Дальний Восток / Эксклюзив 26 августа 2011 г. 15:35

Губернатор Сахалинской области А.Хорошавин: "Наша область может стать одним из дальневосточных центров промышленного развития"

Губернатор Сахалинской области А.Хорошавин: "Наша область может стать одним из дальневосточных центров промышленного развития"

            11 августа 2011 года состоялась инаугурация губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. Кандидатуру, представленную президентом страны Дмитрием Медведевым, в очередной раз одобрили депутаты Сахалинской облдумы, приняв решение о наделении А.Хорошавина полномочиями главы региона на новый, теперь уже пятилетний срок. О том, что ожидает в ближайшую пятилетнюю перспективу единственный в России островной регион, губернатор рассказал в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток".

            - Александр Вадимович, поздравляем Вас с наделением полномочиями главы региона. Что Вы считаете важным продолжить и что нового намерены внести в работу?

            - Основные наши цели и задачи остаются неизменными. Это повышение качества жизни сахалинцев и курильчан, повышение конкурентоспособности региональной экономики, эффективности государственной и муниципальной власти.

            Кроме того, важнейшей задачей правительства области является проведение ответственной социальной политики. Под этим подразумевается своевременная выплата зарплат, пенсий, выполнение всех социальных гарантий, контроль за инфляцией, поддержка семей, материнства и детства. В сфере строительства - ежегодный ввод в эксплуатацию 250 тысяч квадратных метров жилья. Другие ключевые задач в сфере экономики - преодоление инфраструктурных ограничений, а также диверсификация региональной экономики, привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу. Также будет продолжена административная реформа на областном уровне и начнется ее развертывание на муниципальном уровне. Это обеспечит решение стоящей задачи по повышению эффективности власти.

            - Какие точки роста определены для региональной экономики на этот год и ближайшую перспективу? У региона есть ряд крупных проектов, которые требуют больших инвестиций, каким образом Вы собираетесь заинтересовывать инвесторов?

            - Убежден, что с учетом наличия богатой сырьевой базы, близости к рынкам сбыта в странах АТР, опыта реализации крупнейших инвестиционных проектов, Сахалинская область имеет все возможности для того, чтобы стать одним из дальневосточных центров промышленного развития.

            Подтверждением серьезности наших планов является программа комплексного социально-экономического развития Сахалинской области. Ее реализация заложит основу для создания так называемой новой экономики - высокоэффективной, конкурентоспособной и инновационной. При этом отмечу, что модернизация островной экономики происходит уже сейчас. Это видно на примере нового высокотехнологичного завода по сжижению природного газа, который построен в поселке Пригородное на юге Сахалина.

            Если говорить в целом, то реализация шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в три раза повысила инновационную способность экономики области. Это позволило перейти на новый уровень экономического развития. Отсюда и увеличение ВРП, и повышение эффективности инвестиций, и рост производительности труда.

            Что касается перспективных точек роста, то основные из них будут связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов в традиционных отраслях экономики. А также с развитием глубокой переработки всех добываемых ресурсов, технологическим и техническим обновлением отраслей экономики. Мы на всех площадках постоянно говорим нашим партнерам, что Сахалинская область открыта для внешних инвестиций и что у нас созданы комфортные условия для инвестиций внутренних.

            Для привлечения инвестора сформирована программа улучшения инвестиционного климата в Сахалинской области. Ее реализация, фактически, уже началась. В рамках программы как раз и будут решены проблемные вопросы, которые мешают инвесторам развивать бизнес на островах. Речь идет о снятии инфраструктурных ограничений (высокие тарифы на электроэнергию, отсутствие развитой дорожной сети и глубоководных морских терминалов, не соответствие нормативам пунктов пропуска через государственную границу), снижении стоимости кредитных ресурсов для местных инвесторов, создании системы работы с инвестором по принципу "одного окна", продолжение внешнеэкономического курса правительства области.

            - С началом реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" экономика региона получила новый импульс для своего развития. Но строительная фаза по этим проектам завершилась. Смогли ли сахалинские компании, которые ранее были задействованы в строительной фазе проектов СРП, найти себя в новых условиях?

            - Вы знаете, мы действительно этими вопросами очень плотно занимались определенное время и продолжаем сейчас держать ситуацию на контроле. Сразу скажу, что специализированные строительные организации продолжают работать на реализации шельфовых проектов, в том числе на строительстве объекта "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток".

