Владивосток. 2 октября. ИНТЕРФАКС – ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – Пилотный отраслевой проект по строительству первого на Дальнем Востоке угольного терминала закрытого типа, который реализует в Находке по поручению руководства страны АО "Терминал Астафьева" (оператор терминала сыпучих грузов в Приморском крае), столкнулся с проблемой техприсоединения железнодорожных путей на участке, примыкающем к порту.
"Развитие железнодорожной инфраструктуры станции Мыс Астафьева имеет критически важное значение для соблюдения сроков реализации проекта. В то же время договор с железнодорожниками о модернизации подхода к порту пока не подписан, так как у РЖД нет прав собственности на участок, по которому проходит нужная ветка", - сообщили агентству "Интерфакс – Дальний Восток" в АО "Терминал Астафьева".
В компании подчеркнули, что все работы по проектированию железнодорожной инфраструктуры, изыскания и исследования АО уже выполнило на свои средства с привлечением международных экспертов. Кроме того проектная документация прошла все необходимые стадии согласования ведомственной экспертизы РЖД, получила положительное заключение Государственной экспертизы.
Согласно проекту, модернизация инфраструктуры пройдет на средства частных инвесторов, а после объект будет безвозмездно передан на баланс ОАО "РЖД".
В свою очередь руководство Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал АО "РЖД") отмечает, что пока не может включиться в проект, так как не имеет прав на аренду участка с путями. Железнодорожники уже обратились к транспортному прокурору Приморья.
В этом обращении, текст которого имеется в распоряжении агентства, ДВЖД указывает, что при акционировании железных дорог в уставный капитал АО "РЖД" действительно вошли объекты недвижимости Партизанской дистанции пути, в том числе путь N14 жд-станции Мыс Астафьева. Однако часть этой ветки оказалась за пределами полученного участка, и проходит по земельному наделу, который теперь принадлежит ООО "Портовые услуги". Коммерсанты приобрели его в 1996 году у АООТ "Находкинская база активного морского рыболовства" (сейчас ПАО "НБАМР").
"Из архивного отдела администрации Находки получена копия постановления и схема земельного отвода на топографической съемке. На данной схеме приведена экспликация зданий и сооружений, железнодорожного пути в экспликации нет, при этом на топосъемке четко просматривается железнодорожный путь N14, заходящий на территорию базы АООТ "НБАМР"", - указывается в обращении к прокурору.
По мнению железнодорожников, сделка была совершена с нарушением закона.
"Приоритетное право на приобретение земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества, имеют собственники этих объектов. (...) Согласно Земельному кодексу РФ, земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью. Просим провести прокурорскую проверку, а также рассмотреть возможность обращения в суд в интересах РФ", - отмечает ДВЖД.
Как сообщалось, ОАО "Терминал Астафьева" реализует в Находке проект перехода на экологически чистый тип перевалки угля. Компания ведет проектирование закрытых хранилищ в соответствии с соглашением между ОАО "Терминал Астафьева" и администрацией Приморья, а также трехсторонним международным меморандумом с участием компаний Marubeni (Япония) и Schade (Германия), заключенным в мае 2018 года на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.
По условиям соглашения, сторонам предстоит выполнить проектирование комплекса по закрытому хранению и перевалке угля на "Терминале Астафьева". Это первый подобный проект на Дальнем Востоке. Аналогичные закрытые технологии перевалки угля успешно применяются в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Строительство подобных комплексов занимает от 1,5 до 2 лет.
Современные технологии позволяют безопасно складировать уголь в закрытых хранилищах, перегружать его из вагонов в трюмы судов без какого-либо выброса пыли. Данная технология успешно применяется при строительстве портов для сыпучих грузов, расположенных в городской черте.
Стоимость проектных работ и строительства комплекса не уточняется.
ОАО "Терминал Астафьева" с 2011 года переваливает уголь российских добывающих компаний, имеет собственный морской причал, глубина которого позволяет производить погрузку судов дедвейтом до 57,7 тыс. тонн.