Южно-Сахалинск. 11 октября. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Китай заинтересован в создании трансконтинентального транспортного "коридора" Юго-Восточная Азия- Европа через Россию, считает директор Института Дальнего Востока РАН, председатель Общества российско-китайской дружбы, профессор и академик РАН Михаил Титаренко.
Как сообщил М.Титаренко агентству "Интерфакс - Дальний Восток", этот вопрос обсуждался на двухдневной международной конференции "Российско-китайское сотрудничество в Северо-Восточной Азии: к устойчивому развитию и взаимному процветанию", которая во вторник завершила свою работу в Южно-Сахалинске.
"Китай признает этот "коридор" через Россию и даже прилагает определенные усилия в развитии этого проекта. Но для того, чтобы этот "коридор" заработал, необходимо обеспечить быструю проводку контейнеров через Транссиб, к чему пока Транссиб не готов, его необходимо модернизировать", - сказал ученый.
По его словам, чтобы проект заработал, нужно создать ряд важных условий, в частности, систему охраны грузов. "Надо создать систему охраны грузов, чтобы они шли не 15 суток, тогда быстрее морем доставить, а 7 суток. ОАО "РЖД" говорит, что такая возможность есть, но пока практически это никак не обеспечено. Речь идет о реконструкции пограничных переходов из Китая в Россию, где сейчас на границе - минимум сотни вагонов стоят длительное время в ожидании, пока поменяют тележки. Надо искать какие-то более быстрые способы перехода с китайской более узкой железнодорожной колеи на более широкую - российскую", - пояснил М.Титаренко.
В ходе дискуссии на форуме, отметил директор института, были определены основные направления экономического сотрудничества Северо-Востока КНР и Дальневосточного региона РФ - в области энергетики, создания приграничных зон, зон свободной торговли, развития транспортной инфраструктуры (помимо создания трансконтинентального железнодорожного "коридора", модернизация аэропортов, морских портов, автомобильных дорог).
Сдерживают российско-китайское экономическое сотрудничество, по его мнению, непонимание обеими сторонами "особенностей, важности, выгодности такого сотрудничества и его потенциала".
"Как заявляют китайские участники форума, серьезные проблемы создают неясности и неопределенность российского инвестклимата, несогласованность отдельных законов, несогласованность действий государственных структур (ФПС, ФТС, налоговой службы). Отсутствует четко разработанная система преференций для инвесторов, система гарантий безопасности инвестиционных вкладов. Китайский бизнес боится, что их инвестиции будут разворованы, они останутся ни с чем, к сожалению, такие примеры есть", - посетовал академик.
Поэтому, по его словам, китайские инвестиции в Россию - не большие, в основном, в краткосрочные проекты. "По крупным проектам китайский бизнес делает кредиты. Например, вложение $25 млрд в строительство нефтепровода Сковородино - Дацин, за который Россия будет рассчитываться более 20 лет нефтью - 15 млн тонн ежегодно", - напомнил он.
По словам ученого, участники форума отметили, что инвестпрограммы, которые были одобрены на высшем уровне обеих стран, не достаточно практически проработаны, некоторые проекты носят чисто декларативный характер. "Необходимо еще раз посмотреть эти программы, насколько они отвечают развитию Дальнего Востока России и Сибири, созданию благоприятных условий проживания в этих регионах наших граждан, созданию системы занятости, выработке системы привлечения иностранной рабочей силы, если не хватает своей", - добавил М.Титаренко.
Главным итогом работы конференции он назвал создание новой формы изучения проблем развития российско-китайских отношений в виде форума Северо-Восточного Китая и Дальневосточного региона РФ. По итогам конференции был подписан меморандум о таком международном форуме. В рамках этого документа предполагается ежегодное проведение научных конференций в КНР и РФ, а также взаимные консультации, поездки и встречи ученых для изучения проблем на месте и обмен мнениями.
Основными темами для обсуждения станут: укрепление многостороннего сотрудничества между Россией и Китаем, проблемы социально-экономического развития Дальнего Востока России и интеграции РФ в АТР, устойчивое соразвитие дальневосточных и сибирских регионов России и Северо-Восточного Китая, сохранение многополярности в мировом пространстве.