Южно-Сахалинск. 2 октября. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Компании, которые оказывали услуги и выполняли работы в рамках СРП проекта "Сахалин-2", судятся с налоговой службой РФ и Минфином, опротестовывая требования о погашении не оплаченного ими в полном объеме налога на прибыль, сообщил старший партнер компании PG&P Рустем Ахметшин на международной конференции "Нефть и газ Сахалина-2009" в пятницу.
Он пояснил, что PG&P оказывает юридические услуги подрядчикам и субподрядчикам проектов.
В условиях СРП по "Сахалин-2", заключенного в 1994 году, предусматривалось, что совокупная ставка налога на прибыль не должна превышать 32%, при этом "бабушкиной оговоркой" было обозначено, что налоговый режим в случае изменения налогового законодательства РФ не должен быть хуже существовавшего на тот момент.
Но данные нормы СРП по налогу на прибыль применялись в отношении компании-оператора проекта, подрядчики и субподрядчики платили налог на прибыль по обычному российскому законодательству (сейчас ставка налога на прибыль в РФ составляет 20%). Вопросов к ним со стороны налоговых органов не возникало.
Но в прошлом году Минфин принял решение о том, что к подрядчикам и субподрядчикам проекта "Сахалин-2" налоговые органы должны применять по налогу на прибыль ставку, прописанную в соглашении о разделе продукции по данному проекту, то есть - 32%.
В этой связи ряд компаний (уже несколько десятков компаний), начиная с конца прошлого года, получили уведомления налоговых органов об имеющихся у них задолженностях по налогу на прибыль за последние 3 года (эти долги исчисляются миллионами рублей по каждой компании) и начислении штрафов и пени (в сотни тысяч рублей). Они обратились в суды, многие из них получили положительные решения. Но, как отметил Р.Ахметшин, эти решения формальные.
Согласно решениям судов, данная ставка должна применяться, но с учетом тех налоговых условий, которые действовали в те годы, в том числе действовавшим тогда условиям амортизации. Но, как отметил Р.Ахметшин, выполнение данных решений судов - головная боль, как для подрядчиков, так и для налоговых органов и Минфина.
В итоге ситуация зашла в тупик. СРП является договором между оператором проекта "Сахалин-2" и государством, но данный договор подрядчики и субподрядчики не подписывали. Более того, договор никогда не публиковался в СМИ, а, следовательно, не может применяться налоговыми органами как норма законодательства. Более того, добавил Р.Ахметшин, большинство подрядчиков вообще не знает условия СРП "Сахалин-2".
"Но под подрядчиками "Сахалин-2", как выяснилось, Минфин и налоговые органы РФ понимают широкий спектр компаний, для этого не обязательно иметь договор подряда с компанией Sakhalin Energy (оператор проекта). Это и подрядчики, и субподрядчики, и субсубподрядчики, это и услуги технадзора, консультационные услуги и многое другое. Поэтому уведомления налоговых органов о долгах по налогу на прибыль могут получить, по сути, почти все компании, работающие в России, которые каким-то образом коснулись проекта "Сахалин-2". Обращения их к Минфину разъяснить данную ситуацию, ни к чему не привели, ответа до сих пор нет", - подытожил Р.Ахметшин.
Кроме того, как сообщил на конференции представитель компании "CMS Россия" (оказывает юридические услуги) Стивен Козенс, новая политика России в отношении привлечения иностранных инвестиций в освоение шельфовых зон РФ вызывает ряд вопросов и настороженность у иностранных компаний.
"Новая политика России в этих в вопросах разработки шельфа стала крайне ограничительной", - сказал он.
По его данным, за последние 1,5 года в РФ начал создаваться новый инвестиционный режим. Принят стратегический закон о промышленности, внесены изменения в законы о природных ресурсах, о континентальном шельфе, газификации. Некоторые новшества насторожили инвесторов. Например, вопрос с лицензиями.
Сейчас нет отдельных лицензий на геологоразведку (ГРР) и разработку шельфа (добычу углеводородов), как раньше. Теперь выдаются только комбинированные лицензии на все эти этапы проектов, сказал С.Козенс.
"Ранее если компания, получившая лицензию на геологоразведку, открывала месторождение углеводородов, она получала приоритетное право на получение лицензии по разработке этого месторождения. Сейчас, если вы находите газ и нефть, это не означает, что правительство РФ даст вам лицензию на разработку", - отметил он.
Вторая проблема, по его данным, - иностранной компании, вложившей инвестиции в ГРР, при отказе правительства РФ в предоставлении лицензии на разработку открытого ею месторождения, весьма проблематично получить назад инвестированные финансовые средства.
С.Козенс рассказал об еще одном нововведении. Если в российской компании, получившей комбинированную лицензию на ГРР и разработку участка шельфа, более 50% акций принадлежат государству, то иностранный инвестор, желающий принять участие в этом проекте, может купить не более 10% акций данной компании, что также не устраивает инвесторов.
"Эти вопросы необходимо решать, чтобы облегчить инвестиционные условия в стране", - считает С.Козенс.