Interfax-Russia.ru – Поиски 13 моряков с затонувшего траулера "Дальний Восток" продолжаются в Охотском море. Между тем, спасенные члены экипажа выдвигают свои версии случившегося.
Спасательная операция продолжается в районе крушения южносахалинского траулера "Дальний Восток". В ней принимает участие более 2 тыс. человек и 117 единиц техники (в том числе от МЧС России – более 300 человек и свыше 60 единиц техники). Сбор и анализ поступающей информации осуществляется сразу несколькими оперативными штабами, развернутыми на базе Дальневосточного регионального центра (ДВРЦ) МЧС России, а также в главных управлениях МЧС России по Камчатскому и Приморскому краю, Магаданской и Сахалинской области.
"Активный поиск пропавших в настоящее время ведет только одно судно - "Млечный путь", как и погибший "Дальний Восток" принадлежащее ООО "Магеллан". Остальные суда, находящиеся в том районе, вернулись к промыслу, но продолжают вести попутный поиск. Их экипажи предупреждены о необходимости сообщать о любых предметах, обнаруженных на воде", - уточнил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель ГУ МЧС России по Камчатскому краю.
Всего, по его данным, с начала поисково-спасательной операции было обследовано уже более 35 тыс. кв. км акватории Охотского моря. К сожалению, как отметил спасатель, пока поиски результатов не дали.
Также, по его словам, продолжается эвакуация спасенных моряков. Как ожидается, суда "Справедливый" и "Андромеда", на борту которых в общей сложности находится 60 пострадавших (34 россиян, 26 иностранцев), прибудут в порт Корсаков 7 апреля. В этот день, к слову, в Приморье и на Сахалине пройдет траур по их погибшим товарищам.
"Как только суда подойдут в порт, на борт поднимутся медики, сотрудники таможни, пограничной и миграционной служб, СКР. Также на судно доставят для спасенных дорожные сумки с вещами: одеждой, обувью и предметами личной гигиены", - сообщила пресс-служба правительства Сахалинской области.
Затем пострадавших повезут в больницы Южно-Сахалинска, где их будут ждать подготовленные бригады врачей.
"Там морякам проведут необходимые исследования с тем, чтобы исключить вероятные легочные заболевания и вирусы. После медицинского обследования, которое займет примерно 2,5 часа, всех членов экипажа организованно доставят в гостиницы", - добавили местные власти.
Как уточнили в пресс-службе правительства региона, выживших россиян, которым не понадобится госпитализация, разместят в гостинице "Лада", иностранных граждан – в отеле "Пасифик Плаза Сахалин". Все они будут обеспечены трехразовым питанием.
Что касается еще троих спасенных моряков, уже госпитализированных в Магаданскую областную больницу (МОБ), то их состояние медики оценивают как удовлетворительное.
"Изначально предполагалось, что пневмония у двух пациентов из трех. Однако позже диагноз подтвердился только у одного. Все моряки находятся в удовлетворительном состоянии, прогноз на выздоровление благоприятный. Они продолжают оставаться под наблюдением врачей, вопрос о выписке больных домой пока не обсуждается", - уточнил агентству "Интерфакс-Дальний Восток" представитель медучреждения.
Также специализированную медицинскую и психологическую помощь на Дальнем Востоке готовы оказать родственникам погибших и пострадавших моряков, которые прибывают в Южно-Сахалинск из других городов и регионов.
"В Южно-Сахалинске работает оперативная группа психологов Дальневосточного филиала Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России, ГУ МЧС по Сахалинской области, а также психологи от различных ведомств и организаций", - сообщили в ГУ МЧС по Сахалинской области.
По данным ведомства, основным участком работы психологов является "горячая линия" федерального значения на базе ЦЭПП МЧС России в городе Москва и на Сахалине - в Центре управления в кризисных ситуациях.
"Сейчас на "горячую линию" продолжают поступать звонки, люди находятся в сложном эмоциональном состоянии, поскольку судьба многих пострадавших неизвестна либо уточняется", - приводит пресс-служба слова исполняющего обязанности начальника Дальневосточного филиала ЦЭПП МЧС России Сергея Елизарова.
Тем временем, история с кораблекрушением обрастает новыми версиями произошедшего. Так, в частности, как предположил один из спасенных членов экипажа, судно могло утонуть из-за нехватки балласта.
"Взяли очень много рыбы на борт. Это способствовало накренению. А были пустые (балластные баки - ИФ), выровнять было нечем. Крен все больше и больше. Была штормовая погода. И пошел необратимый процесс", - рассказал журналистам один из спасенных моряков, который был эвакуирован в Магаданскую клиническую больницу.
Ранее версию о том, что траулер утонул из-за нехватки балласта в топливных баках также высказывал заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Шередекин.
"Мое мнение, и как говорят рыбаки, - на траулере топливные баки находились внизу, как балластные, и в них не должно быть меньше 250 тонн топлива для устойчивости судна. А было меньше 100 тонн. Топливо в баках играло роль противовеса при поднятии многотонного трала. Вытащили трал. Второй трал забрасывали. Получился рывок, крен, и все", - сообщил он агентству "Интерфакс - Дальний Восток".
Впрочем, с этой такой трактовкой случившегося оказались согласны далеко не все специалисты.
"Мнения опытных капитанов Дальнего Востока и Северного бассейна, которые сложились после изучения полученной информации, свидетельствуют о том, что выдвигаемая в настоящее время версия гибели траулера из-за отсутствия балласта или из-за перегруза трала, не выдерживает критики", - заявил "Интерфаксу" руководитель информационного агентства по рыболовству Александр Савельев.
Такого, как добавил эксперт, с таким типом судна, которым был "Дальний Восток", не может произойти по определению.
"Траулер был спроектирован как поплавок с 8 перегородками и 8 отсеками. Поэтому даже если бы он перевернулся, то еще некоторое время находился бы на поверхности воды. А судя по случившемуся, он затонул очень быстро", - пояснил Савельев.
В связи с этим, по его словам, многие эксперты сходятся в том, что наиболее вероятной причиной трагедии могло стать неожиданное открытие кингстонов ((клапаны в подводной части судна - ИФ).
"Не исключено, что кингстоны могло сорвать из-за недостаточной укрепленности после ремонта судна. Когда кингстоны срывает, вода поступает в судно стремительно, оно заваливается на бок, а потом молниеносно встает, как свеча, и тонет", - сказал собеседник агентства.
Савельев также заявил, что случившееся в Охотском море еще раз обострило проблему безопасности рыболовства и надзора за находящимися в море судами.
"Каждое судно должно ежедневно направлять в Росрыболовство так называемые ССД - судовые суточные донесения, в которых, в частности, указывать данные о количестве экипажа, груза, топлива. Поэтому, если исходить из одной из принятых версий о том, что на судне было мало топлива, и это нарушило его остойчивость, то возникает вопрос - почему это осталось без внимания специалистов?", - задается вопросом эксперт.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"