Председатель Магаданской облдумы С. Абрамов: "Необходимы изменения в системе финансирования здравоохранения в северных регионах"

10-11 июня в Хабаровске проходило общее собрание парламентской ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", в ходе которого представители региональных заксобраний, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации обсудили ряд важных для регионов вопросов. Председатель Магаданской областной думы Сергей Абрамов предложил коллегам обратиться к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с инициативой по совершенствованию межбюджетного регулирования здравоохранения. Спикер колымского заксобрания ранее говорил о недополучении рядом регионов средств из федерального Фонда обязательного медицинского страхования из-за несовершенства методики расчета субвенций. Подробнее об этом С. Абрамов рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Дальний Восток" по итогам заседания ассоциации.

Председатель Магаданской облдумы С. Абрамов: "Необходимы изменения в системе финансирования здравоохранения в северных регионах"

- Сергей Васильевич, магаданские депутаты неоднократно поднимают вопрос о необходимости совершенствования механизма финансирования здравоохранения. В чем, по вашему мнению, проблема и каковы варианты ее решения?

- Одной из важнейших задач, на которую неоднократно обращал внимание президент РФ и на которой он вновь акцентировал свое внимание в ежегодном послании Федеральному собранию 1 марта, является доступность современной и квалифицированной медицинской помощи. Такая помощь должна оказываться нуждающимся в ней не только в городах и районных центрах, но и в самых отдаленных уголках нашей страны.

Мы, дальневосточники, не понаслышке знаем, как непросто организовать медобслуживание в труднодоступных населенных пунктах, куда добраться порой можно только с помощью авиации.

Учитывая суровый климат и нередко экстремальные для человека условия жизни, это становится поводом навсегда покинуть регион. Статистика говорит о стабильно отрицательном миграционном сальдо, которое в целом по Дальнему Востоку в 2017 году составило около 20 тыс. человек, в том числе по Магаданской области – порядка 1 тыс. 400 человек.

В тоже время, обеспечение возможности получения северянами качественной медицинской помощи, ее доступности на уровне "первичного звена", безусловно, должно повлиять на эту ситуацию.

Для нас важно не только внедрение новейших и высокотехнологических методов диагностики и лечения, но и привлечение в регион квалифицированных врачей различных специальностей и, что особенно актуально, закрепление их в регионах Дальнего Востока и Забайкалья, районах Крайнего Севера.

В любом случае, только комплексный подход к системе здравоохранения сможет привести к достойному итоговому результату, который напрямую зависит и от уровня финансирования.

Вместе с тем, сейчас реальные возможности региональных бюджетов и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования зачастую не позволяют покрыть расходы, которые необходимы для повседневных нужд отрасли, не говоря уже о тех средствах, которые требуются для ее развития.

Так, снижение смертности от онкологических заболеваний во многом зависит от раннего выявления, а также от применения высокоэффективных комбинированных методов лечения с использованием инновационных препаратов. Средняя стоимость одного курса точечной химиотерапии для больного в среднем составляет от 260 тыс. до 460 тыс. рублей. Суммарно таких курсов по медицинским показаниям может быть назначено от 6 до 14. Средняя годовая стоимость лекарственного обеспечения такого пациента составляет 1,5 млн рублей. С учетом эффективности проводимой терапии увеличивается продолжительность жизни онкобольных, поэтому и число лиц, состоящих на диспансерном учете и нуждающихся в продолжении лечения, стабильно увеличивается.

С 2013 года к расходным обязательствам регионов отнесено и бесплатное лекарственное обеспечение граждан, страдающих редкими, так называемыми "орфанными" заболеваниями. Выявление таких пациентов растет ежегодно: диагнозы устанавливаются в федеральных специализированных медицинских организациях.

Лечение редких заболеваний как в Магаданской области, так и в целом по России, является чрезвычайно дорогим. Большинство необходимых препаратов – импортные, не производятся на территории России и не имеют аналогов. Стоимость лечения одного пациента в год варьируется от 3 до 27 млн рублей.

