Правительство России в последние годы всерьез взялось за развитие Дальнего Востока: всем желающим предлагают получить в регионе гектар земли, инвесторам обещают значительные льготы при участии в ТОРах, а иностранным партнерам – развитие транспортной доступности. О планах по снижению тарифов на электроэнергию, налоговых льготах бизнесу и растущих связях с Азией в интервью "Интерфаксу" рассказал министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
- Александр Сергеевич, федеральное министерство по развитию Дальнего Востока работает чуть более двух лет. Удалось ли за это время достичь конкретных результатов?
- Если подводить сводный итог работы, то фактически мы за два года прошли то, что в бизнесе называется старт-апом. Это был не всегда простой период. Было немало пессимизма. Но мы переломили неверие. Сформировали законодательную базу и приступили к активной фазе практической реализации всех инициатив. Создан целый спектр новых механизмов социального и экономического развития Дальнего Востока: сеть территорий опережающего развития, свободный порт Владивосток, поддержка инвестиционных проектов вне ТОР, налоговые льготы, профильные институты развития. Впервые провели Восточный экономический форум.
Вместе с Юрием Трутневым создали профессиональную команду единомышленников. Сформировалась твердая уверенность, что новые модели могут успешно развивать наш Дальний Восток.
- Уже заработали первые территории опережающего развития (ТОРы). Чем нынешняя модель развития округа отличается от предыдущих, например, от особых экономических зон?
- Наш сосед – успешно и динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Логично ориентироваться на эту экономическую мощь и конвертировать экономический потенциал АТР в развитие Дальнего Востока.
Как это сделать? Ответ – создать у нас конкурентоспособные условия инвестирования и ведения бизнеса. Применить лучшие международные практики. Добиться того, чтобы российское предложение инвесторам могло конкурировать на глобальном уровне. Именно эта логика лежит в основе такого инструмента, как территории опережающего развития (ТОРы).
Это принципиально новый тип особых экономических зон. Их цель практична – снизить риски инвестиций и увеличить их доходность. Это универсальные критерии, которые интересуют инвестора из любой страны мира.
Ключевой субъект в этой работе – созданное правительством России АО "Корпорация развития Дальнего Востока" – управляющая компания ТОРов и основной контрагент для резидентов. Корпорация уже сейчас принимает заявки от резидентов, помогает выбрать тот или иной ТОР, сопровождает работу предприятий, обеспечивает бизнесменов всем необходимым и, что важно, наделена правом защищать их интересы в суде в спорах с органами власти.
- Инвесторы охотно идут в ТОРы?
- Обращения в Корпорацию развития Дальнего Востока происходят постоянно. Заявки начали принимать с 17 августа. Всего за два с половиной месяца с начала этой работы официально подана 71 заявка от потенциальных резидентов ТОРов на сумму 262,9 млрд рублей прямых инвестиций. Из них уже подписаны первые 6 инвестиционных соглашений на 15,7 млрд руб. Ежедневно приходят новые обращения. А цифры говорят сами за себя, как говорится, "счет на табло".
Это быстрый и достаточно успешный старт, которому предшествовала кропотливая и комплексная подготовительная работа.
- Сейчас правительством России по предложению Минвостокразвития создано девять ТОРов в шести регионах ДФО. Будут ли новые ТОРы, в том числе в тех регионах, где их пока нет?
- Ряд новых территорий находится в разработке. Наиболее крупный из ТОРов будет создан в Амурской области под проекты "Газпрома" и "Сибура" по газопереработке и газохимии. Это проекты национального масштаба, объем запланированных инвестиций значим для любой экономики мира. Судите сами, со стороны "Газпрома" будет инвестировано 690,2 млрд рублей, со стороны "Сибура" – 694,2 млрд рублей. Здесь планируется создание 4,5 тысяч новых высокоэффективных рабочих мест. Эти отрасли – газопереработка и газохимия – имеют большой объем добавленной стоимости, большой мультипликативный эффект, создают высокооплачиваемые рабочие места и сопутствующие производства. Отмечу, предоставление режима ТОР для будущих заводов стало решающим для участников проекта в принятии инвестиционного решения о запуске проекта.