            Другая, достаточно большая группа строительных подразделений, освободившихся с шельфовых проектов, задействована на мероприятиях по ликвидации последствий землетрясения в городе Невельск; строительстве жилых домов, объектов коммунальной инфраструктуры, социального назначения и т.д. Ну, а третьей нишей для предприятий строительного комплекса стала реализация областных и долгосрочных целевых программ. Коротко поясню. Сейчас на Сахалине и Курилах реализуется ряд крупномасштабных проектов в сфере жилищного строительства, в электроэнергетике, в транспортной сфере. И в них как раз задействованы наши подрядные организации. Сахалин сегодня, по сути, напоминает большую стройку, и работы здесь хватит всем добросовестным строителям на многие годы.

            - На одной из своих пресс-конференций Вы говорили, что на Сахалине, возможно, появится новый завод СПГ. Что это за проект? Кто собирается его реализовывать, и газ с какого проекта планируется использовать? Когда может начаться строительство третьей производственной линии на заводе СПГ проекта "Сахалин-2" в Пригородном, какой газ предполагается туда направить?

            - Этому направлению в работе я уделяю постоянное внимание и регулярно веду переговоры, как с руководством страны, российского правительства, так и крупнейших отечественных нефтегазовых компаний. Понимание и поддержка в этом вопросе у нас есть, и я позволю себе объяснить мотивы, которыми мы руководствуемся. Так, по прогнозам экспертов, в 2015-2020 годы ожидается устойчивый спрос на СПГ (сжиженный природный газ - ИФ) в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Индии, несмотря на разработку нетрадиционных источников углеводородов в Китае, новые поставки углеводородов из Средней Азии и трубопроводные поставки из России. Дополнительный спрос на СПГ в 2015-2020 годах в указанном регионе может составить до 100 млн тонн. И поэтому вопрос строительства в Сахалинской области газо-химического комплекса по глубокой переработке углеводородного сырья для нас достаточно актуален.

            По заказу администрации Сахалинской области в 2006 году компании "Мицуи" и "Мицубиси" при поддержке японского банка реконструкции и развития разработали мастер-план по переработке сахалинского природного газа, а в 2007 году иркутским институтом имени Мелентьева разработана концепция по организации на Сахалине нефтегазохимического производства. Оба документа подтверждают экономическую целесообразность создания на Сахалине производств по переработке газа.

            В части, касающейся строительства 3-й очереди завода СПГ. В настоящее время ведутся переговоры о возможных поставках природного газа с ОАО "Газпром", осуществляющим геологоразведочные работы на четырех лицензионных участках в рамках проекта "Сахалин-3". Не исключено, что источником получения ресурса станут дополнительные объёмы газа, поиск которых осуществляется в рамках дополнительных исследований месторождений проекта "Сахалин-2".

            Правительство Сахалинской области направило обращение председателю правительства Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину по вопросам, связанным с расширением экспортных мощностей по производству СПГ и строительством НПЗ (нефтеперерабатывающего завода - ИФ) на территории области. При условии принятия решения об инвестировании в строительство 3-й очереди завода СПГ в 2013 году, выпуск продукции возможен уже в 2016 году и сжиженный природный газ будет востребован и конкурентоспособен.

            - На какой стадии находятся переговоры с "Газпромом" по строительству НПЗ на Сахалине, когда может начаться реализация этого проекта? Кто будет его участником помимо "Газпрома"?

            - Мы регулярно контактируем с руководством газового холдинга по этой проблематике и в мае этого года вышли на подписание меморандума о взаимопонимании между правительством Сахалинской области и ОАО "Газпром". Он направлен на оптимальное использование ресурсов реализуемых сахалинских шельфовых проектов. Меморандум предусматривает строительство концерном "Газпром" нефтеперерабатывающего завода. Подчеркну, что строительство этого объекта на территории области помимо экономического эффекта, имеет еще и важное социальное значение, так это позволит стабилизировать поставки топлива на внутрирегиональный рынок, что, безусловно, оценят как независимые трейдеры, так и большинство автолюбителей Сахалина. Поэтому этот вопрос сейчас активно прорабатывается и планируется, что подобное предприятие можно создать на базе углеводородного сырья Киринского и Южно-Киринского месторождений в рамках проектов "Сахалин-3" и "Сахалин-5". Добавлю, что рассматриваются несколько вариантов реализации проектов НПЗ (место размещения, логистическая и технологическая схемы переработки), проводится экспертная оценка. По окончанию работы будут определены сроки начала строительства.

