Южно-Сахалинск. 31 января. ИНТЕРФАКС - Правительство Сахалинской области ищет совместное решение с транспортной прокуратурой и УФАС для стабилизации ситуации в Холмском морском торговом порту, владельцы которого с 1 февраля вновь собираются в несколько раз поднять тарифы на проезд автофур по территории порта на паромы.
ОБЛАСТНЫЕ ВЛАСТИ ПЫТАЮТСЯ ПОЛУЧИТЬ ПРАВО РЕГУЛИРОВАТЬ ТАРИФЫ В ПОРТАХ
"Правительство островного региона направило обращение в Федеральную антимонопольную службу, предложив включить порты Сахалина и Курил (Корсаков, Холмск, Невельск, Южно-Курильск, Курильск, Северо-Курильск) в перечень объектов транспортной инфраструктуры, чьи тарифы могут регулировать органы исполнительной власти субъекта Федерации", - сообщила пресс-служба областного правительства в пятницу.
"Если федеральное ведомство примет наше предложение и включит островные объекты транспортной инфраструктуры в список морских портов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с неразвитой конкуренцией, правительство области сможет ввести в них государственное регулирование тарифов на перевалку грузов", - цитирует пресс-служба председателя Региональной энергетической комиссии Сахалинской области Дмитрия Чекрышева.
Областная власть также предлагает ФАС рассмотреть социально важный вопрос о регулировании цен на услуги по обслуживанию пассажиров, по предоставлению причалов для посадки и высадки пассажиров в морских портах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пока же Минтранс региона вместе с прокуратурой, УФАС, руководством порта и другими заинтересованными сторонами "ищет приемлемое для всех решение, которое обеспечит бесперебойное функционирование важного транспортного узла и позволит избежать резкого роста тарифов".
ЦЕНЫ ПОДНИМАЮТСЯ - СТРАШНО СКАЗАТЬ НАСКОЛЬКО
На официальном сайте ПАО "Холмский морской торговый порт" (ХМТП) появился приказ от 27 января 2020 года об утверждении новых тарифов, которые в порту начнут действовать с 1 февраля 2020 года.
"Цены поднимаются - страшно сказать насколько. Сегодня проезд любой автофуры с продуктами и грузами от борта парома до проходной порта стоит 3 тыс. рублей в одну сторону. В новых тарифах предельный размер на самый максимально тяжелый грузовой автомобиль составит 28 тыс. рублей в одну сторону, что в 9 раз больше нынешнего тарифа. Но в примечании к тарифам написано, что данные расценки будут применяться (только - ИФ) для нормального режима работы порта", - сказал "Интерфаксу" управляющий директор дивизиона трампового и проектного флота "Сахалинского морского пароходства" ("СахМП") Сергей Бриль.
По его словам, в случае сверхнормативной работы порта новые тарифы увеличиваются еще в 2 раза, а следовательно, максимальный тариф вырастет в 18 раз против нынешнего. Бриль пояснил, что переправа всегда работала круглосуточно - ночью, днем, в праздники и в выходные дни. Однако теперь руководство ХМТП установило официальное время работы порта: только будние дни с 08:00 до 17:00 местного времени.
"То есть, если паром, скажем, пришел ночью или в выходной день, что бывает часто, то это будет сверхнормативная работа порта, когда будут действовать двойные тарифы", - пояснил Бриль.
При этом порт не осуществляет погрузку или выгрузку паромов, так как все грузы - накатные (автомобили, железнодорожные вагоны и цистерны), которые заезжают на паром самостоятельно и так же выезжают. Расстояние от проходной порта до парома - 200 метров. Ранее уже сообщалось, что аналогичная услуга в порту Ванино, где автофуре до паромного причала нужно проехать по территории порта 3 км, стоит 2,5 тыс. рублей.
"Впервые за всю историю паромной переправы портовые власти ввели тарифы на проезд железнодорожных вагонов и цистерн по территории порта - 17 тыс. рублей за 1 вагон в одну сторону. При этом ХМТП никаких затрат по рабочей силе и содержанию железнодорожных путей в порту не несет, их содержит ДВЖД", - подчеркнул Бриль.
Также до сих пор не решен вопрос с пропусками. Сотрудники СахМП и других компаний, работающие в порту, со 2 января ежедневно вынуждены стоять в очередях в бюро пропусков в ожидании выписки им одноразовых пропусков на территорию порта.
Бриль пояснил, что сложившаяся ситуация не только отразится на резком росте цен на все товары в регионе, в том числе дизтопливо, но и приведет к отказу перевозчиков возить грузы на Сахалин по паромной переправе. "А дальше - как снежный ком. В работе у нас сегодня три парома, в случае сокращения грузопотока нам невыгодно будет гонять полупустые паромы и содержать их, это приведет к сокращению частоты рейсов паромов и так далее", - констатировал он.
Комментарий самого ХМТП "Интерфаксу" получить не удалось.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Как сообщалось ранее, ПАО "ХМТП" с 1 января 2020 года подняло тариф на проезд по территории порта для автофур с действовавших в 2019 году 3 тыс. рублей (за проезд в одну сторону) до 6 тыс. рублей, а для крупногабаритных фур ПАО ввело отдельный тариф - 12 тыс. рублей. Автоперевозчики с нововведением не согласились, в этой связи администрация порта со 2 января заблокировала проезд в порт, перегородив его бетонными блоками.
Чтобы не срывать отправку парома, автоперевозчикам пришлось заплатить по новым тарифам. Затем они обратились в УФАС, в транспортную прокуратуру и к областным властям. УФАС в отношении исполняющего обязанности генерального директора ПАО "Холмский морской торговый порт" возбудило административное дело по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ "за отказ представить УФАС по мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы". Еще одно административное дело по ч. 1 ст. 9.21 КоАП (нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения к сетям) УФАС возбудило по обращению компаний, работающих на территории порта, объекты которых ПАО "ХМТП" отключило от энерго- и водоснабжения. Свою проверку проводит транспортная прокуратура.
К решению проблемы с тарифами подключилось областное правительство, которое только в праздничные дни провело со всеми заинтересованными сторонами несколько совещаний. Тогда удалось договориться с руководством порта о сохранении в январе тарифа 2019 года для проезда автофур по территории порта (3 тыс. рублей в одну сторону). Областные власти также предложили ХМТП представить в РЭК и УФАС обоснование предлагаемых портовыми властями новых тарифов.
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", крупнейшими акционерами ПАО "ХМТП" (компания зарегистрирована в Холмске в 1992 году) в 2018 году стали московское АО "Петросах" (22,9%), ЗАО "Липецкая водочная компания" (11,72%) и Юрий Фрейдис (20,11%).