Южно-Сахалинск. 28 июля. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Сахалинские рыбопромышленники направили первому заместителю председателя правительства РФ Виктору Зубкову и руководству Внешэкономбанка (ВЭБ) очередные обращения по проблеме стеркодеров, которые до сих пор вынуждены простаивать в иностранных портах.
Как сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" председатель Ассоциации "Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области" (в ассоциацию входят 22 предприятия рыбной отрасли региона) Сергей Сенько, ранее рыбопромышленники уже направили ряд таких обращений в адрес премьера, вице-премьера правительства РФ и Внешэкономбанка, но ответа так и не получили.
"У предприятий-фрахтователей стеркодеров создается такое впечатление, что они никому не нужны, никто их не слышит, а судьбу рыбопромысловых судов решают клерки среднего звена Внешэкономбанка и других федеральных ведомств. Почему председатель правительства РФ говорит о предоставлении фрахтователям рассрочки на длительный срок, председатель Внешэкономбанка совместно с губернатором Сахалинской области согласовывают 20-летний период расчетов по кредитам за стеркодеры, но на деле происходит обратное?" - заявил С.Сенько.
По его данным, сегодня уже практически решен вопрос о поправке в федеральный бюджет, согласно которой долги по стеркодерам реструктуризируются всего на 5 лет, при этом пени и штрафы не списываются, хотя правительство РФ обещало рыбакам их списать. Солидарная ответственность не разрывается, а это значит, что пока за все 15 судов не будут выплачены деньги, никто не может считать судно своим, даже если кто-то из фрахтователей полностью выкупит свое судно.
"Внешэкономбанк требует, чтобы флот стал российским, но для этого необходимо привести суда в один из портов России. Кроме того, что эти условия не были прописаны в распоряжении правительства, сегодня сделать это не так просто. Стеркодеры долгое время простояли в портах, у них закончились классификационные, регистровые документы, надо проходить определенные осмотры, ремонты, докование, чтобы суда смогли сделать разовый переход. На это нужны время и деньги", - отметил С.Сенько.
"Любой заход судна в порт связан с таможней. По самым оптимистичным прикидкам, за каждое судно надо заплатить около $1 млн таможенных сборов просто за заход в порт РФ. Самое обидное, эти 15 судов ни один порт Сахалина не сможет принять по техническим причинам (в том числе глубины не позволяют, отсутствует какая-либо ремонтная инфраструктура). Думаю, что и другие порты Дальнего Востока РФ не смогут обеспечить стоянку 15 судам. Но эти аргументы ВЭБ не принимает", - сказал руководитель ассоциации.
"Фрахтователи, которые не смогли погасить кредиты банку за стеркодеры, не виноваты в этом. Предприятия рассчитывали погасить кредиты за счет средств, которые они зарабатывали на промысле минтая. Но когда суда были построены, сначала этим предприятиям не выделялись квоты, потом квоты стали платными, потом вообще стеркодерам запретили вести промысел в морях РФ, тем самым исчезла возможность погашения этой суммы", - отметил он.
По его информации, простой одного судна обходится фрахтователям в $500 тыс. в год.
Стеркодеры строились для промысла минтая в Охотском и Беринговом морях дальневосточного региона. "Эти суда призваны выпускать законченную готовую продукцию - филе минтая. Филе минтая на стеркодерах выпускалось из свежего сырья, и наши компании поставляли эту продукцию на российский, европейский и американский рынки. Сегодня мы отдаем выловленный минтай Китаю, и теперь они выпускают филе вторичной заморозки и продают его в Европу", - сказал С.Сенько.
Рыбопромышленники просят правительство РФ объяснить, почему камчатские ярусоловы, не имея никаких перспектив на погашение долгов по кредиту, сегодня находятся на промысле, а стеркодеры, за которые сахалинские предприятия готовы реально возвращать долги, продолжают стоять на приколе в иностранных портах, не имея даже флага РФ. "Думаю, что если ситуация в ближайшее время не изменится, фрахтователи будут вынуждены принимать более жесткие меры", - заявил глава ассоциации.
На сегодняшний день стеркодеры остаются одними из самых эффективных среди среднетоннажных промысловых судов. Они строились в Германии в 1994-1995 годах для работы в суровых условиях Охотского и Берингова морей для промысла минтая, трески и палтуса. В год такое судно может добыть и переработать около 20 тыс. тонн рыбы, производя до 30-40 категорий филе минтая, рыбную муку и мороженую икру минтая для Японии. При этом расход топлива на таких судах в 2 раза меньше, чем у больших автономных траулеров-"морозильщиков" (БАТМ), которые также задействованы в промысле минтая.