Мастер пожарно-спасательной части Благовещенска и художник А.Сидоров: "Коллеги с пониманием относятся к моему участию в различных выставках"

Мастер пожарно-спасательной части Благовещенска и художник А.Сидоров: "Коллеги с пониманием относятся к моему участию в различных выставках"
Фото Светланы Майоровой

В столице Амурской области в краеведческом музее имени Новикова-Даурского открылась персональная выставка мастера-пожарного специализированной пожарно-спасательной части Благовещенска Алексея Сидорова. Его работы есть в коллекциях не только в России, но и за рубежом – в Японии, Англии, Китае, США. Выставка "Тепло и холод" посвящена 25-летию образования МЧС России. Алексей Сидоров - член Академии художеств мира "NEW ERA", творческого союза художников России, руководитель изостудии имени Верещагина при УВД Амурской области. О том, как художник стал пожарным, что вдохновляет его на творчество, рассказал агентству "Интерфакс - Дальний Восток" Алексей Сидоров.

- Алексей Николаевич, по какому принципу готовили выставку, сколько работ удалось в нее включить?

- Раньше я выставлял свои работы в различных выставочных залах, принимал участие в передвижных выставках, но в краеведческом музее это первая персональная выставка. Она приурочена с 25-летию МЧС России. Сам я уже почти 16 лет работаю в пожарной охране. У меня есть работы по данной тематике, но большинство из них связано с историей государства, немало работ религиозного направления. С другой стороны, ангелы-хранители оберегают людей на всех уровнях бытия, а спасатели – в физическом мире. Одна задача – оберегать.

На выставке представлено чуть более 100 работ. Основная часть, это резьба по дереву, хотя есть и масляная живопись. Меня вдохновляют исторические события, в том числе связанные с СССР. Нельзя забывать все хорошее, что было в советский период. Тогда появились новые направления в искусстве, которые мне импонируют. Некоторые вещи я отобразил в дереве.

- У Вас, судя по представленным работам, есть тяга и к абстракционизму?

- Да, это интересное направление. Сейчас же отобразить реальность большого труда не представляет. Есть фотоаппараты, различные технические приспособления, так называемые принтеры по дереву. А вот фантазию человека ничто не заменит. Корнепластика располагает к такому направлению в искусстве. Вот, к примеру, скульптура богатыря, она полуабстрактная. Пришлось внимательно присмотреться к необычной лесной находке, прежде чем увидел этот образ. Дерево обычно подбираю сам. Единственное, Александр Тихомиров (амурский художник, придумавший новое направление в искусстве "оконопись" - ИФ) делится любезно старыми ставенками, филенками, которые я использую фоном для резных картин.

- Почему выбрали именно такое направление в искусстве как резьба по дереву, скульптура?

- Я закончил художественно-графическое отделение Благовещенского педагогического училища N2, а после Хабаровский педагогический университет по специальности "Изобразительное искусство". Вдохновителем стал известный в Приамурье резчик по дереву Виктор Викторович Кузнецов, который преподавал в училище. Мы тесно общаемся, он мне помогал оформить эту выставку.

Фото Светланы Майоровой

- Видно, что Вы изначально планировали связать свою жизнь с творчеством и вдруг работа в пожарной части, как оказались в МЧС?

- Когда я вернулся из армии, в стране был сложный период, тяжело было найти работу и уж тем более прокормить семью продажей картин или скульптур. Я всегда был в неплохой физической форме, достаточно спортивный человек. Решил попробовать себя в роли пожарного, работа понравилась. Но перерыва в творчестве не было. В свободное от основного дела время я пополнял коллекцию работ, выходил на новый уровень, начались выставки. Спустя два года, как начал работать в МЧС уже принимал участие в международной выставке в Харбине, а еще спустя два года вступил в Творческий Союз художников России. Коллеги и начальство с пониманием относятся к тому, что мне иногда приходится уезжать на конкурсы, за что я им благодарен. При необходимости что-то делаю и для родной организации.

