В октябре в Якутске прошла III республиканская научно-практическая конференция "Радиационная безопасность в Республике Саха (Якутия)", на которой поднимались вопросы контроля и мониторинга на местах проведения подземных ядерных взрывов, утилизации ритэгов, проектов освоения Эльконского ураново-рудного поля и внедрения плавучих малых АЭС в энергетике Якутии. Председателем оргкомитета конференции стал первый заместитель председателя правительства Якутии Айсен Николаев.
- Айсен Сергеевич, если даже просто посмотреть на названия докладов конференции, то создается впечатление, что Якутия - достаточно "радиационный" регион. То есть проведение такой конференции - это для республики жизненная необходимость, проблемы радиационной безопасности здесь настолько назревшие, что без конференции не обойтись?
- В проведении конференции ничего экстренного нет. На территории республики действительно есть объекты, требующие повышенного внимания с точки зрения радиационной безопасности, и на конференции рассматривается весь спектр вопросов по этой теме - от природной радиоактивности, до вопросов здравоохранения. Это плановая работая, конференция проводится в третий раз, и уже определилась определенная периодичность - раз в восемь лет. Первая прошла в 1995 году, вторая - в 2003, и теперь третья.
У нас в этом году на конференции было сделано свыше 50 докладов, подготовленных экспертами со всей России, как в области охраны здоровья, так и специалистов-промышленников, как по вопросам утилизации радиоактивных отходов, так и по разработке урановых месторождений.
И можно с уверенностью сказать, что решения конференций, которые принимаются как рекомендации к исполнению, действительно серьезно улучшили, да и можно сказать с ноля выстроили систему радиационного контроля и мониторинга на объектах Якутии, в частности, это можно сказать о местах проведения подземных ядерных взрывов (ПЯВ).
- То есть было время, когда мониторинг по местам ПЯВ, а ядерный взрыв сам по себе представляется наиболее опасным явлением вообще, пусть даже мирный и подземный, вообще не проводился и была необходимость создания этой системы с ноля?
- В 90-е годы этим вопросом вообще не занимались. Первое соглашение между "АЛРОСА", правительством Якутии и Минатомом было заключено в 1999 году, а реальная работа по этому соглашению была начата в 2006-2007 году - это было проведение обследований по аварийным объектам "Кротон-3" и "Кристалл" в Мирнинском районе республики.
Справка ИФ: В Якутии с 1974 по1987 год было проведено 12 подземных ядерных взрывов в скважинах на глубине от 98 метров до 2 км, мощностью от 1,7 килотонн до 22 килотонн. Два из них - "Кристалл", мощностью 1,7 килотонн на глубине 98 метров в районе алмазоносной трубки Удачнинской в 1974 году, и "Кратон-3", мощностью 19 килотонн на глубине 577 метров в 40 км от поселка Айхал в 1978 году, сопровождались выбросом на поверхность продуктов взрыва и были признаны аварийными. При проведении ПЯВ "Кратон-3" пострадали 26 участников работ и 56 жителей поселка, накрытого радиоактивным облаком от взрыва.
В основном ПЯВ проводились в западной Якутии, хотя в целом география очень обширна, вплоть до Булунского улуса на самом севере Якутии. И в этом, кстати, тоже была проблема - до районов ПЯВ просто сложно добраться, в некоторых случаях - только вертолетом. И как раз систематизация работы по ПЯВ позволила организовать обследование всех без исключения районов взрывов, в том числе и особо удаленных.
Сейчас постоянный контроль за местами всех ПЯВ налажен. Трехстороннее соглашение между правительством республики, Росатомом и "АЛРОСА" было заключено, в том числе, с учетом рекомендаций, выработанных на республиканской конференции по радиационной безопасности. Тогда была проведена серьезная работа по мониторингу аварийных объектов - "Кротон-3" и "Кристалл", и была проведена работа по реабилитации территорий.
И также в последние годы - в 2009, 2010 и 2011 годах, мы провели работы на территориях других ПЯВ, которыми аварийными не были. В Верхневилюйском улусе - объект "Кимберлит-4", там после проведения взрыва в 1979 году вообще никаких исследований не проводилось, и мы сейчас впервые с того времени провели оценку ситуации. Наши специалисты там побывали, провели комплекс исследований - ситуация признана удовлетворительной.
- Давайте посмотрим на вопрос ПЯВ с точки зрения их обоснованности. Скажем первый, ставший аварийным "Кристалл", проводился с целью создания плотины хвостохранилища, грубо говоря, энергию ядерного взрыва решили использовать для земляных работ - это мало поддается логике. Но вот, скажем, серия из пяти ПЯВ "Ока", "Шексна" и "Нева", направленная на интенсификацию добычи нефти на Среднеботуобинском нефтяном месторождения - насколько экономически оправданы были эти взрывы, чего в них больше - выгоды или конкретного экологического вреда?
