Дальний Восток / Новости 28 октября 2013 г. 06:02

ОБЗОР: Минвостокразвития предложил создать сеть ОЭЗ нового типа: МЭР "против", правительство "за"

Хабаровск. 28 октября. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Министерства пока не пришли к единому мнению относительно идеи Минвостокразвития о создании на Дальнем Востоке сети экспортно-ориентированных особых экономических зон (ОЭЗ), однако поручение перераспределить ряд полномочий в части ОЭЗ глава правительства Дмитрий Медведев все же дал.

"ЭКСПОРТ В РОССИЮ" НЕРАЦИОНАЛЕН

Как уже сообщалось, в ходе заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока на прошлой неделе премьер-министр заявил, что считает развитие экспортного потенциала Дальнего Востока одним из приоритетов стратегической модели развития региона.

"Развитие экспортного потенциала, экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создание новых производств, ориентированных на этот рынок - это один из вариантов развития региона", - отметил Д.Медведев.

По мнению главы Минвостокразвития Александра Галушки, изложенном в материалах заседания, экспортная направленность экономики Дальнего Востока является единственно верной моделью экономического развития этого региона, поскольку его внутренний рынок чрезвычайно мал, а ориентироваться на европейскую часть России нерационально в силу большой удаленности и высоких издержек.

НОВЫЙ ТЕРМИН - ЭТОР

Исходя из возможностей рынка стран АТР, конкурентных преимуществ и недостатков российского Дальнего Востока, министерство А.Галушки предложило развивать сеть "экспортных территорий опережающего развития" (ЭТОР). Это могут быть особые экономические зоны, индустриальные, технологические, агропромышленные парки с конкурентными условиями на фоне соседних стран.

Минвостокразвития уже проработало "модельную ЭТОР" - набор условий, при которых инвесторы могли бы заинтересоваться такой зоной. В частности, в ней НДФЛ должен быть на уровне 10%, налоги на заработную плату - 7,65%, налог на прибыль организаций - 10,3%, нулевые пошлины, налоги на имущество и НДС.

Кроме того, стоимость трудовых ресурсов в "модельной ЭТОР" должна быть как в Китае ($16,3 тыс. в год на человека), стоимость электроэнергии - как в Корее ($0,054 за 1 кВт.ч), а затраты на транспортировку - как в Сингапуре (в среднем $439 на 1 экспортируемый контейнер).

"ЭТОР на Дальнем Востоке должны обеспечивать наилучший набор условий для реализации инвестиционных проектов, что потребует особого регулирования в пределах ЭТОР, вплоть до введения еще одного вида особых экономических зон экспортного типа", - говорится в материалах Минвостокразвития, подготовленных к заседанию правительства.

При этом отмечается, что действующие российские ОЭЗ неконкурентоспособны в АТР, в первую очередь из-за высоких затрат на транспортировку ($1800), высокого налога на прибыль (13,5%), а также высоких административных издержек, слабых мер поддержки экспорта.

ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Для успешного функционирования ЭТОР и борьбы с недостатками традиционных ОЭЗ А.Галушка предложил создать четыре института развития, курируемых Минвостоком.

"Корпорация развития Востока России" должна обеспечить качественный девелопмент ЭТОР, заниматься привлечением и размещением в них инвесторов.

Параллельно с ней должно работать "Дальневосточное агентство по привлечению инвестиций". Предполагается, что оно будет осуществлять "наступательную политику в привлечении иностранных инвестиций", а именно - формировать благоприятный и узнаваемый образ российского Дальнего Востока среди инвесторов, создавать комфортную информационную среду при реализации конкретных проектов, стимулировать продвижение экспорта.

Существующий "Фонд развития Дальнего Востока" (входит в ВЭБ) предлагается использовать как источник негосударственного международного финансирования. Фонд также должен взять на себя часть взаимных рисков реализации инфраструктурных проектов с участием иностранных инвесторов.

Наконец, четвертым институтом развития должно стать "Агентство по развитию человеческого капитала". Ключевой задачей агентства Минвостокразвития видит борьбу с дефицитом населения и кадров, причем привлекать трудовые ресурсы планируется из других российских регионов, а также с Украины.

НЕОПРАВДАННОЕ УСЛОЖНЕНИЕ

Амбиции нового главы сравнительно нового министерства подрезали коллеги из "традиционных" министерств - Минфина, Минприроды и Минэкономразвития.

Замминистра финансов Леонид Горнин (копия его письма в правительство имеется в распоряжении "Интерфакса"), в частности, заявил, что предложения о создании новых институтов развития Дальнего Востока "требуют финансово-экономического обоснования".

"Создание новых институтов развития в дополнение к уже существующим без проведения указанного анализа может привести к неоправданному усложнению системы государственного управления и неэффективным бюджетным расходам", - отметил Л.Горнин.

По его словам, создание единой структуры позволило бы избежать "размывания" ответственности, обеспечило бы маневренность в управлении финансовыми ресурсами. Часть задач, отметил он, могло бы выполнять само Минвостокразвития, а часть - входит в полномочия Роструда и региональных властей.

В то же время замглавы Минприроды Денис Храмов в принципе поставил под сомнение идею ориентирования российского Дальнего Востока на страны АТР.

"Экспортная стратегия в отношении воспроизводства минерально-сырьевой базы (…) не является оптимальной: заявленный уровень добычи полезных ископаемых не сможет быть обеспечен имеющейся и планируемой к строительству инфраструктурой", - написал Д.Храмов в отзыве на предложения А.Галушки.

Кроме того, подчеркнул он, "добыча минерального сырья должна обеспечивать, прежде всего, собственные промышленные, продовольственные и другие потребности".

Еще более жестко высказалось министерство экономического развития.

"Представленные Минвостокразвития предложения нарушают единство подходов применения и организации деятельности механизма функционирования ОЭЗ и зон территориального развития", - заявил в своем письме (копия есть у "Интерфакса") замминистра экономического развития Олег Савельев.

Он пояснил, что полномочия МЭР по регулированию ОЭЗ определены соответствующим законом, а потому Минвостокразвития не может быть ими наделено.

Однако жесткая позиция Минэкономразвития по ОЭЗ в письме О.Савельева компенсирована более "мягким" предложением создать совместную рабочую группу по вопросу формирования институтов развития и по выработке модели развития Дальнего Востока в целом.

В ИТОГЕ

По итогам заседания Д.Медведев дал поручение подготовить передачу Минвостокразвития ряда функций, касающихся развития Дальнего Востока, от других министерств, сообщил журналистам вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

"Это, прежде всего, функции Минрегиона в той части, которая касается Дальнего Востока, ряд полномочий министерства экономического развития, связанных с особыми экономическими зонами, создание особых экономических зон, ряд функций, связанных с работой по реализации федеральных целевых программ на территории ДВФО", - уточнил Ю.Трутнев.

"Надо переформатировать Минвостокразвития, сегодня в нем нет реальных функций", - отметил вице-премьер.