Зампред правительства Камчатского края С.Пахомов: "Перевод автомобилей на Камчатке на газ будет способствовать энергетической и транспортной безопасности региона"

Зампред правительства Камчатского края С.Пахомов: "Перевод автомобилей на Камчатке на газ будет способствовать энергетической и транспортной безопасности региона"

Автомобильный транспорт, в том числе и пассажирские автобусы, на Камчатке переведут на газ. 25 ноября 2013 года между правительством Камчатского края и ООО "Газпром газомоторное топливо" подписано соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива на территории полуострова. Для экономики Камчатки, где литр дизельного топлива стоит 42 рубля, а наиболее "ходового" бензина марки Аи-92 - 38 рублей 80 копеек, это событие может стать поворотным. О перспективах перехода автомобилей на газ на Камчатке агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал заместитель председателя правительства Камчатского края Сергей Пахомов.

- Сергей Александрович, что для Камчатки означает перевод автомобилей на газомоторное топливо?

- Перевод автотранспорта в России в целом, и, что крайне важно, на российском Дальнем Востоке на газомоторное топливо - это поручение, которое ОАО "Газпром" дало ООО "Газпром газомоторное топливо". Уже утверждены соответствующие совместные программы "Газпрома" и органов исполнительной власти в нескольких регионах. Дошла очередь и до Камчатки.

Перевод автомобилей на газ, безусловно, будет способствовать улучшению экологии на территории субъекта. Это минимизирует стоимость ресурса, сделает его доступным для жителей Петропавловск-Камчатского городского округа, Елизовского муниципального района и Вилючинского городского округа. Вот вы пойдете заправляться за 42 рубля дизтопливом или за 17 рублей газом? Учитывая, что проедете одинаковое количество километров? Я бы заправил машину за 17 рублей… А переоборудовать автомобиль для работы на газе, как утверждают специалисты, стоит от 15 до 25 тысяч рублей в зависимости от объема двигателя и марки оборудования, которое необходимо поставить.

Но что особо актуально для Камчатки - газ есть на территории нашего региона, есть возможность работать на этом ресурсе, добывать его, тут же перерабатывать и здесь же на нем ездить. То есть, не надо зависеть от привозного топлива, от движения судов и других факторов. Это - энергетическая и транспортная безопасность Камчатки.

- Какой вид газомоторного топлива будут использовать на Камчатке?

- Однозначно - сжатый газ. Компримированный природный газ, который сейчас идет по трубе газопровода Соболево - Петропавловск-Камчатский.

- Какой срок отмерен, чтобы перевести камчатские автомобили на газ?

- Программа рассчитана с 2014 по 2020 год. Но сейчас она только планируется к принятию, находится в стадии проработки. Ее смотрят специалисты со всех сторон. Ведь в ней учитываются интересы жителей Камчатки, государства - в лице субъекта и инвесторов - в лице "Газпрома".

В 2014 году на Камчатке "Газпром" планирует построить только одну автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС). Это будет АГНКС-300 - то есть, станция, рассчитанная на 300 заправок в сутки. Эта заправка будет находиться в районе улицы Вулканная в Петропавловске-Камчатском. Основные ее задачи - заправка техники "Газпром трансгаз Томска" и других структурных подразделений "Газпрома", но попутно она может производить заправку и других транспортных средств, также работающих на газе. Это будет первая АГНКС в регионе. Она обойдется "Газпрому" в лице ООО "Газпром газомоторное топливо" примерно в 70 млн рублей.

Вторая появится в ЗАТО Вилючинск где-то в 2016 году, это будет передвижная заправочная станция. И третью АГНКС-150 (то есть, на 150 заправок в сутки) построят в 2017-2018 годы в Елизово - втором по величине городе Камчатки. Ее стоимость по инвестиционной программе "Газпрома" составит порядка 50 млн рублей. Плюс к этому - содержание персонала, и структуры, которая будет работать. У "Газпрома" есть подведомственная организация, занимающаяся этим бизнесом, есть аффилированные структуры, которые работают в части перевода техники на газ.

Мы-то заинтересованы не в том, чтобы сюда пришли все "дочки" и "внучки" "Газпрома", а в том, чтобы здесь оставался налог на добавочную стоимость. То есть, очень важно, чтобы организации, которые будут переводить машины на газ и обслуживать их, были зарегистрированы на территории Камчатского края. Чтобы здесь оставались все налоги, все деньги. Чтобы доходы не уходили, например, в Казань, Пермский край, Челябинскую, Московскую области, где может произойти регистрация этих фирм.