            - Проходила информация, что японская компания "Мицуи" предложила правительству региона построить на Сахалине завод по производству водорода? О чем договорились? Насколько интересен этот проект региону? Есть ли рынки сбыта?

            - Что касается истории этого вопроса, то в 2006 году в соответствии с нашей просьбой компания Мицуи подготовила мастер-план по использованию сахалинского природного газа. В рамках этого документа одним из основных направлений сотрудничества было выбрано развитие газохимического производства на Сахалине. Предполагалось использовать природный газ не только в энергосистеме, но и в создании продуктов глубокой переработки - метанола и аммиака. О водороде речь не шла. Однако из-за ряда объективных причин, связанных с инфраструктурными ограничениями, а также отсутствием необходимого объема газа, в практической плоскости этот проект не удалось реализовать.

            В настоящее время существует другая инициатива. Мы рассматриваем идею по строительству завода по производству водорода. Принадлежит она авторитетному Институту экономических исследований Северо-Восточной Азии и компании "Интернешенл Винд Хайдроджен Икорпорейтид" (Япония). В свое время проект был также поддержан российскими учеными из ДВО РАН. Этот проект во многих отношениях уникальный, как по своим масштабам, инновационным технологическим решениям, так и по уровню использования возобновляемых источников энергии. Он предполагает производство водорода из морской воды за счет использования ветровой энергии.

            Нам он действительно интересен, ведь мы понимаем, что на территории региона, обладающего колоссальными возобновляемыми природными ресурсами, необходимо формировать современные перерабатывающие производства с высокой добавленной стоимостью. В случае успешной реализации проекта экономика Сахалинской области получила бы дополнительный импульс с точки зрения пополнения бюджетов различных уровней, создания новых квалифицированных рабочих мест, диверсификации производимой продукции и услуг.

            Отмечу, что комплексность, масштабность и уникальность проекта определяют сложность его реализации, а также наличие многих рисков. К сожалению, трагические события в Японии, разрушительное землетрясение и цунами, а также общая нестабильность мировой экономической и финансовой ситуации негативно отразилась на инвестиционной активности наших японских партнеров. Поэтому планы инвесторов были значительно скорректированы и проект в настоящее время заморожен до неопределенного времени. Но я надеюсь, что в скором времени мы вернемся к этому вопросу.

            - Как Вы относитесь к идее южнокорейской компании "Ханаро Шипбилдинг" по созданию в Холмске судостроительной базы для рыбной отрасли? Кстати, южнокорейские инвесторы заявили, что реализация этого проекта возможна только при условии предоставления гарантий со стороны правительства области. Какие гарантии региональная власть может предоставить?

            - Создание судостроительной базы для рыбной отрасли в Холмске является для нас одним из перспективных направлений. Судостроение - это совершено новая для Сахалинской области отрасль экономики. Идея, предложенная компанией "Ханаро Шипбилдинг", предполагает создание совместного предприятия по сборке новых рыболовецких судов с использованием южнокорейских комплектующих на базе производственных мощностей ЗАО "Сахалинремфлот".

            Отмечу, что сахалинские рыбаки действительно очень нуждаются в маломерных судах для прибрежного рыболовства. На данный момент острая потребность в обновлении флота составляет порядка 40 судов, но в перспективе потенциал регионального рынка может быть увеличен до 600 судов. На мой взгляд, реализация этого проекта позволила бы закрыть имеющиеся потребности и обеспечить сахалинских рыбаков современными маломерными судами по конкурентной цене. Но предварительные расчеты стоимости одного судна, произведенные южнокорейскими специалистами, были в итоге значительно увеличены.

