Дальний Восток / Эксклюзив 23 октября 2018 г. 11:05

Председатель Магаданской областной думы С.Абрамов: "Необходимо принять специальный закон "О северном оленеводстве"

Председатель Магаданской областной думы С.Абрамов: "Необходимо принять специальный закон "О северном оленеводстве"

            18 октября во Владивостоке участники Общего собрания Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье " обсудили ряд вопросов, которые касаются, в том числе, проблем коренных малочисленных народов Севера (КМНС), проживающих в регионах ДФО. О том, что необходимо сделать и законодательно поменять в сфере традиционного природопользования КМНС, в интервью агентству   "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал председатель Магаданской областной думы Сергей Абрамов.

            - Сергей Васильевич, тема коренных малочисленных народов актуальна, пожалуй, для любого дальневосточного региона. В каждом из них есть территории, где компактно проживают представители малых народов. В связи с чем эти вопросы были вынесены на обсуждение парламентариев?  

            - Напомню, что еще в 2009 году, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, в числе приоритетных задач президент России назвал сохранение самобытности народов, населяющих нашу страну, поддержку их национальных традиций и культур. Эта задача продолжает оставаться актуальной на протяжении почти десяти лет.

            Однако даже сегодня положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока вызывает серьезную обеспокоенность: рост масштабов бедности, низкая продолжительность жизни, алкоголизм и безработица, уменьшение общей численности, утрата национальной идентичности. Это далеко не полный перечень проблем, касающихся физического выживания и дальнейшего существования многих коренных малочисленных народов России.

            Особую тревогу вызывают вопросы, связанные с традиционным природопользованием. Если оно будет утрачено, исчезнут и сами народы. В отношении КМНС принято немало законов, которые дают права и гарантии для представителей коренных малочисленных народов при осуществлении ими традиционной хозяйственной деятельности. Однако в отдельных случаях складывается ситуация, когда та или иная нормативно закрепленная в отношении представителей КМНС преференция из-за отсутствия механизма ее реализации фактически приобретает декларативный характер.

            - Какие предложения вы видите на этот счет?

            - Допустим, возьмем федеральный закон "О животном мире". Он предоставляет малым народностям и их объединениям право на приоритетное пользование животным миром на территориях их традиционного расселения, в том числе - право на первоочередной выбор промысловых угодий.

            При этом правила промысловой охоты, которая является одним из видов традиционной хозяйственной деятельности, предусматривают ее ведение на закрепленных охотничьих угодьях в рамках охотхозяйственного соглашения.

            В свою очередь, приобрести право на заключение охотхозяйственного соглашения и аренду охотничьих угодий в соответствии с федеральным законом "Об охоте..." возможно единственным способом - через аукцион, победителем которого признается участник, предложивший наиболее высокую цену.

            При этом каких-либо положений, направленных на реализацию представителями КМНС своего права на первоочередной, либо другой особый выбор промысловых угодий, ни указанный федеральный закон, ни иные акты федерального уровня не содержат. В результате это сводит вероятность выиграть такой аукцион объединением КМНС в условиях конкуренции с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями к критическому минимуму.

            Сложившаяся ситуация вынуждает региональные органы власти "изобретать" собственные дополнительные механизмы поддержки КМНС, оказывать им содействие в получении промысловых угодий и возмещении понесенных при этом материальных затрат.

            Но не у всех регионов есть такие возможности, а значит представители малых народов оказываются в неравном положении.

            На мой взгляд, необходимо предусмотреть в российском законодательстве, в частности, в федеральном законе "Об охоте..." возможность предоставления коренным малочисленным народам права на приоритетное пользование охотничьими угодьями без аукционов, а также разработать механизм реализации этого права.

            - Еще одним традиционным занятием коренных народов является рыбалка. Здесь тоже постоянно ведутся споры, представители КМНС заявляют об ущемлении их прав и так далее. Как в этой сфере сейчас обстоят дела и что необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию?

            - Начну с того, что федеральный закон "О рыболовстве" гарантирует КМНС доступ к водным биологическим ресурсам. Закон разрешает им вести промысел либо с предоставлением рыбопромыслового участка, либо без такового.

            Однако Минсельхозом России в своем письме-разъяснении от 18 декабря 2017 года, а также в Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование был сделан акцент на том, что объединения представителей КМНС являются юридическими лицами, а значит по закону "О рыболовстве" они должны ловить рыбу исключительно на рыбопромысловых участках.

            В связи с этим на практике стали возникать ситуации, когда родовые общины, за которыми не закреплены рыбопромысловые участки, не имеют возможности осуществлять лов анадромных видов рыб, что создает социальную напряженность в среде КМНС.

            Кроме того, мы считаем, что закрепление за родовыми общинами рыбопромысловых участков несет за собой и другие отрицательные последствия.

            К примеру, те акватории рыбопромысловых участков, которые по итогам конкурса будут закреплены за объединениями КМНС, подлежат изъятию из общего пользования, что неизбежно приведет к ограничению права на вылов других представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые исторически осуществляли традиционное рыболовство на данных территориях.

            Второе: количество рыбопромысловых участков ограничено промысловыми возможностями водоемов, в связи с чем их может не хватить на удовлетворение потребностей всех родовых общин. Поэтому вероятна ситуация, когда ни объединения КМНС, ни их представители не смогут осуществлять добычу анадромных видов рыб в своих традиционных местах лова.

            Для решения данной проблемы, по моему мнению, необходимо принять комплекс мер по совершенствованию нормативных правовых актов, которые регулируют рыболовство. Считаем, что нужно предоставлять объединениям КМНС, имеющим статус юридического лица, право на вылов анадромных видов рыб без предоставления рыбопромыслового участка в заявительном порядке.

            - В своем докладе вы выделили оленеводство в отдельный вопрос. Для многих северных народов это основной вид их хозяйственной деятельности. Какие предложения подготовили по этой отрасли?

            - Развитию оленеводства препятствует ряд ограничительных факторов. Это огромная удаленность территорий выпаса оленей от основных мест потребления и переработки продукции оленеводства, неразвитая дорожная сеть, отсутствие квалифицированных специалистов и пастухов, неустроенность быта оленеводов на маршрутах кочевий и другие.

            При таких обстоятельствах вызывает сожаление тот факт, что северное оленеводство как один из важнейших видов деятельности до сих пор не удостоилось специального регулирования отдельным законом на федеральном уровне.

            К числу причин, по которым северное оленеводство на сегодняшний день переживает не лучшие времена, следует отнести и уровень его финансирования, который, например, в Магаданской области за счет средств федерального бюджета ничтожно низок: в 2016 году он составлял 288 рублей, а в 2017 году - 103 рубля на одну голову оленя.

            Безусловно, региональные бюджеты в пределах своих возможностей поддерживают оленеводств. Например, из бюджета Магаданской области на одну голову оленя выделяется более 2 тыс. рублей, однако без участия федерального бюджета и единой государственной политики обеспечить необходимый уровень развития данной отрасли нереально.

            Решение проблем, связанных с нынешним состоянием оленеводства, возможно путем разработки и принятия специального федерального закона "О северном оленеводстве", а также путем увеличения объема софинансирования при предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку отрасли.

            Учитывая этносоциальную значимость вопросов, я предложил Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" и со своей стороны еще раз обратил внимание федерального центра на острую потребность в совершенствовании законодательства в целях разрешения проблем, возникающих у представителей коренных малочисленных народов при осуществлении ими традиционной хозяйственной деятельности.