Причиной крушения траулера "Аметист" в Охотском море стал человеческий фактор - комиссия

(расширенная версия)

Петропавловск-Камчатский. 25 мая. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Межведомственная комиссия завершила расследование причин аварии СТР "Аметист", который пропал в Охотском море 11 февраля 2011 года вместе с экипажем.

Итоги расследования комиссии обнародованы на официальном сайте администрации "Морского порта Петропавловск-Камчатский".

Специалистам, в составе которых были представители порта, морского спасательного подцентра, ФГУ "Севвострыбвод" и правительства Камчатского края удалось практически детально восстановить картину происшествия и сделать выводы о причинах крушения.

В частности, как говорится в отчете, СТР "Аметист" вышел на промысел, имея на борту в исправном состоянии все необходимое оборудование. Согласно заданию, ему необходимо было вести добычу крабов у побережья Охотского моря.

"Промысел велся в сложных гидрометеорологических условиях: в зимнее время, при частых сильных ветрах, обледенении, среди полей битого льда толщиной до одного метра. Кроме того, 10 февраля судам было передано предупреждение об опасном явлении: волнении моря высотой до семи метров, сильном ветре и ограниченной видимости", - говорится в отчете комиссии.

В последнем суточном судовом донесении капитан "Аметиста" сообщил, что запас топлива на краболове подходит к концу. По версии следствия, это также могло сыграть роковую роль в судьбе судна.

"При таком запасе топлива, сильных ветрах и очень быстром обледенении остойчивость судна была недостаточной", - говорится в заключении. Это подтверждает и рапорт капитана ярусолова "Сивинд".

"10 февраля он (капитан "Сивинда" - ИФ) получил письмо от капитана "Аметиста", в котором тот просит 20 тонн топлива, так как судно пустое и его кладет на борт", - отмечает комиссия.

Однако у судов, находящихся в том районе, не оказалось технологической возможности помочь терпящему бедствие краболову. А уже 11 февраля капитан СТР перестал выходить на связь.

Комиссия пришла к выводу, что "наиболее вероятной причиной исчезновения "Аметиста" является потеря остойчивости, как следствие опрокидывание судна и его затопление. Это могло стать причиной жестокого зимнего шторма с аварийным запасом топлива, без жидкого балласта, а также вследствие интенсивного обледенения", - говорится в официальном отчете.

В нем также отмечено, что "СТР "Аметист" мог опрокинуться в положении "лагом" (на бок - ИФ) к волнению или захвачен попутной волной, что приводит к резкой потере остойчивости. Удержать судно на плаву можно было только путем приема жидкого балласта в пустые цистерны и сброса лишних грузов".

Межведомственная комиссия пришла к выводу, что "события развивались стремительно, и по этой причине экипаж не успел подать сигнал бедствия, воспользоваться спасательными плотами и гидрокостюмами".

Прямых виновников в исчезновении СТР "Аметист" комиссия не установила из-за отсутствия достоверных сведений о трагедии. Однако она считает, что "на развитие событий, которые привели к предполагаемой гибели судна, повлияли действия капитана "Аметиста", руководителя "КамчатНИРО" и двух его заместителей, и еще ряда специальных морских служб".

Межведомственная комиссия по итогам расследования сформировала пакет предложений в различные ведомства, которые должны предупредить такие аварии в будущем.

Как сообщалось, траулер "Аметист", принадлежащий "КамчатНИРО", с экипажем в 23 человека вело в Охотском море промышленный промысел краба. Последний раз судно выходило на связь 10 февраля. Поисковая операция началась 12 февраля. В марте поиски были прекращены. Но родственникам членов экипажа удалось добиться помощи военных. С 24 мая район предположительного крушения "Аметиста" обследует гидрографическое судно Тихоокеанского флота. Работы должны завершиться ориентировочно 1 июня.