            В данной ситуации нельзя игнорировать тот факт, что в условиях жесткой конкуренции со стороны наших российских дальневосточных соседей, китайских и японских судостроителей, южнокорейским инвесторам и их сахалинским партнерам, заинтересованным в реализации проекта, придется брать на себя определенные риски. Поэтому для снижения рисков инвесторов правительством области был предложен вариант по приобретению судов через ГУП "Сахалинлизингфлот" и дальнейшей их передачи в лизинг местным рыбодобывающим компаниям. Мы также готовы предоставить инвесторам определенные налоговые льготы и иные формы поддержки. Но необходимо четко понимать, что гарантии региональной власти применительно к осуществлению конкретного инвестиционного проекта, это совершено определенные юридические и финансовые обязательства, причем за счет средств налогоплательщиков. Поэтому прежде чем выдавать гарантии инвесторам, правительство области детально проанализирует проработанный и структурированный проект, обеспеченный необходимыми финансовыми ресурсами. Добавлю, что в сентябре этого года планируется заключение договора между "Ханаро Шипбилдинг" и ЗАО "Сахалинремфлот" о создании совместного российско-корейского предприятия - оператора обсуждаемого нами проекта.

            - В прошлом году в Сеуле прошла презентация Сахалинской области и ее инвестиционных проектов. Можно уже сегодня говорить о каких-то конкретных результатах, какие проекты, может быть, уже находятся в стадии проработки?

            - Презентация Сахалинской области в Сеуле в апреле 2010 года стала первым масштабным международным мероприятием подобного рода. Мне представляется, что оно позволило раскрыть инвестиционный потенциал нашего региона перед корейской аудиторией.

            Для совместной реализации бизнес-сообществу Республики Корея были предложены проекты в топливно-энергетическом комплексе, строительной индустрии, рыбной промышленности, в сфере охраны окружающей среды, туризма и предпринимательства. В рамках мероприятия было презентовано 14 инвестиционных проектов на общую сумму 4,21 млрд долларов США (124,6 млрд рублей). Какова реакция со стороны наших партнеров, спросите вы, и я вам скажу следующее. По прошествии определенного времени мы видим, что корейские деловые круги активизировали внимание к нашему региону. За короткий период область посетили представители таких крупных корейских компаний, как "Хюндай Инжиниринг энд Констракшн", "БиЭнДжи Стил", судостроительная компания "Ханаро", "Экоглобал Энерджи", "Ёнджин", "Би энд Джи Корпорэйшн", "Корея Вестэрн Пауа" и др.

            В настоящее время ведутся работы по реализации наших совместных проектов по созданию судоремонтных мощностей, реконструкции Углегорского морского порта, добыче и переработке торфа, введения в эксплуатацию различных торговых объектов в областном центре, утилизации отходов производства и потребления. Кроме того, корейской стороне было предложено развивать сотрудничество не только в экономической, но и в гуманитарной сфере. Работа в данном направлении уже принесла положительный результат. Например, осуществляется совместная деятельность в сфере спорта между профессиональным футбольным клубом "Сахалин" и общественными организациями Кореи в сфере футбола.

            Проведение презентации стало серьезным шагом на пути формирования позитивного имиджа Сахалинской области в пространстве АТР. Нам предстоит большая работа по реализации всего запланированного, и мы к ней готовы. Мы со своей стороны предпримем все усилия, чтобы не только закрепить успех сеульской презентации, но и значительно продвинуться вперед по пути развития экономических и гуманитарных связей с нашими стратегическими партнерами из Республики Корея.

            - Вы заявляли неоднократно, что одним из самых важных проектов для региона является создание ТЭК на западном побережье острова Сахалин, включая строительство ГРЭС-2, масштабную разработку угольного месторождения "Солнцевское", строительство угольного терминала для отгрузки угля на экспорт. Кто из инвесторов будет участвовать в этом проекте? Какой механизм для привлечения инвесторов будет использован? Когда начнется его реализация и строительство ГРЭС-2? Рассматривается ли вариант строительства энергомоста "Сахалин-Япония", о чём неоднократно говорилось несколько лет назад?

            - Что касается проекта по созданию ТЭКа на западном побережье Сахалина, то он уже начал реализовываться. Подготовлена вся обосновывающая документация для строительства транспортной инфраструктуры, в том числе в части обоснования создания первого в России канатно-ленточного конвейера большой протяжённости для доставки угля с Солнцевского месторождения угля до порта в районе мыса Изыльментьева. Кроме того, определён инвестор проекта из числа сахалинских компаний - Управляющая компания УК "Сахалинуголь". Для того, чтобы экспортные возможности всех компаний были равны, и в том числе не плодить монополистов, в создаваемом порту мыса Изыльментьева будет сооружен склад хранения угля. Через него все компании западного побережья Сахалина смогут отправлять свою продукцию на экспорт. При этом отмечу, что рынки сбыта угля есть, техническая сторона проекта прорабатывается, необходимые документы приняты. Думаю, проект будет запущен в сентябре 2015 - апреле 2016 года.