Помимо этого, в Еврейской автономной области планируется создать ТОР промышленно-логистической направленности. В Сахалинской области появится три ТОРа: сельскохозяйственной, промышленной и туристической направленности. В Хабаровском крае ТОР планируется создать на острове Большой Уссурийский, в непосредственной близости от Хабаровска, на границе с соседним Китаем.
Серьезные планы в Приморском крае. Здесь и ТОР в Большом Камне – на базе судостроительного комплекса "Звезда". Объем предполагаемых частных инвестиций составит здесь 145 млрд рублей. ТОР Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК), который глава государства Владимир Путин отмечал на Восточном экономическом форуме. В сентябре в Пекине было принято решение о том, что китайские партнеры войдут в контрольную долю этого проекта. Объем инвестиций проекта – более 1,3 трлн рублей. И еще один ТОР – на острове Русский. Создать этот ТОР – это прямое поручение президента России
Планируется, что эти ТОРы будут созданы в 2016 году. Совокупность проектов, реализуемых в сети ТОР в макрорегионе – это фактически новая современная индустриализация Дальнего Востока.
- Вы говорили о том, что государственную поддержку получают проекты как в ТОРах, так и вне ТОРов. По какому принципу?
- Здесь два направления. Во-первых, действует специально разработанная методика целевой инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов. Любой инвестор, чей проект удовлетворяет достаточно прозрачным критериям, может принять участие в отборе проектов для предоставления госсубсидии на строительство необходимой именно его проекту инфраструктуры. Практика показала высокий интерес инвесторов к новому механизму: в рамках первого отбора было подано более 30 заявок, из них шесть самых эффективных были отобраны. Первое финансирование по проектам идет уже в текущем году; в общей сложности государственная инфраструктурная поддержка составляет 13,8 млрд рублей. Это позволит частным инвесторам реализовать проекты общей стоимостью свыше 128 млрд рублей.
Данный опыт видится успешным, у нас есть прямое поручение президента России распространить далее данный механизм. Новый тур отбора инвестиционных проектов объявлен 19 октября, итоги подведем в середине ноября. Предполагаем, что к нам официально поступит порядка 20-30 заявок на проекты в области горнорудной промышленности, переработки, сельского хозяйства и рыболовного хозяйства, туризма и иных отраслей.
- А второе направление?
- Сейчас существует такой механизм стимулирования экономической активности как региональные инвестиционные проекты (РИПы), разработанный три года назад Минфином. К сожалению, с 1 января 2013 года этот механизм толком не заработал. Поэтому мы совместно с Минфином подготовили поправки о кардинальном упрощении процедуры получения любыми инвесторами на Дальнем Востоке налоговых льгот, которые в самое ближайшее время будут рассмотрены правительством и направлены в Госдуму.
Мы предлагаем ввести заявительный механизм получения статуса РИП, чтобы бизнесменам не приходилось никуда ходить, просить, собирать справки, что-то доказывать чиновникам. Если они инвестируют 50 млн рублей за три года или 500 млн рублей за пять лет, то они могут беспрепятственно – автоматически воспользоваться причитающимися им налоговыми льготами.
- Насколько активен сегодня Фонд развития Дальнего Востока? Ведь несколько лет его не могли "распечатать", пока не удалось добиться изменений регламентирующих процедур.
- Фонд заработал в этом году, отобрал первые три проекта. Сейчас дает длинные деньги под 10,5% годовых, работает над снижением ставки. До конца года планируется утвердить еще пять проектов на 111 млрд рублей, из них 8,5 млрд инвестиции фонда, остальные – частные деньги.
Еще 16 проектов на 293 млрд рублей (из них 24 млрд – инвестиции фонда) находятся сегодня у фонда в портфеле, по ним проводится комплексная экспертиза. Кроме того, сейчас фонд и Сахалинская область создают "Фонд будущих поколений".
- Ресурсы Фонда развития Дальнего Востока достаточно ограничены. Известно ли, когда может произойти его докапитализация?
- Минвостокразвития подготовило законопроект о докапитализации за счет дополнительного поступления налогов на Дальнем Востоке, сейчас он обсуждается с Минфином, готовится совещание у руководства страны. Прогнозов по срокам мы не делаем, но президент дважды – в послании Федеральному Собранию и на Восточном экономическом форуме - обращался к этому предложению.
