Дальний Восток / Новости 27 февраля 2010 г. 17:51

Рыбаки Сахалина и Камчатки смогут выкупать суда-стеркодеры на льготных основаниях

Южно-Сахалинск. 27 февраля. ИНТЕРФАКС-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Дальневосточные рыбопромышленные компании - фрахтователи судов-стеркодеров смогут выкупить суда в собственность, погасив свои долги по кредитам за эти суда в течение 20 лет под 2% годовых, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе правительства Сахалинской области.

По словам представителя пресс-службы, в пятницу в Москве состоялась встреча губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и председателя правления ВЭБ Владимира Дмитриева, в которой также участвовали руководители сахалинских рыбодобывающих компаний, заинтересованные в скорейшем решении вопроса выхода стеркодеров на промысел.

"Накануне А.Хорошавин обсудил проблему стеркодеров с первым вице-премьером правительства РФ Виктором Зубковым. Была достигнута важная договоренность о необходимости скорейшего разрешения проблемы стеркодеров - крупных судов, используемых, главным образом, для промысла минтая", - отметил сотрудник пресс-центра.

А.Хорошавин и В.Зубков достигли договоренности о существенном изменении условий погашения кредитов, выданных на постройку судов, и переносе центра по решению данного вопроса во Внешэкономбанк. В самое ближайшее время будет подготовлено соответствующее распоряжение правительства РФ", - отметил собеседник агентства.

С введением в действие поправок в Федеральный закон "О рыболовстве" стеркодеры, владельцем которых является кипрская компания, оказались лишены прав на промысел минтая в российских водах. По этой причине около тысячи рыбаков ДФО долгое время находятся без работы, а сами суда простаивают в иностранных портах, принося своим владельцам крупные финансовые потери.

"Рыбаки смогут погасить свою часть долга по кредиту ВЭБ на выгодных условиях - в течение 20 лет под 2% годовых. При этом, если компании исправно будут выполнять свои условия по погашению кредита, то в момент погашения кредита государство освободит их от уплаты пени и штрафов, которые "набежали" за несколько лет, а это более $100 млн", - сообщил сотрудник пресс-центра, добавив, что суда будут переведены под российский флаг.

Суда проекта ФВС-419 (стеркодер) были построены в Германии в 1994-1995 годах под гарантии правительства РФ. Кредиты сроком на 10 лет на постройку этих судов (около $400 млн) предоставил германский банк KfW, и по его условиям до окончания погашения кредитов суда зарегистрировали на кипрскую компанию Bering Trawler Ltd (100%-ным собственником этой компании является российская ассоциация "Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области").

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ВЭБа, в связи с невыполнением заемщиками своих обязательств по погашению кредита KfW обратился с соответствующим требованием к Российской Федерации как к гаранту. "Правительством РФ в 2001 году было принято решение о выкупе долга. Агентом правительства РФ и Минфина России в указанной сделке выступил Внешэкономбанк. В настоящее время задолженность по кредиту KfW погашается за счет средств федерального бюджета, полностью Российская Федерация должна расплатиться до 2012 года", - сказал сотрудник пресс-службы банка.

Стеркодеры (27 судов), по его словам, были переданы во фрахт российским компаниям Камчатского края и Сахалинской области, которые эксплуатировали их на протяжении последних 10 лет, не осуществляя при этом никаких выплат по погашению кредита.

"Только изменения в ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в результате которых суда, оформленные на кипрскую оффшорную компанию, утратили возможность промысла, заставили должников и фрахтователей озаботиться вопросом урегулирования имеющейся задолженности перед федеральным бюджетом. Указанный вопрос рассматривается заинтересованными сторонами уже более года, однако по-прежнему остается нерешенным", - подчеркнул сотрудник пресс-службы банка.

Вопрос мог быть решен путем создания государством ОАО "Росрыбфлот", в собственность которого должны были перейти контрольные пакеты акций 6 компаний-фрахтователей Сахалинской области и Камчатского края с правами залога, однако эти компании категорически не согласились с таким вариантом.

"В настоящее время правительством даны поручения Генеральной прокуратуре РФ, МВД и ФСБ России осуществить мероприятия по проведению проверок экономической деятельности должников и фрахтователей. По результатам проверок будет принято соответствующее решение. В любом случае, реструктуризация имеющегося долга перед федеральным бюджетом на льготных условиях возможна только в случае внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов"", - заключил представитель пресс-службы.

В настоящее время стеркодеры остаются одними из самых эффективных среди среднетоннажных промысловых судов. Они строились для работы в суровых условиях Охотского и Берингова морей для промысла минтая, трески и палтуса. В год такое судно может добыть и переработать около 20 тыс. тонн рыбы, производя до 30-40 категорий филе минтая, рыбную муку и мороженую икру минтая для Японии. При этом расход топлива на таких судах в 2 раза меньше, чем у больших автономных траулеров-"морозильщиков", которые также задействованы в промысле минтая.