- Все материалы обоснования проведения этих взрывов относятся к 70-м годам прошлого века, и сегодня вряд ли имеет смысл оперировать ими. Да и они нам сейчас просто малодоступны. Но я сам лично считаю, что любое мероприятие, которое связано с опасностью выброса отходов ядерного взрыва в атмосферу, заражения территорий - не стоит свеч. Тем более в Якутии достаточно месторождений, для освоения которых не нужно проводить никаких ядерных взрывов.
- Хорошо, пусть целосообразность ПЯВ останется на совести советских ученых и руководителей. Но вот сейчас, когда разговор идет о местах, где взрывы были проведены, вы говорите, что там все показатели в пределах допустимой нормы. А что это за норма?
- Нормы - это конкретное научное понятие, рассчитанное специалистами, с учетом таких показателей, как естественный природный радиационный фон, дозы облучения, безопасные и допустимые для человеческого организма, для окружающей среды, нормы вывода и распада и еще много других факторов. Там все учтено, и когда мы говорим, что показатели в пределах нормы, это значит - опасности нет, ни для человека, ни для природы.
- Но ведь некоторые экологические нормативы, применяемы в промышленности, это уже часто не только научное понятие, а экономический инструмент, учитывающий экономические возможности проведения очистных мероприятий, природоохранных, а, значит, ради развития экономики при разработке этих нормативов некоторая доля безопасности может приноситься в жертву?
- Только не в том, что касается радиации и радиационной безопасности. Здесь, когда мы говорим о норме, речь идет только о научном и медицинском понятии, и ни о каких жертвах ради промышленности и экономики речи не идет. В области радиационной безопасности все строго регламентировано и игр с этими вещами быть не может. И каждое чрезвычайное происшествие на радиационных объектах, будь то наш аварийный ПЯВ "Кристалл" или авария в японской префектуре Фукусима, только ужесточают регламенты и заставляют еще более серьезно относиться к этим вещам. Ведь тот же "Кристалл" должен был быть первым из восьми взрывов, целой серии, направленной на создание хвостохранилища. Но после первого аварийного взрыва от серии отказались.
- В Якутии в этом десятилетии будет реализовываться проект разработки Эльконского ураново-рудного поля и строительства Эльконского горно-металлургического комбината (ГМК). У населения сами словосочетания "урановые разработки" или "урановые рудники" сразу вызывают определенную панику, вот такой момент учитывается при подготовке проекта?
- Разработка месторождения и работа по ГМК - переработка, утилизация отходов, транспортировка готового продукта - все это будет идти в жестких рамках регламентов. Руководство Эльконского ГМК обязано выполнять все мероприятия по радиологическому, гидрологическому и другим формам контроля. Кроме того, все проекты будут предоставляться на согласование в правительство республики, на общественные слушания с населением Алданского района, где будут вестись основные работы. Мы на конференции эти вопросы уже прорабатывали, мы к ним готовы, и все вопросы радиационной безопасности будут решены даже раньше, чем первый строитель придет на Элькон.
- Но можно вспомнить, когда усилиями экологов на общественных слушаниях в Жатае (поселок близ Якутска - ИФ) был практически зарезан проект строительства газоперерабатывающего завода в районе поселка, и сейчас этот проект рассматривается уже в другом месте, на другом берегу реки, в другом районе республики. Есть вероятность, что общественные слушания по Эльконскому урановому ГМК так же могут вдруг дать негативный результат?
- Я к этим вопросам отношусь достаточно философски - если население региона против создания на его территории промышленного производства, при этом четко осознавая потери от такого решения - потери финансовых вложений, рабочих мест, то это право населения. На то они и общественные слушания, чтобы общественность могла реализовать это право.
Другой вопрос - правильная подготовка к общественным слушаниям, при которой общественность будет в полном объеме проинформирована обо всех плюсах и минусах, выгодах и потерях от принятия решения. То есть действительно будут созданы условия для принятия взвешенного решения с учетом всех факторов, в том числе и по вопросам безопасности.
- А на территориях Эльконского проекта какой-то мониторинг общественного мнения уже проводился?
- Вся процедура согласования, от мониторинга, обсуждения декларации о намерениях и до экспертизы возможного воздействия на окружающую среду и общественных слушаний - все это оговорено федеральным законодательством, и каждый этап в положенное время будет пройден. Я уверен, что Росатом, который контролирует проект Эльконского ГМК, понимает всю ответственность, связанную с реализацией проекта, и все необходимые мероприятия по подготовке населения и по успешному проведению общественных слушаний в рамках законодательства будут проведены.
Ну, и, кроме того, как я уже говорил, на республиканской конференции эти вопросы уже активно обсуждаются и прорабатываются, так что мы со свой стороны тоже держим ситуацию на контроле.
- Еще один источник возможного радиационного заражения на территории Якутии, о котором неоднократно говорили экологи - ритэги маяков Севморпути. Как с ними обстоит ситуации, и насколько они опасны?
Справка ИФ: ритэг - радиоизотопный термоэлектрический генратор, использующий энергию радиоактивного распада стронция-90 или плутонии-238, применялись как автономные энергоисточники.