- Осенью в периметре Минвостокразвития появилось еще две новые организации – Агентство по привлечению инвестиций и Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Когда ждать первые результаты от этих институтов развития?
- Агентства созданы правительством России, профильная работа ведется уже сейчас – одновременно с решением организационно-технических вопросов. Работа организаций, подобных Агентству по привлечению инвестиций – это лучшая мировая практика, более чем в 100 странах созданы такие национальные структуры. Большинство серьезных международных инвесторов привыкли к подобной форме привлечения. В нашем случае в агентстве собираются компетенции по целевому привлечению инвесторов, инвестиционному маркетингу Дальнего Востока, по продвижению ТОРов, инвестпроектов, привлечению финансирования.
О создании Агентства по развитию человеческого капитала говорил президент на Восточном экономическом форуме. Созданием агентства решаются, прежде всего, два вопроса: кадрового "сервиса" для новых экономических проектов и привлечения новых жителей на Дальний Восток. Для этого систематизируются все государственные меры поддержки для трудовой мобильности, приобретения жилья, программ профессионального образования и обеспечивается комплексное сопровождение в режиме "одного окна" для тех, кто переезжает на Дальний Восток.
Кстати, в связке с Агентством по развитию человеческого капитала функционирует еще один перспективный и, во многом, новаторский проект в гуманитарной сфере – сетевая общественная платформа "Восточный вектор", призванная стимулировать становление активного и деятельного гражданского общества на Дальнем Востоке. Организационным "ядром" проекта стала комиссия Минвостокразвития России по развитию общественно-государственного сотрудничества и социального партнерства, созданная в сентябре этого года. В комиссию входят и представители государственных органов, и общественные деятели, и предприниматели. В задачи комиссии входит оказание поддержки социально значимым инициативам на территории Дальнего Востока, а также людям, их предлагающим и реализующим.
Взаимодействие Агентства по развитию человеческого капитала и проекта "Восточный вектор" уже принесло плоды – создана служба адаптации и поддержки переезжающих работников, которая начала обрабатывать заявки граждан, желающих трудоустроиться на Дальнем Востоке.
- Осенью 15 районов Приморья официально получили статус свободного порта. Есть ли первые инвесторы? На какие еще порты Дальнего Востока планируется распространить этот режим?
- Закон о свободном порте Владивосток вступил в силу 12 октября, а по состоянию на начало ноября уже поступило шесть официальных заявок от потенциальных резидентов на общую сумму более 40,3 млрд рублей. Опять же, процесс идет динамично, подать заявку можно через сайт Корпорации развития Дальнего Востока, ответная реакция, как и в ТОРах, в течение суток гарантирована.
В соответствии с поручением президента мы подготовили законопроект о расширении зоны свободных портов на Дальнем Востоке. Ключевые порты, на которые предлагается распространить режим действия закона о свободном порте, находятся в Хабаровском крае (Советская Гавань, Ванино, Николаевск-на-Амуре), это также это Петропавловск-Камчатский на Камчатке, порты Чукотки и Сахалина.
- В какой плоскости лежат основные экономические ожидания от свободного порта Владивостока?
- В первую очередь это реализация транспортно-логистического и туристического потенциала региона. Привлечение к нам международных потоков грузов, капиталов и людей. Сейчас министерство разработало техническое задание и объявило конкурс на разработку международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", это артерии, которые свяжут провинции Северо-Востока Китая (ВРП которых, между прочим, приближается к 1 трлн долларов США) с нашими портами на Тихом океане. Готовится очень серьезная работа, которую мы планируем завершить в апреле 2016 года.
По этому вопросу мы работаем и с китайскими партнерами, и с консультантами мирового класса, потому что этот проект требует международной рамки. Интерес к этим транспортным коридорам, помимо Китая, есть также и у Японии, и у Республики Корея.
- Во время общественных обсуждений закона о свободном порте звучала интересная инициатива – разрешить на его территории деятельность ведущих мировых медицинских клиник. Получается?
