рыбака".