Мост Нижнеленинское-Тунцзян готов, но примостовая инфраструктура недостаточна

Биробиджан. 19 октября. ИНТЕРФАКС - Построенный на границе РФ и КНР мост Нижнеленинское-Тунцзян технически готов, однако существующие пункты пропуска на российской стороне пока обеспечивают потенциальную возможность только экспорта грузов из России, импорт по-прежнему невозможен. Об этом, а также о других проблемах, мешающих работе нового транспортного маршрута, говорилось во вторник в ходе совещания о ходе реализации проекта по созданию в Еврейской автономной области (ЕАО) индустриальных парков.

Мост Нижнеленинское-Тунцзян готов, но примостовая инфраструктура недостаточна
Фото "Интерфакса"

ПРИВЕЗТИ ПОКА НЕ ПОЛУЧИТСЯ

"До настоящего времени на железнодорожной станции Ленинск-2 в пункте пропуска Нижнеленинское отсутствует инфраструктура для приемки и оформления широкой номенклатуры экспортных и импортных грузов. Инфраструктура, которая здесь сегодня существует, позволяет досматривать только насыпные грузы на экспорт. Прием импортных грузов в настоящее время невозможен. Необходимо принять исчерпывающие меры для создания транспортной инфраструктуры для досмотра и обработки широкой номенклатуры грузов", - сказал на совещании губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн.

Совещание прошло под председательством вице-премьера - полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева.

Гольдштейн напомнил, что с 2016 году полпред президента дал Минтрансу РФ шесть поручений по решению этой проблемы, но ни одно из них не было выполнено. В 2021 году Трутнев предлагал забрать право строительства соответствующего транспортно-логистического центра (ТЛЦ) у подрядчика - ООО "Гарант", но и это сделано не было.

Движение по мосту пока не запущено, хотя он уже введен в эксплуатацию. Стройка шла с 2008 года с двух сторон. В марте 2019 года было завершено соединение пролетов. Строительство было завершено в апреле 2022 года. Стоимость проекта превышает 9 млрд рублей. Через мост планируется экспортировать в КНР железную руду, уголь, минеральные удобрения, продукцию лесопереработки. Грузооборот после ввода всех объектов составит до 20-24 млн тонн в год в обе стороны. Замминистра транспорта РФ Валентин Иванов 7 октября в ходе форума в Кемерово говорил, что запустить движение предполагается в октябре.

НОВЫЙ СОБСТВЕННИК, НОВАЯ НАДЕЖДА

Недавно в ООО "Гарант" сменился собственник - теперь оно принадлежит ООО "Запсибспецсервис". По данным ЕГРЮЛ, владелец "Запсибспецсервиса" - "Запсибгазпром" (MOEX: ZSGP); согласно списку аффилированных лиц уже этой компании на 30 июня 2022 года, ее основной владелец (77,866% УК) - ИФК "Метрополь", принадлежащая, по данным ЕГРЮЛ, Михаилу Слипенчуку.

О смене собственника в ходе совещания сообщил советник председателя "Запсибспецсервиса" по стратегическому развитию Рустем Шиянов.

"Мы стали собственниками ООО "Гарант" совсем недавно, это произошло буквально на прошлой неделе. Мы заключили непосредственно все договоры, подписали все документы. Отсыпано порядка 25% на объекте, мы, зная и понимая это, заключили договоры с крупным подрядчиком - "Запсибгазпром", и мы в ближайшее время, буквально в течение месяца, будем готовы выходить на отсыпку", - заверил Шиянов.

По его словам, целевые показатели строительства логоцентра остаются прежними (мощность 5,6 млн тонн в год - ИФ), однако меняются приоритеты: первой будет запущена перевалка контейнеров. "Развивать будем в три этапа. Первый предусматривает перевалку 1,2 млн тонн грузов. Если раньше были контейнеры, крупный негабаритный груз и металлопрокат, то сегодня мы говорим только о контейнерах. Потому что мы это можем запустить быстро. Если говорить о сроках, то через год с момента начала отсыпки мы уже заработаем по перевалке контейнеров", - сказал Шиянов, добавив, что уже подписан договор с FESCO о перевалке 150 тыс. TEU в год через логистический центр.

При этом он попросил Трутнева содействовать в работе с "Российскими железными дорогами" по продлению технических условий, которые просрочены на год. Без продления этого документа перевалка невозможна.

ТРАДИЦИОННАЯ ВТОРАЯ РОССИЙСКАЯ ПРОБЛЕМА

В числе проблем с инфраструктурой губернатор Гольдштейн также назвал то, что пропускная способность существующей ж/д ветки Биробиджан - Нижнеленинское-1 ограничена 9 млн тонн.

"До 2030 года (запланировано увеличение грузооборота на мосту - ИФ) до более 20 млн тонн, и необходимо, на мой взгляд, уже сейчас принимать меры по скорейшему выведению на полную мощность (. . .) Если посмотреть только наш Кимкано-Сунтарский ГОК, это сразу от объема 6 млн тонн. И те запросы, которые сегодня делают по перевозке контейнеров, они достаточно огромны. FESCO запрашивает 140 тыс. контейнеров, "Трансконтейнер" (MOEX: TRCN) - 320 тыс.", - сказал Гольдштейн.

По его словам, при дефиците пропускной способности железнодорожной ветки везти грузы придется по региональной автомобильной дороге Биробиджан-Унгун-Ленинское. Ранее Трутнев давал поручения Минтрансу о принятии этой автотрассы в федеральную собственность или выделении средств на ее восстановление, однако пока решения не было.

Присутствовавший на совещании замминистра транспорта Иванов напомнил, что начальная заявка на пропускную способность линии Биробиджан - Нижнеленинское-1 составляла 10,6 млн тонн. Если необходимо ее увеличение, то следует подать соответствующую новую заявку.

"Если мы видим, что в перспективе этот грузооборот будет больше, то соответствующим образом также заявку нужно получить, вместе с РЖД отработаем, посмотрим, какие мероприятия нужно будет делать. Для этого, прежде всего, надо определить, какая номенклатура грузов будет ехать. Исходя из этого, посмотрим, нужны ли будут какие-то мероприятия на этой железнодорожной нитке", - сказал замминистра.

Трутнев со своей стороны напомнил об общей загруженности Восточного полигона, сказав, что "надо найти правильные решения, всё непросто".

БЛИЗИТСЯ ПРОКУРАТУРА

Полпред в ходе совещания отметил также, что разбирать сложившуюся ситуацию в текущем формате "не очень продуктивно", поэтому для решения проблем будет создана рабочая группа, в которой помимо других сторон примет участие Генпрокуратура РФ.

"Мы создадим рабочую группу из представителей Минвостокразвития, региона, вас туда включим (Минтранс РФ - ИФ), и попросим поучаствовать в этой работе Генпрокуратуру РФ. Потому что я начал (совещание - ИФ) с того, что страна находится в достаточно сложном положении, спрос должен быть другим. И он будет другой. Поэтому если сегодня бездействие чиновника наносит ущерб государству, если мост построен, а железнодорожный пункт пропуска не пропускает необходимую номенклатуру грузов, то наносится ущерб государству. И если это есть, то будете отвечать перед правоохранительными органами", - резюмировал полпред президента.