- Соответствующая поправка в закон подготовлена и направлена в правительство. Я напомню, сегодня реалии таковы, что большинство дальневосточников, у которых есть средства, едут за качественной медицинской помощью либо в Сеул, либо в Сингапур. Если открыть свободный порт для работы филиалов ведущих зарубежных клиник, тогда люди получат у себя дома то, за чем они едут за границу, а регион получит качественную медицину мирового уровня, валовый продукт, налоги, новые рабочие места и компетенции.
- Как в целом обстоят дела с финансированием Дальнего Востока из федерального бюджета?
- Президент страны поручил строго выдерживать приоритет развития Дальнего Востока в самых разных государственных программах. Председатель правительства определил конкретный перечень из 27 государственных программ, в которых в обязательном порядке должен быть сформирован специальный дальневосточный раздел, наполненный мероприятиями, обеспечивающими ускоренное развитие наших восточных территорий по тому или иному направлению.
Это, прежде всего, развитие на Дальнем Востоке здравоохранения, жилищной сферы, транспортной инфраструктуры, социальная поддержка граждан, развитие промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, спорта.
Минвостокразвития получило полномочия согласовывать такие госпрограммы и координировать между собой государственные инвестиции по различным направлениям. Не менее важно для комплексного развития и то, что мы наделены полномочием согласовывать инвестиционные программы госкорпораций в отношении Дальнего Востока.
- А о каких объемах финансирования идет речь?
- В 2015 году на финансирование Дальнего Востока в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) без учета средств на инфраструктуру космодрома "Восточный" составило 32,9 млрд рублей. Если исходить из "подушевого" расчета, на Дальний Восток направлено в 1,3 раза больше инвестиций, чем в среднем по России. Это уже достаточно важный задел, ведь совсем недавно по ряду значимых направлений (например, здравоохранение, туризм, культура) финансирование кратно не дотягивало даже до среднероссийского уровня.
Более того, планом на 2016 год предусмотрен рост объемов бюджетных инвестиций, направляемых на Дальний Восток, в 2,3 раза относительно объемов 2015 года. Например, усилиями Минвостокразвития России были увеличены ранее предусмотренные объемы финансирования мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения "Амур", "Лена", "Колыма", "Уссури", "Вилюй" – в объеме свыше 11 млрд рублей.
- Расскажите об идее снижения тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке до уровня "инвестиционно-привлекательных". Насколько могут снизиться тарифы, и какое увеличение потребуется в остальной части страны?
- Согласно нашим расчетам, снижение тарифа от фактически действующего уровня должен составить от 29 до 71% в зависимости от региона. Для Якутии это 2,47 руб/кВт*ч (при фактическом текущем тарифе 4,74 руб/кВт*ч), для Приморского края - 2,03 (сейчас 3,38), для Хабаровского края - 2,15 (сейчас 3,01), для Амурской области - 1,97 (сейчас 3,39), для Камчатского края - 2,84 (сейчас 4,92). В Магаданской области привлекательный для инвесторов тариф должен составлять 2,28 руб/кВт*ч (сейчас 3,35), в Сахалинской области - 2,29 (сейчас 4,1), в Еврейской автономной области - 2,3 (сейчас 3,25), на Чукотке - 2,83 (сейчас 9,77).
Чтобы это реализовать, объем трансферта должен составить от 19 млрд (если распространить сниженные тарифы только на промышленность) до 35 млрд рублей (если распространить предложение на всех потребителей, кроме населения).
Министерство энергетики предложило использовать для этого дивиденды "РусГидро", мы такое предложение поддерживаем. Это принесет около 10 млрд из требуемых 19-35 млрд рублей.
- Помимо высоких тарифов на энергетику, дальневосточный бизнес несет высокие издержки по транспорту – что-то привезти или увезти и дорого, и долго. Ведется ли работа в этом направлении?
- Президент поручил правительству России разработать комплекс мер по снижению транспортных издержек хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Дальнего Востока. Эта работа должна быть выполнена Федеральной антимонопольной службой к марту следующего года, она будет основана в том числе на анализе обоснованности соответствующих тарифов и цен. Рассчитываем, что будут сформированы эффективные решения.
