*** Эти проекты сулят Российскому Дальнему Востоку масштабные перемены - ученые
Южно-Сахалинск. 19 ноября. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Участники международной конференции, посвященной проекту транспортного перехода "Сахалин-материк", приняли решение рекомендовать правительству РФ включить этот проект в перечень приоритетных инвестиционных проектов в ДФО, говорится в итоговой резолюции конференции, прошедшей в Южно-Сахалинске.
Предлагается также создать специальную рабочую группу в рамках межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Россия - Япония для организации исследований по созданию транспортного коридора "Япония - Россия - Евросоюз".
Участники форума также одобрили проект технического задания на проектно-изыскательские работы по переходу "Сахалин - материк", подготовленный группой ученых и проектировщиков институтов "Гипростроймост" и "Мосгипротранс" (Москва).
Проект техзадания и предложения по дальнейшим этапам реализации этого масштабного проекта будет направлен в адрес руководства страны, сообщил журналистам губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.
Предлагаемые учеными сроки строительства - 2017-2024 годы, в том числе, выполнение проектно-изыскательских работ - с 2014 по 2016 годы. Стоимость проекта оценивается почти в 450 млрд рублей. Из предложенных 7-ми вариантов ученые наиболее предпочтительным считают железнодорожный мостовой переход через пролив Невельского Селихин (Хабаровский край) - Ныш (Сахалин), совмещенный с автотрассой. Предлагаемые схемы финансирования - на условиях государственно-частного партнерства, либо на условиях концессионных соглашений.
Коммерческая эффективность проекта характеризуется положительной рентабельностью и сроками окупаемости от 35 до 40 лет при внутренней норме доходности от 8 до 12%. Оценка объема перевозок даже при самом пессимистическом варианте к 2020 году - не менее 9,3 млн тонн в год. При этом себестоимость грузовых перевозок может снизиться от 3 до 10 раз.
В заключении ученых говорится, что "проект крайне необходим и может вызвать "лавину" и хорошую реакцию социально-экономического развития Сахалинской области и Хабаровского края".
На стадии строительства в реализации проекта может быть задействовано порядка 11 тыс. человек, на стадии эксплуатации (обслуживания путей и моста) - 5 тыс. новых рабочих мест (около 1,5 тыс. мест - на Сахалине и 3,5 тыс. - в Хабаровском крае). Мультипликативный эффект проекта - создание от 30 тыс. до 50 тыс. новых рабочих мест во всех отраслях промышленности (от разработки удаленных новых месторождений полезных ископаемых до туризма) обоих регионов. Проект повысит мобилизационную готовность и безопасность при возникновении ЧС.
Как отметил А.Хорошавин, японская сторона также ждет реализации этого проекта. "Японская сторона говорит нам: вы начните хоть что-то делать по этому проекту, тогда мы будем подстраиваться и встраиваться в этот процесс. Идут консультации по вопросу соединения Сахалина с японским островом. Хоккайдо. Думаю, что прогнозы по этой части проекта - достаточно оптимистические", - считает губернатор.
В случае реализации проекта, по его словам, Россия получит третий международный транспортный коридор (после Северного морского пути и через южные моря России до Суэцкого канала) и возможность активно бороться за трансконтинентальный транзит грузов.
По информации губернатора, в 2012 год объем импорта стран АТР составил $6,6 трлн, экспорта - $5 трлн. При этом большая часть грузов идет по морю со сроками доставки от 1 месяца и более. С открытием транспортного коридора "Япония- Россия- Евросоюз" сроки доставки сократятся до 10-14 дней, снизится стоимость грузовых перевозок и повысится их надежность.
В этом случае, по оценкам ученых, транзит через Сахалин к 2030 году оценивается в 27 млн тонн в год, речь идет о поставках угля, черных и цветных металлов в Японию, перевозки контейнерных грузов.
"Таким образом, мостовой переход может позиционироваться в качестве одного из базовых межгосударственных проектов России. Мы рассчитываем, что решение по проекту правительство РФ примет в ближайшее время. Важно видеть не только его экономическую составляющую, но и все социальные эффекты, которые ощутят жители Дальнего Востока", - заключил губернатор.
Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Роман Худяков, участвовавший в конференции, заявивший о поддержке проекта, сказал: "Создание транспортного коридора позволит направить львиную долю транзитных грузовых потоков между АТР и Европой на нашу страну, тем самым, реализовать потенциал России как "моста" <. . .> А это - значительные экономические выгоды для нашей страны, которые можно направить на развитие Дальнего Востока, сделать его новым экономическим центром России и АТР. Такие перспективы не могут не заинтересовать как частных инвесторов, так и правительство РФ".
Депутат заявил о намерении вынести вопрос о поддержке и продвижении данного проекта на ближайшее заседание возглавляемого им комитета Госдумы, а далее - и самой нижней палаты парламента.
Ученые на форуме также заявили, что проект даст толчок появлению новых транспортных схем на Дальнем Востоке со странами АТР.