Председатель Госсобрания Якутии А.Жирков: "Без изменения законодательства РФ мы не сможем преодолеть отсталость дальневосточных и северных территорий"

Председатель Госсобрания Якутии А.Жирков: "Без изменения законодательства РФ мы не сможем преодолеть отсталость дальневосточных и северных территорий"

            В начале апреля в Якутске состоится расширенное совещание парламентской ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" с участием руководителей высших законодательных органов всех субъектов этого макрорегиона. Одновременно с этим в якутской столице пройдет выездное заседание рабочей группы Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Участникам этих мероприятий предстоит обсудить проекты федеральных законов, направленных на создание механизмов ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Председатель Госсобрания Якутии Александр Жирков в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал о своем видении этого процесса.

            - Александр Николаевич, как Вы считаете, что сейчас больше всего мешает ускоренному развитию макрорегиона?

            - Я считаю, что некоторые особенности природно-климатических и географических условий региона наряду с положительными характеристиками оказываются на деле и главным сдерживающим фактором для ускоренного развития региона.

            С особыми природно-климатическими и географическими условиями связаны и трудности освоения недровых богатств, и утяжеление производства, сложности в создании транспортной, энергетической структуры, привлечении рабочих ресурсов. Перечень сдерживающих моментов не исчерпывается только указанными факторами, однако они являются основным элементом, я бы сказал, определяющим.

            Бизнес привык развиваться там, где ему комфортно. Мир глобален, и чтобы играть на равных, нужно создать равные условия ведения бизнеса, и эти требования, в первую очередь, касаются возможностей равного доступа к природным ресурсам, создания такой структуры бизнеса, которая уже на протяжении многих лет действует в ведущих и развитых странах. Важно не только заинтересовать инвестора, но и удержать его.

            Словом, Дальний Восток - территория с особыми природно-климатическими условиями, и эти особенности зачастую непосредственно влияют на удорожание любых работ на этой территории.

            - То есть, чтобы привлечь в макрорегион крупных инвесторов, нужно создать для него определенные условия?

            - Естественно. До настоящего времени отчасти это достигалось путём создания особых экономических зон. Сейчас активно продвигается концепция территорий опережающего развития (ТОР). С точки зрения законодателя, правовые механизмы создания этих двух моделей практически не отличаются.

            Не отличаются сильно и общественные цели: на определенной территории создание мобильной модели организации бизнеса, изначально ориентированного на обеспечение наибольшей конкурентоспособности и наиболее выгодных как для бизнеса, так и для территории вложений.

            - Сегодня много говорится о том, что применяемые меры развития Сибири и Дальнего Востока не оправдывают себя. В связи с этим руководство страны ставит задачи поиска новых механизмов и путей развития макрорегиона…

            - Да, основные цели развития макрорегиона определены в государственной программе "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".

            Программа изначально включала формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращения его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, в структуре которой преобладают высокотехнологические производства с высокой добавленной стоимостью.

            Успешная реализация программы предполагала кардинальное улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, создание комфортных условий жизнедеятельности, учет интересов регионов и местного населения в общей парадигме развития.

            К сожалению, на сегодня данная программа сильно урезана. Первоначальный объем программы с 5,7 трлн рублей сокращен до 3,8 трлн рублей, и этот объем на сегодня не имеет осязаемого финансового обеспечения.

            - Какие есть возможные модели развития Дальнего Востока и Байкальского региона?

            - Концептуально их две. Первое направление предполагает сделать упор на развитие экспортного потенциала, наладить экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создать новые производства, ориентированные на азиатский рынок. При этом предусматривается реализация инвестиционных проектов, освоение природных ресурсов, развитие промышленности и предпринимательства на Дальнем Востоке, создание особых конкурентоспособных экономических зон, индустриальных, технологических, агропромышленных парков.

            - Если конкретнее, как это будет выглядеть на практике?

            - На сегодня это направление сводится, главным образом, к выбору крупных инвестиционных проектов, прошедших экспертную оценку по эффективности, инвестиционной привлекательности и наибольшей отдаче в расчете на вложенный рубль бюджетных средств.

            После рассмотрения портфеля таких проектов они составят основу так называемых территорий опережающего развития. По информации министерства по развитию Дальнего Востока, такой проект закона внесен в правительство РФ. Пока предполагается, что ТОРы будут ориентированы на несырьевые производства с высокой добавленной стоимостью, высокой производительностью труда и современные технологии.

            - А на чем основано второе направление?

            - Второе направление основано на концепции комплексного ускоренного развития этих территорий, включая освоение природных ресурсов, создание соответствующей социально-экономической инфраструктуры.

            Комплексность предусматривает более детальную проработку вопросов интенсификации региона в целом, включая вопросы развития территорий; вопросы экологического, этнологического сопровождения проектов; вопросы социальной инфраструктуры и т.д. Очевидно, что это - более капиталоемкий подход, ориентированный не только на скорые результаты, но и на длительную перспективу социально-экономического развития огромной территории РФ.