- В 2013 году Вы получили золотую медаль за лучшую ледяную скульптуру в Харбине на Международном фестивале снега и льда. Как пришли к этому виду творчества?

- Еще когда я служил в армии в Белогорске два года, принимал участие в строительстве снежного городка. С тех пор делаю это регулярно. В прошлом году съездил в Америку на конкурс снежных скульптур, который проходил в штате Колорадо на горнолыжном курорте. У меня там была своя группа поддержки. В США живет моя родня по отцовской линии. Родной дядя живописец, поэтому мы его тоже включили в команду.

На конкурс представили композицию на олимпийскую тематику, где центральное место занимал олимпийский огонь, а вокруг него бегут лыжник, конькобежец, хоккеист. Но если тогда мы подготовились, я первоначально слепил пластилиновый образец, как это принято, то в Харбине победная ледяная скульптура получилась экспромтом. Изначально мы с напарником поехали в Китай, чтобы принять участие в конкурсе снежных фигур. Послали организаторам по почте эскизы, и они выбрали вариант на русско-народную тематику. Уже в Харбине я посмотрел, как работают участники из других стран и понял, что фольклором здесь никого не удивишь. Поэтому когда неожиданно поступило предложение сделать еще и скульптуру изо льда, остановился на элементах абстракции. Скульптура гонщика, в которой читается и напряжение мышц, и скорость, судьям очень понравилась. Мы назвали ее "Амур спидвей". При этом пришлось работать подручными инструментами, так как мы не планировали этот этап соревнований. Каких либо пил для резки льда у нас не было.

- Есть работы, с которыми Вам было бы сложно расстаться?

- Да, но тут есть один момент. Бывает, что долго работаешь над картиной или скульптурой, вполне доволен результатом, и она становится какой-то родной на определенное время. Но потом сделаешь что-то лучше или просто другое и фаворит сменился. У меня сохранилась корнепластика 1996 года, она и сейчас вполне может конкурировать с новыми работами, которые я сделал, уже имея опыт. Из современных отметил бы Георгия Победоносца – картина "Чудо Георгия о змие", ну еще "Ледовое побоище" и "Русь Православная".

Фото Светланы Майоровой

- Ваш дом украшен такими картинами?

- Нет, я как тот сапожник без сапог. Для них нужна особая обстановка, а у меня небольшая квартира, северная сторона. К примеру, картины на военную тематику, предполагают некую брутальность в том, как обставлено помещение.

- Ваши работы есть в запасниках музеев или личных коллекциях?

- Много моих работ в Харбинском музее. Часть у меня покупал директор музея Лю Мин Сю, часть я подарил. В соседнем с Благовещенском китайском городе Хэйхэ тоже есть моя резьба по дереву в музее. Из других городов России люди покупали картины, а какие у них коллекции я не знаю. Последние годы были очень творчески насыщенными. Тут и вдохновение, и участие в различных конкурсах, выставках. Посмотришь, как работают другие художники на конкурсе снежных и ледяных скульптур, появляется азарт. Лед, снег - это такой волшебный материал, создает особое настроение в творчестве.

- А не жаль своего труда, ведь пригреет солнце и все растает?

- Когда работаешь над снежными городками, то думаешь, что больше вреда им нанесет не солнце, а сами люди, для которых мы и стараемся. Можно было бы такие изящные скульптуры делать, с филигранными деталями, но приходится создавать антивандальные. В том же Китае люди просто любуются ими, а у нас обязательно нужно обняться, залезть на снежную фигуру. В прошлом году через три дня завалили пять больших скульптур. Это же нужно было постараться, чтобы они упали. Зачем? Что примечательно, в Харбине сами жители города отгонят любого, кто попытается слишком вольно обойтись со снежным городком, а в России другое отношение. Ничего, придет следующая зима и будем опять творить.

Фото Светланы Майоровой