            Также подготовлен проект освоения Солнцевского месторождения угля, в том числе второй очереди. За 1,5-2 года до запуска работы конвейера и порта, о котором я только что сказал, бизнесу будет отдан и второй участок Солнцевского месторождения угля с запасами в 120 млн тонн. Никаких препятствий для этого нет, кроме как необходимость обеспечения возможности доставки угля на экспорт.

            Что касается строительства Сахалинской ГРЭС-2. Площадка под объект определена. Мы ставим целью начать строительно-монтажные работы не позднее 2014 года. Это крайний срок. Иностранные инвесторы могут принять участие в этом проекте на аналогичных условиях с российскими.

            По поводу строительства энергомоста: по моему убеждению, этот проект имеет право на жизнь. Тем более, что в планируемом месте строительства ГРЭС для обеспечения энергией моста - в Невельском городском округе, - находятся запасы более чем 500 млн тонн угля. В 2012 году мы возобновим работы по этому международному проекту. Но сейчас для нас приоритетным все же является реализация проекта по строительству ГРЭС-2 и снятию инфраструктурных ограничений с проектов, внедряющих перерабатывающие производства.

            - Вы ранее сообщали, что на Сахалине зарегистрирована компания по реализации еще одного крупного проекта в лесопромышленном комплексе. Кто, сколько и на каких условиях будет вкладывать деньги в этот проект? Куда планируется поставлять лесопромышленные материалы? Будут ли они конкурентоспособными по сравнению с поставляемыми с материковой части Российской Федерации и из зарубежья?

            - Проект по созданию в Сахалинской области комплексного деревообрабатывающего производства планируется реализовать на принципах государственно-частного партнерства. Предполагаемый объем инвестиций - более 6 млрд рублей. В эту сумму входят и затраты по снятию инфраструктурных ограничений на пути инвесторов. В настоящее время правительство Сахалинской области, а также ОАО "БМ-Сахалин" и китайская компания "Лиин Динь" работают в направлении реализации проекта. Кстати говоря, это стало возможным благодаря проведению еще одной презентации Сахалинской области, которая состоялась в марте этого года в Пекине, и была весьма эффективной и насыщенной в плане деловых контактов и заключенных соглашений. Так вот, возвращаясь к теме создания лесоперерабатывающего производства, то после формирования пула инвесторов на стадии подготовки проектной документации уже можно будет предметно говорить о маркетинговой составляющей будущего производства.

            У нас есть предварительные предложения по номенклатуре планируемой продукции, однако у частных инвесторов, возможно, будет несколько иное видение. Думаю, что инвесторы смогут договориться по этим вопросам. В конечном счете, это коммерческий проект в котором правильный маркетинг играет существенную роль для достижения экономической эффективности. В этой же плоскости лежит ваш вопрос о конкурентоспособности продукции по сравнению с российскими и зарубежными поставщиками. Она должна быть конкурентоспособной и продаваться на внутреннем и зарубежном рынке. В противном случае проект не будет жизнеспособным.

            - Какие проекты должны стать ключевыми для развития Курил (инфраструктура там в рамках ФЦП "Курилы" уже возводится)? Вы неоднократно поднимали вопрос транспортной доступности Курил и Сахалина, насколько понимаю, в том числе речь идет о слишком высоких тарифах. Как, на Ваш взгляд, должен решаться этот вопрос?

            - Ключевыми проектами для развития Курил являются объекты транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры. В текущем году в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" продолжается строительство аэропорта "Итуруп" и реконструкция летного поля для приема самолетов типа Ан-24 аэропорта "Менделеево", ввод в эксплуатацию которого планируется в 2011 году. Также осуществляется реконструкция автомобильных дорог. Так на острове Кунашир планируется ввести около 6 км дороги между Южно-Курильском и с.Головнино. На о.Шикотан полностью будет введена дорога Малокурильское - Крабозаводское, протяженностью 8,4 км. К концу 2011 года планируется завершить строительство второй очереди причального комплекса в пос. Южно-Курильск на о.Кунашир - здания морского вокзала. А также приступить к строительству грузопассажирского причала Курильского причального комплекса в бухте Китовая. Будут продолжены работы и по возведению причала в с.Крабозаводское. Кроме того, люди и техника задействованы на строительстве объектов топливо-, энерго- и водоснабжения на Курильских островах.