Второе - мы заинтересованы в мультипликативном эффекте. Ведь если есть какое-то оборудование, его надо обслуживать, это значит, мы будем готовить специалистов, появится новое направление, в котором молодежь может использовать свои силы. Мы будем направлять людей на обучение, которые впоследствии будут готовить специалистов в этой отрасли.

- А что насчет капиталовложений региональных властей?

- Зона ответственности субъекта РФ, то есть, правительства Камчатского края - этот покупка транспортных средств, которые работают на газе, либо переоборудование уже имеющейся техники. Мы можем предоставить в рамках реализации одной из программ, которая действует на территории региона, финансовые средства муниципалитету на соответствующие мероприятия. О сумме говорить пока не берусь. В 2010 году существовала программа субсидирования из федерального бюджета приобретения транспортных средств, работающих на газе. Сейчас мы пытаемся проработать возможность вхождения Камчатки в эту программу.

Если мне не изменяет память, по программе РФ давала порядка 30% федеральных средств, а 70% - это деньги субъекта. Если, допустим, автобус стоит 5 млн рублей, то 1,5 млн на его приобретение дает федеральный бюджет. Причем, речь идет о приобретении транспортных средств отечественных производителей, что способствовало бы поднятию экономики России. Да, есть вопросы по качеству оборудования, но это уже следующий этап. Будем смотреть...

Если эта программа, работающая на территории РФ, нас устроит полностью, мы будет добиваться софинансирования из федерального бюджета. В случае, если какие-то нюансы не позволят нам войти в эту программу, - будем разбивать свои финансовые средства, которые возможно будет направить на выполнение этого мероприятия. Допустим, не на 7, а на 15 лет - маленькими порциями, но будем заниматься решением этого вопроса. И еще порадовало… Один из бизнесменов, участвовавший в совещании, где приняли участие все заинтересованные стороны, задал вопрос представителям "Газпрома": "А как с вами связаться? Я хочу поучаствовать в процедуре создания инфраструктуры по обслуживанию оборудования транспортных средств, которые будут работать на газе". То есть, человек уже просчитал, он для себя определил, что будет выгодно вложить деньги в этот бизнес. А это действительно будет выгодно.

- Но на Камчатке муниципальное автобусное предприятие только одно - МУП "Автохозяйство" в городе Елизово. А что с остальными перевозчиками?

- В том-то и дело: если бы это были государственные полномочия, мы бы могли разработать для себя программу и потом спокойно ее реализовать. А так получается, что мы вроде бы - за минимизацию затрат даже того же самого частника, а вложить деньги в частное предприятие не можем - нет правовых оснований вкладывать деньги налогоплательщиков в частное предприятие.

Есть определенные программы, находящиеся в ведении регионального министерства экономического развития. Это - поддержка малого бизнеса. Если там будет допустимо использовать средства государства на предоставление займов, может быть, начальных капиталов - мы это сделаем.

- Как частные перевозчики относятся к идее перевода автобусов на газ?

- Четкую позицию перевозчиков мы пока не услышали. Все относятся к нововведению настороженно, оно и понятно. Было бы нелепо, если бы все они закричали: "Мы - "за", мы - хотим!". Всех интересует цена вопроса по переводу автомобилей на газ, стоимость ресурса, наличие квалифицированного персонала, возможность обслуживания оборудования, которое будет установлено на этих машинах.

Впрочем, до конца этого года пройдет конкурс на автобусные перевозки в Петропавловске-Камчатском. Тогда определится - сколько на маршрутах в краевом центре будет работать и микроавтобусов, и больших автобусов, станет понятно количество игроков на рынке в ближайшие три года, количество транспортных средств на дорогах. Вот тогда и будет смысл садиться лицом к лицу с частными перевозчиками, выигравшими конкурс, говорить с ними о переводе техники на газ. И предприниматели будут готовы обсуждать эту тему, ведь им выгодно минимизировать свои затраты, хотя бы даже на топливе. Наемный водитель газ, в отличие от бензина, из бака не сольет, да и стоит "голубое топливо", практически, в два раза меньше. Это - снижение затрат, снижение стоимости проезда с 18 рублей, как сейчас, рублей до 12-ти. Когда все это вместе просчитаем, можно достигнуть хороших эффектов для жителей и для экономики Камчатки в целом.