Хабаровск. 4 октября. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Правительство Хабаровского края планируют создать региональную управляющую компанию для портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) "Советская Гавань", сообщил зампредседателя правительства Хабаровского края - министр экономического развития и внешних связей Виктор Калашников на пресс-конференции в четверг в пресс-центре агентства "Интерфакс - Дальний Восток" в Хабаровске.
"За три года с момента объявления о создании зоны управляющая компания ОАО "Особые экономические зоны" (ОАО "ОЭЗ" - ИФ) не решилось создать в регионе какую-либо структуру, которая бы занималась ПОЭЗ "Советская Гавань". В регионе надо бывать, здесь нужно проводить изыскания, заниматься объектом. Сейчас функции управляющей компании несет правительство Хабаровского края, и это не лучший вариант", - отметил В.Калашников.
По его словам, ОАО "ОЭЗ" до сих пор не привлекло в ПОЭЗ в Хабаровском крае ни одного резидента.
"Необходимо, чтобы субъект сам отвечал за обоснование ПОЭЗ и далее за ее эффективность. Мы в этом заинтересованы", - подчеркнул зампред краевого правительства.
Он добавил, что этот вопрос может быть решен благодаря принятым в декабре 2011 года поправкам в федеральное законодательство, которые позволяют создавать региональные управляющие компании с долей частных инвестиций в уставном капитале.
По словам В.Калашникова, на первом этапе развития ПОЭЗ в Хабаровском крае предлагается начать освоение наиболее инфраструктурно обеспеченной площадки на мысе Марии, расположенной в южной части портовой зоны. На размещение здесь бизнеса претендуют две российские компании, уже дважды подававшие заявки в Минэкономразвития РФ.
Так, ООО "Советско-гаванский морской торговый порт" (дочерняя компания ООО "Петропавловск - черная металлургия", Москва) планирует строительство экспортного железорудного терминала мощностью 7,1 млн тонн в год, инвестиции в проект - 4,9 млрд рублей. ООО "Морской порт Новая Советская Гавань" (дочерняя компания ОАО "Росагроснаб", Москва) намерено построить экспортный зерновой терминал мощностью 2,5 млн тонн в год, рыбоперерабатывающий завод и контейнерный терминал мощностью 0,4 млн TEU в год, инвестировав в эти проекты 1,9 млрд рублей.
Учитывая недостаточно развитую железнодорожную инфраструктуру, необходимую для перевозки заявляемых грузов, и ошибок, допущенных в бизнес-планах компаний, Минэкономразвития РФ отказало резидентам в рассмотрении заявок. После дообработки ООО "Советско-гаванский морской торговый порт" 6 сентября 2012 года подало заявку в третий раз. ООО "Морской порт Новая Советская Гавань" планирует подать заявку в первой половине октября.
"Я думаю, что в третий раз федеральное министерство им не откажет. Ведь есть резидент, готовый подтвердить свои обязательства", - отметил В.Калашников.
Потенциальными резидентами второй очереди развития ПОЭЗ - на мысе Муравьева - В.Калашников назвал ООО "Трансхимэкспорт" (Москва) с проектом строительства зернового терминала мощностью 4 млн тонн в год (объем инвестиций - 1 млрд рублей), а также ОАО "Ростоппром" (Москва), которое планирует направить 17,7 млрд рублей на строительство угольного терминала мощностью 10 млн тонн в год.
Он также отметил, что основным препятствием в реализации данного проекта в крае является ограниченная пропускная способность железной дороги.
Ранее сообщалось, что гендиректор ОАО "ОЭЗ" Олег Костин в кулуарах международного инвестиционного форума "Сочи-2012" сказал журналистам, что развитие морских портовых особых экономических зон в РФ находится под большим вопросом, им пока не удалось привлечь компании-резиденты и в следующем году может быть поставлен вопрос о закрытии ОЭЗ в Хабаровском крае, а затем и в Мурманской области.
По его словам, проблемы Хабаровской ОЭЗ связаны, в том числе, со сложностью развития инфраструктуры, с инвестиционной программой ОАО "РЖД" (РТС: RZHD).
Портовая ОЭЗ в Хабаровском крае была создана в декабре 2009 года, поэтому в случае если до конца 2012 года инвесторы так и не будут найдены, то в следующем году может быть рассмотрен вопрос о возможном закрытии зоны.
В целом же динамика привлечения резидентов во все российские ОЭЗ, по словам О.Костина, хорошая. По итогам 2012 года ожидается приход около 60 новых компаний в ОЭЗ и общее их число достигнет примерно 360 резидентов.
Концепция создания ПОЭЗ на базе морского порта Советская Гавань предусматривает формирование многопрофильного портового, судоремонтного центра, строительство контейнерных терминалов, а также развитие переработки водно-биологических ресурсов. ПОЭЗ создается на восточном берегу залива Советская Гавань и займет площадь около 4,5 кв. км, выделенную на 49 лет - до 2059 года.