            Что касается второй части вопроса, то, безусловно, модернизация портовой и аэропортовой инфраструктуры является важнейшим условием для развития островного региона. В рамках целевых федеральных и областных программ, а также за счет средств областного бюджета мы закупаем воздушные и морские суда. Чтобы снизить тарифную составляющую для обеспечения более широкой доступности транспортных услуг, то здесь мы пошли на такие меры, как дотация воздушных и морских перевозок. Это позволяет сдерживать рост и выравнивать стоимость внутриобластных перевозок. В целом связность страны, обеспечение мобильности населения и доступность услуг в сфере транспорта - это генеральная линия руководства страны и наша задача на уровне региона. Поэтому перечисленные меры будут осуществляться и дальше.

            - Что правительство области делает со своей стороны, чтобы улучшить социально-экономическое положение Курил. Есть программа по привлечению инвестиций в эту часть региона? Руководство страны, например, призвало иностранных партнеров вкладывать деньги в эту территорию.

            - Правительство области уделяет особое внимание взаимодействию с федеральным центром, работе по повышению внимания правительства страны к проблемам и перспективам развития островной территории. Результатом работы в текущем году стал ряд поручений правительству Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы", "О создании сети цифрового телерадиовещания для Курильских островов", "О дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета для Сахалинской области".

            В ходе встреч с руководством страны было достигнуто понимание о необходимости корректировки Курильской программы с увеличением объемов финансирования на 13,4 млрд рублей до 2015 года, в том числе о необходимости выделения из федерального бюджета 1,2 млрд рублей дополнительно уже в 2011 году. Соответствующую поддержку от первых лиц государства и правительства в этих вопросах мы получили. Можно отметить, что за последние три года в строительство различных объектов на островах было вложено более 8 млрд рублей. Правительством Сахалинской области ежегодно выделяются средства из областного бюджета на софинансирование мероприятий и объектов ФЦП "Курилы".

            За счет средств, выделяемых в рамках областной адресной инвестиционной программы (ОАИП) Сахалинской области, осуществляется строительство жилых домов на Курильских островах с целью привлечения специалистов для медицинских, образовательных и социальных учреждений. За период 2008-2010 годы введено в эксплуатацию 3,1 тыс. кв. метров жилых домов. В 2011 году за счет средств ОАИП осуществляется строительство 4-х жилых домов на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан. Планируется строительство больницы с поликлиникой на о.Шикотан. В текущем году завершается строительство детского сада в с.Рейдово, о.Итуруп, продолжается строительство и реконструкция объектов коммунального назначения, строительство районного дома культуры на 400 мест на о.Кунашир и дома культуры и спорта на о.Итуруп.

            На перспективу рассматривается вопрос о строительстве спортивных сооружений, детских дошкольных учреждений и школ на Курильских островах. Оказывается государственная поддержка для становления и развития малого бизнеса и предпринимательства. В 2010 году из областного бюджета на эти цели было выделено 1,5 млн рублей. В текущем году правительство Сахалинской области разработало комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного Курильского городского округа на 2011-2015 годы, который направило в Минрегион России для получения государственной поддержки из федерального бюджета. И я уверен: снятие инфраструктурных ограничений на Курилах позволит обеспечить вложения частных денег в острова на востоке России.

            - Что тормозит, мешает развитию экономики в регионе, а следовательно, и его социальному благополучию? Какие вопросы необходимо, на Ваш взгляд, решать на уровне правительства РФ?

            - Как я уже говорил, значительное влияние на экономические процессы региона оказывают инфраструктурные ограничения. Недостаточно развитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности в Сахалинской области, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.

            Достаточно высоки в регионе и тарифы на электрическую энергию, поэтому ситуация в сфере тарифной политики находится под постоянным контролем областного правительства. Считаю, что цена на энергетические ресурсы, а также на коммунальные услуги, в том числе на тепло- и электроэнергию не должна подрывать конкурентоспособность региона и островных предприятий, местных товаропроизводителей. Эта сфера очень чувствительна для наших земляков, особенно с невысоким уровнем доходов.

            Еще раз скажу, что мы на постоянной основе взаимодействуем с правительством Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития островного региона. Есть понимание проблем, и есть поддержка наших усилий со стороны государства. Так что будем еще больше работать и добиваться новых результатов на благо людей.