Дальний Восток / Эксклюзив 19 октября 2016 г. 07:26

Руководитель отдела криминалистики Дальневосточного СУ на транспорте СК РФ А.Пьянков: "Специалисты, разбирающиеся в особенностях транспортных происшествий, у нас на вес золота"

Руководитель отдела криминалистики Дальневосточного СУ на транспорте СК РФ А.Пьянков: "Специалисты, разбирающиеся в особенностях транспортных происшествий, у нас на вес золота"

Исполняется 62 года службе криминалистики в системе Следственного комитета РФ. Днем ее образования считается 19 октября 1954 года. Именно тогда, в соответствии с Приказом Генпрокурора СССР в штат органов прокуратуры введены должности прокуроров-криминалистов. При создании СК РФ как самостоятельного ведомства, служба криминалистики полностью перешла во вновь образовавшуюся структуру, поскольку ее сотрудники неразрывно связаны со следственной работой. О секретах работы следователей-криминалистов агентству "Интерфакс – Дальний Восток" рассказал Андрей Пьянков - руководитель отдела криминалистики Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ.

- Андрей Владимирович, кто такой следователь-криминалист?

- Если кратко, могу сказать так – это сотрудник, от действий которого зависит многое. А вообще, хотелось бы обратить внимание, что работников криминалистических подразделений СК РФ часто путают с экспертами-криминалистами. Следователи–криминалисты это люди, которые не только участвуют в осмотре места происшествия, но и оказывают помощь следователям в раскрытии преступлений, организации расследования, назначении и проведении судебных экспертиз, налаживании взаимодействия между различными оперативными службами. Другими словами, на месте происшествия следователь-криминалист должен грамотно организовать первоначальные следственные действия, не упустить ничего важного, а дальше сопровождать уголовное дело до тех пор, пока в нем не будет поставлена окончательная точка.

- В чем специфика работы следователей – криминалистов Дальневосточного СУ на транспорте?

- Специфика только в категории происшествий, с которыми приходится сталкиваться. Это авиационные катастрофы, крушения морских и речных судов, железнодорожные сходы, травмирование граждан подвижным составом. Все они отличаются своей масштабностью, общественным резонансом и, к сожалению, связаны с гибелью большого количества людей.

На сегодняшний день в составе отдела криминалистики Дальневосточного СУТ СК РФ трудятся четыре следователя-криминалиста. Мы обслуживаем территорию всего Дальнего Востока. Когда случается происшествие, выезжаем в другие регионы: Камчатский и Приморский края, Сахалинскую и Магаданскую область и другие. Поэтому, можно сказать, что специалисты, разбирающиеся в особенностях транспортных происшествий, у нас "на вес золота".

- Есть дела, которые невозможно забыть?

- Происшествий, оставивших неизгладимый след в душе, не мало. За годы службы на нашем счету выезды на такие резонансные происшествия, как гибель теплохода "Амурская" в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края, крушение БАТМ "Дальний Восток" в Охотском море, в результате которого погибло 69 человек, катастрофа самолета АН–12 в Магаданской области, повлекшая гибель 11 человек, падение самолета Ан-28 в Камчатском крае и многие другие.

- Вы помните свой первый выезд на место происшествия? Каким он был?

- Именно первый свой выезд я не помню, а вот один из последних запомнил очень хорошо. 15 августа 2015 года в районе бухты Онгачан Охотского моря в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края потерпел крушение вертолет Ми-8Т. Погибло пять пассажиров.

От оперативного дежурного Центра управления кризисных ситуаций ДВРЦ МЧС России мне поступило сообщение о падении вертолета в воду.

Расследование авиационных происшествий с приземлением на водную поверхность имеет очень сложный процесс организации работы: по доставке следственной группы к месту, привлечению экспертов разных специальностей для работ на воде и под водой, процессу извлечения тел погибших, документации, средств объективного контроля, багажа погибших и груза, самого транспортного средства и его фрагментов.