            Такой подход содержится в пакете законопроектов, который готовит рабочая группа Совета Федерации РФ по подготовке предложений по проекту федерального закона о развитии Дальнего Востока и Байкальского региона.

            - Что именно предлагает рабочая группа Совета Федерации?

            - Она предложила, по существу, систему законодательных, правовых механизмов, направленных на комплексное освоение территории, привлечения инвестиций и подъема экономики в целом макрорегиона.

            Проект базового закона имеет название "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского Региона". В пакете предлагается рассмотреть также проекты федеральных законов о внесении изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, в целый ряд законодательных актов страны. Отмечу, предполагаемые проектом изъятия из общих правил законодательного регулирования, действующих на территории Российской Федерации направлены, прежде всего, на создание на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе конкурентно способных со странами АТР условий ведения предпринимательской деятельности и инвестирования.

            При принятии предложений в России будет создана новая базовая модельная система правовых актов, наиболее ёмко регулирующих механизм комплексного освоения и развития отдельно взятого огромного макрорегиона на длительную перспективу.

            - Насколько оправдано внесение таких изменений в сложившуюся систему законодательства России? Не повлияет ли это на единое правовое пространство страны?

            - Подобные опасения беспочвенны, ибо проект закона об ускоренном развитии Дальнего Востока и Байкальского региона направлен не на обрушение, а на создание базовых по отношению к макрорегиону правовых механизмов его ускоренного развития, не вступая в противоречие, а конкретизируя и совершенствуя действующее законодательство применительно к имеющимся характеристикам макрорегиона.

            Согласитесь, чтобы развивать производство на столь отдаленном, обремененном природно-климатическими, инфраструктурными, демографическими и т.п. сложностями макрорегионе, нужно, прежде всего, создать необходимый инструмент реализации производственных задач, выстроить приемлемые для инвесторов правила, создать условия для социального развития, жизни людей.

            Все эти вопросы требуют комплексного законодательного регулирования с учетом местных особенностей и поставленных задач, конкретизации и детализации отдельных правовых механизмов.

            - Выходит, что при равных условиях для всех макрорегионов страны, Дальний Восток и Байкальский регион не смогут соперничать с ними?

            - В рамках общего законодательства при равных условиях развития производства, при равных индикаторах жизнедеятельности преодолеть оторванность, отсталость дальневосточных и северных территорий от метрополии мы не сможем. Проект закона об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона подготовлен именно для решения этих задач.

            Действующее законодательство РФ сегодня не позволяет осуществить заложенное в указанной государственной Программе масштабное комплексное развитие огромной территории Дальневосточного и Байкальского макрорегиона. Словом, без изменения законодательства РФ, мы не сможем преодолеть отсталость дальневосточных и северных территорий. При этом мы исходим из того, что эти изменения должны быть направлены, прежде всего, на решение главной задачи - комплексного подъема социально-экономических условий развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

            - А как быть с проектом территорий опережающего развития?

            - Проект закона о территориях опережающего развития в пределах рамочного элемента может быть включен в составную часть единого закона об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Создание ТОРов можно рассмотреть как одну из программных мер развития регионов.

            Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что сегодня Дальний Восток - и особенно север России - не могут предложить необходимый для его ускоренного развития объем производств, чтобы уже в ближайшее время ощутить тот мультипликативный эффект, на который опираются разработчики данной модели.

            Отмечу, что проект Федерального закона о территориях опережающего развития пока не вынесен на обсуждение. О концептуальных направлениях данного законопроекта приходится судить по отрывочным доступным источникам. На сегодня понятно одно - параллельное рассмотрение обоих проектов только усложнит законотворческую работу.

            При принятии за основу проекта закона о территориях опережающего развития, решение программной задачи комплексного развития Дальнего Востока и Байкальского региона будет значительно затруднено.

            - Как председатель Госсобрания Якутии, какое направление Вы считаете наиболее верным?

            - Парламент республики изначально работает с проектом федерального закона "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона". Мы выступаем за принятие этого закона, за включение четких, основанных на законе инструментов развития.

            При этом в разрабатываемый проект нами направлен ряд предложений как концептуального, так и содержательного порядка. Часть этих предложений, к примеру, в области учета интересов республики и регионов, повышения уровня и качества жизни населения, обязательств инвесторов и предприятий, экологии, привлечения местных трудовых ресурсов, пенсионного обеспечения и т.д., учтены рабочей группой Совета Федерации. Часть предложений находится на стадии рассмотрения.

            Известно, что в рабочую группу поступает большой объем предложений и от других субъектов. Часть из них приемлема для всех или большинства субъектов, часть предложений носит взаимоисключающий характер. Идет не сильно заметный, но достаточно напряженный законотворческий процесс.

            Отмечу, что в начале апреля на выездном заседании рабочей группы Совета Федерации под руководством Вячеслава Штырова с участием руководителей законодательных органов 13 субъектов Федерации состоится совместное обсуждение данных проектов федеральных законов.