При отсутствии федеральной государственной поддержки на приобретение лекарств для таких больных гарантировать их своевременное и регулярное обеспечение медикаментами, а также оперативно решать данные вопросы исключительно за счет региональных средств крайне сложно – это влечет тяжелые и зачастую необратимые последствия для больных и их семей.

- Ранее вы говорили и о другой проблеме системы здравоохранения – о нехватке средств, направляемых территориальным фондам обязательного медицинского страхования из федерального фонда

- Совершенно верно. Какова сегодня ситуация: в соответствии с федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" размер субвенций, предоставляемых из бюджета федерального ФОМС бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление полномочий в сфере обязательного медицинского страхования, определяется, исходя из численности застрахованных в регионе, норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и коэффициента дифференциации. Согласно методике распределения данных субвенций, коэффициент дифференциации рассчитывается индивидуально для каждого региона с применением индекса бюджетных расходов – ИБР.

В свою очередь ИБР представляет собой величину, которая учитывает климатические и географические особенности региона, плотность населения, транспортную доступность и количество населенных пунктов (в том числе сельских), удельный вес населения, проживающего в районах с ограниченным сроком завоза продукции, площадь территории, плотность транспортных путей постоянного действия и другое.

При этом действующей методикой установлено ограничение ИБР –

не ниже 1 и не выше 3, что само по себе делает объективно невозможным учет всех региональных социально-экономических факторов и условий.

По данным Министерства финансов РФ на 2018 год, только у 5 из 85 субъектов РФ индекс бюджетных расходов превышает показатель 3: это Республика Саха (Якутия) – 4,4, Камчатский край – 5,4, Магаданская область – 4,7, Ненецкий и Чукотский автономные округа – 4,5 и 13,4 соответственно.

Расчеты субвенций по утвержденной методике без учета ограничений ИБР свидетельствуют о финансовых потерях бюджетов этих регионов с учетом ограничения в 2018 году в размере более чем 13 млрд рублей, в том числе по Магаданской области – более 1 млрд рублей.

Таким образом, складывается ситуация, когда действующее ограничение ИБР при расчете коэффициента дифференциации и необходимость выполнения указа президента РФ "О мерах по реализации государственной социальной политики" о повышении зарплаты медработникам привели к тому, что потребность в финансировании расходов по фонду оплаты труда на сегодняшний день составляет от 62,2 % в Ненецком АО до 93,1 % в Магаданской области от всех средств, предусмотренных на финансирование территориальных программ госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи.

Оставшийся минимальный объем средств не обеспечивает возможность приобретения необходимых медикаментов, расходных материалов, продуктов питания, оплаты услуг по содержанию имущества, услуг связи, транспортных услуг и многого другого, что крайне негативно отражается на качестве и доступности предоставления медицинской помощи в северных регионах.

- На заседании парламентской ассоциации Вы озвучили конкретные предложения?

– Да. Учитывая социальную значимость проблем, я предложил обратиться к председателю правительства России. В обращении сформулированы предложения по софинансированию из федерального бюджета полномочий регионов по лекарственному обеспечению страдающих онкологическими и редкими заболеваниями. Положительное решение данного вопроса является жизненно важным для таких пациентов, позволит сделать их лечение эффективнее.

В обращении также содержится предложение о внесении изменений в ныне действующую методику распределения субвенций в части снятия ограничений значения индекса бюджетных расходов. В ходе голосования по обоим вопросам оба предложения были поддержаны коллегами по ассоциации.

Хочу отметить, что Магаданская областная Дума уже направляла обращения по данным вопросам в Госдуму, правительство РФ, и сегодня мы заручились поддержкой нашей парламентской ассоциации, чтобы еще раз обратить внимание наших коллег из федерального центра на сложившиеся в региональных системах здравоохранения проблемы и совместными усилиями решить их.