- В связи с введением продэмбарго в европейской части страны сильно подорожала рыба. Что происходит с добычей и переработкой рыбы на Дальнем Востоке?
- Дальний Восток – это 82% всей ресурсной базы российского рыболовства. При этом фактически добывается 2,7 млн тонн в год, хотя мы можем добывать 3,9 млн тонн. После введенных в 2007 году государственных мер поддержки ситуация в отрасли улучшилась, но рыбы в стране больше не стало. Дело в том, что много рыбы идет на экспорт, а 90% продукции – мороженная рыба, то есть продукт с низкой добавленной стоимостью. У нас рыбопромысловый флот изношен, а доходы бюджета от отрасли упали с 2007 года в 1,5 раза до 5,8 млрд рублей.
В октябре президент на заседании Госсовета поддержал наши предложения по исправлению ситуации. В частности, мы предложили принцип "квоты на вылов рыбы в обмен на инвестиции", при этом в качестве приоритетов капитальных вложений обозначены строительство рыбопромыслового флота, новых перерабатывающих мощностей, логистической инфраструктуры.
Тот же принцип мы предлагаем ввести по лесным ресурсам, которых на Дальнем Востоке много (25% от всех запасов российской древесины или 20,5 млрд куб. метров): дать доступ к их разработке в обмен на лесопереработку на территории страны.
Мы разработали законопроект, который предусматривает предоставление лесных участков на Дальнем Востоке без проведения аукционов на основании инвестсоглашений, а также предлагаем дать предприятиям, обрабатывающим древесину, льготные ввозные пошлины на необработанную древесину.
- Президент поручил Вам разработать финансово-экономическую модель развития Северного морского пути. Будете ли вы делать это самостоятельно или привлечете консультантов, возможно, иностранных?
- Модель будет готова к 1 июля следующего года. Безусловно, мы привлечем лучших мировых экспертов по этой тематике. Работаем с партнерами из Китая, Кореи, Японии, Европы. Одна из задач – определить, как сформировать глобальный конкурентоспособный транзитный маршрут, в первую очередь для контейнерных перевозок.
Интересны данные, озвученные две недели назад международными экспертами на конференции в Даляне (Китай). Основываясь на реальном рейсе судна компании COSCO-shipping из Даляня в Варберг (Швеция) по Северному морскому пути, международные эксперты пришли к выводу, что таким путем минимум на 10-15% экономичнее проводить суда, чем через Суэцкий канал, а в перспективе выгода составляет 20-30%. Выявили основные проблемы и недостатки, над которыми надо работать, что бы раскрыть потенциал Северного морского пути.
- Каков текущий статус работы по мосту Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области? Ведется ли строительство?
- Китайской стороной уже ведется строительство. По соглашению, наши соседи строят около 1800 метров, российская сторона отвечает за чуть более 300 метров моста и подходов к нему. До конца года стройка начнется и с нашей стороны. Напомню, с российской стороны инвестиции составят 10 млрд рублей, из которых 2,5 млрд рублей будет финансировать Фонд развития Дальнего Востока.
- Жители Магадана просят вернуть им прежнее время. Поддерживаете ли вы эту идею?
- Если большинство жителей Колымы говорят, что для них существующий временной режим создает неудобства, и есть заключение профильных служб о том, что существующий режим не оптимален, то думаю, федеральным органам власти нужно внимательно отнестись к этим просьбам.
- На каком этапе находится законопроект о выделении бесплатного гектара земли любому желающему на Дальнем Востоке?
- Законопроект согласован, 12 ноября будет рассматриваться правительством для внесения в Госдуму. Участки начтем выдавать в следующем году. Запущен информационный портал НаДальнийВосток.РФ и круглосуточная горячая линия.
Земли на Дальнем Востоке много, она пустует. Нужно дать эту землю людям как возможность реализовать себя и делать на ней все, что не запрещено.
Опрос ВЦИОМ показал, что 20% граждан готовы рассмотреть для себя возможность переехать на Дальний Восток при условии бесплатного предоставления земли. Среди молодежи до 35 лет – 30%. Очевидно, это произойдет не за год и не за два. Я уверен, что это будет длительный проект. Но даже если это будет не 30 миллионов человек, а на порядок меньше, то это уже хорошее начало.