Совместно со спасателями, водолазами МЧС России, специалистами Росавиации и судебной медицины мы в срочном порядке вылетели к месту крушения. По причине плохих метеорологических условий посадку смогли произвести в 30 км от места катастрофы на берег Охотского моря. Местом для базирования и ночлега спасателей и следователей являлся палаточный лагерь, расположенный на полуострове Тугурский, где находились выжившие члены экипажа. Мы сразу же приступили к их допросам. Удалось установить, что вертолет столкнулся с водной поверхностью на удалении 100 м от береговой черты. После столкновения произошло соударение лопастей несущего винта с хвостовой балкой, что привело к ее отделению. После вертолет затонул на глубине около 10 м. Другие сведения отсутствовали. В тот момент моя задача как следователя-криминалиста состояла в том, чтобы увидеть те самые, как говорил Шерлок Холмс, "незначительные детали, которые обычно важнее всего".

От места нахождения палаточного лагеря до места крушения вертолета мы проследовали на катерах. Сквозь толщу воды просматривались очертания фюзеляжа. Водолазы погрузились в воду, обследовали вертолет и подняли на поверхность поочередно пять тел погибших.

Был найден GPS-навигатор командира воздушного судна и другие приборы, однако достать их было не просто. Особенностью Охотского моря является то, что там сильное подводное течение. При приливах и отливах перепад уровня воды составляет около пяти метров и температура воды в летний период не превышает восьми градусов. Нам пришлось приложить максимум усилий, чтобы поднять со дна моря по возможности все предметы, имеющие значение для установления причин авиакатастрофы. Благодаря слаженной работе всех ведомств была проведена уникальная операция по подъему с глубин моря останков вертолета.

Затем следователь и следователь-криминалист подробно осмотрели салона вертолета, кабину пилотов, органы управления, шасси, силовую установку, лопасти, топливно-масло-гидравлическую систему. Применялось большое количество криминалистической техники. Это и видео и фото аппаратура, цифровые диктофоны, лазерные дальномеры, GPS-навигаторы, газовые анализаторы, металлоискатели, комплекты радиостанций, спутниковые телефоны, комплекты фонарей, световая башня, а также дополнительные элементы питания, подзарядные устройства.

В настоящее время расследование данного крушения продолжается, но неоспорим тот факт, что виновные лица будут установлены и наказаны.

Не могу не рассказать о работе следователей-криминалистов по факту еще одной авиакатастрофы, доследственная проверка по которой нами была названа уникальной.

Более 80 лет назад в Николаевском районе Хабаровского края потерпел крушение пассажирский самолет "Савойя Маркетти С.55", выполнявший рейс под управлением летчика Светогорова А.П. В результате авиакатастрофы погибли три члена экипажа и девять пассажиров, в числе которых ребенок. В начале сентября 2015 года к нам в следственное управление обратился председатель Общественного совета по изучению исторического наследия Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры с просьбой оказать помощь в идентификации личности погибших.

Для нас оказание содействия в сохранении исторического наследия Дальнего Востока было делом чести. Незамедлительно на место катастрофы выехали следователи-криминалисты, которые изъяли биологические останки погибших, провели множество следственных и иных процессуальных действий, назначили ряд уникальных судебных экспертиз в целях идентификации погибших членов экипажа и пассажиров самолета. В результате совместной деятельности 25 июня 2016 года в канун 81-летия со дня крушения самолета, на Аллее памяти Матвеевского кладбища в городе Хабаровске останки погибших с почестями преданы земле.

- Вам каждый день приходится сталкиваться с негативом, насколько психологически сложно работать?

– Конечно, не обходится без тяжелых моментов. Когда выезжаешь на место преступления, видишь чье-то горе, невозможно от этого эмоционально отгородиться. Особенно когда случившееся связано с детьми. В то же время понимаешь, что необходимо как можно быстрее установить виновных. И дальше работа бурлит, как в котле. День так насыщен делами и событиями, порой кажется, что в сутках не хватает часов. А вообще, главное любить свою работу. Я с гордостью ношу погоны и понимаю ту ответственность, которая лежит на мне.