- Да, была такая проблема. Связана она была с тем, что маяки стояли заброшенные, сами ритэги приходили в негодность, то есть превращались в радиоактивные отходы, при этом создавалась опасность попадания их в окружающую среду, например, в море при размыве берега, где стоял маяк, или они просто начинали уходить в почву. Опять же в 90-е годы никакого демонтажа и утилизации ритэгов в Якутии не проводилось, и это было одной из тем республиканской конференции по радиационной безопасности, особенно серьезно к этому вопросу подошли на второй конференции в 2003 году.
Проблема была поднята, и работа по ее решению началась, в том числе с привлечением международной технической помощи. Так, по состоянию на 1 ноября 2004 года ритэгов на территории республики было 75 единиц, а на сегодняшний день на территории республики осталось невывезенными 14 ритэгов. Тут надо понимать, что демонтаж и утилизация ритэга - серьезная и полностью регламентированная работа, это ведь натуральные радиоактивные отходы.
- Но сейчас идет много разговоров о необходимости возрождения Севморпути, значит, встанет вопрос о воссоздании маяков, и их автономных источников питания - ритэгов. Снова начнут их завозить в Якутию?
- Будет Севморпуть возрожден - будут новые источники. То, что мы утилизируем - это источники 70-х годов, которые в любом случае уже непригодны к эксплуатации и должны быть утилизированы. Перед нами в рамках проблемы радиационной безопасности стояла задача избавиться от этих старых, пришедших в негодность ритэгов. При этом вполне возможно, что при воссоздании Севморпути в наше время будут применяться уже какие-то другие технические решения, которые не потребуют использования радиационных энергоисточников.
- И тогда вопрос еще об одном источнике радиации, который может прийти в Якутию с моря. Три года назад было заявлено о том, что в северных районах Якутии появятся плавучие АЭС - на какой стадии этот проект?
- На стадии проработки и экспертизы. На конференции этот вопрос уже поднимался, но сказать, что все уже решено и плавучие АЭС точно появятся, столько-то и там то - об этом говорить рано.
- Но в декабре 2008 года шла информация вполне конкретная, что станций будет четыре, и они начнут прибывать в Якутии уже в 2013 году, а к 2017 году будут запущены все. При этом говорилось, что реакторные установки уже в производстве в Калуге, и, судя по информации трехлетней давности, сейчас в Северодвинске уже должен подходить к концу монтаж готовых плавучих установок?
- Нет, сейчас проект в стадии оценки, в том числе, по экологическим и радиационным рискам. Экономический эффект, конечно, ожидается очень серьезный, ведь энергетика Севера сейчас очень дорогая, все топливо туда приходится завозить за сотни километров. Но пока не проведена всесторонняя оценка проекта, говорить о плавучих АЭС, как о свершившемся факте - рано.
- И в заключении. Две предыдущие конференции по радиационной безопасности в Якутии поднимали актуальные проблемы, предлагали пути их решения. Сейчас можно сказать, что цели тех конференций достигнуты, и какие основные цели поставлены вот этой, третьей конференцией?
- Решения II конференции, а она продолжала поднимать вопросы предыдущей конференции - мы их практически на 100% выполнили. Единственно, что не сделано - это еще не решен вопрос по строительству онкодиспансера. Отделение радиологии в существующем диспансере уже полностью устарело, и должно быть заменено, сам диспансер должен быть отстроен заново, с учетом современных требований медицины и радиационной безопасности. Сейчас это главная задача.
Ведь с точки зрения радиационной безопасности вопросы здравоохранения - это не только медицинская работа по лечению последствий облучения, это и само облучение. Вот такой факт - в 2005 году в Якутии четверть всего суммарного облучения получаемого населением, и из естественных природных источников, и всех других, приходилась на облучение от рентген-аппаратов.
А сейчас доля рентген-аппаратов в суммарном облучении снижена до 11%. И это не потому, что якутяне стали меньше делать рентген-снимки и проходить флюорографию, а потому, что идет замена устаревшего оборудования на современное, где доля облучения значительно ниже. Поэтому модернизация системы здравоохранения, оснащение медучреждений современным оборудованием, это не менее важный вопрос с точки зрения радиационной безопасности, чем мониторинг мест проведения ПЯВ или регламенты при разработке урановых месторождений.
Хотя нельзя сказать, что мы теперь переключились исключительно на медицину - нет, все, что было достигнуто и наработано, вся выстроенная система мониторинга и радиационной безопасности на территории Якутии будет продолжать работать и совершенствоваться, в том числе в рамках государственной целевой программы. И мы по мере поступления новых вопросов расширяем поле деятельности, вот тот же Эльконский проект переходит уже в практическое русло. Не исключено, что к проведению следующей конференции плавучие АЭС уже станут реальностью.
Если говорить в целом - то радиационная безопасность в Якутии находится на должном уровне, и у якутян нет причин опасаться за радиационную безопасность.