Ледовый плен

Interfax-Russia.ru – Четыре судна, доставившие в Певек стройматериалы для первой плавучей АТЭС, застряли во льдах у берегов Чукотки. Жизни и здоровью их экипажей ничего не угрожает.

Ледовый плен
© РИА Новости. Владимир Вяткин

Два сухогруза, доставившие в Певек строительные материалы для пирса первой в мире плавучей атомной электростанции (ПАТЭС), и два сопровождающих их ледокола попали в сложную ледовую обстановку у берегов Чукотки.

"Два сухогруза "Иоганн Махмасталь" и "Синегорск" в сопровождении двух ледоколов доставили в начале января по Северному морскому пути из Архангельска в Певек оборудование для плавучей АЭС. 16 января, при выходе в обратный рейс в 50 км от порта Певек он застряли - преградой им стал мощный лед толщиной свыше 1 метра и с торосами высотой 2,5 метров", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель ГУ МЧС по Чукотскому автономному округу.

В то же время, как отметил сотрудник ведомства, данная ситуация не является для моряков критической, никакой паники на судах нет.

"Ледовая обстановка в районе Восточно-Сибирского моря, в районе мыса Шелахского, - сложная, но не чрезвычайная. Никаких беспокойств по поводу этого положения у капитанов судов нет. Ведется обследование льда по маршруту, выбирается безопасный курс. Капитаны надеются, что караван скоро продолжит движение", - пояснил он.

Тем не менее, по его словам, региональное управление МЧС России пристально следит за развитием событий. Также необходимую помощь морякам готовы оказать и в правительстве округа.

"Правительство Чукотского автономного округа приняло решение выделить вертолет для осмотра специалистами ледовых полей и выбора самого безопасного варианта выхода для каравана. 17 января из-за сильного ветра вертолет вылететь из Анадыря не смог. Надеемся, что 18 января погодные условия позволят совершить вылет", - сообщил собеседник агентства.

По его данным, один из застрявших во льдах сухогрузов - "Иоганн Махмасталь" – принадлежит Северному морскому пароходству. Оба сухогруза приписаны к порту Архангельска.

Указанные суда, как рассказали в администрации Чукотки, вышли 14 декабря из Архангельска сначала в сопровождении одного только дизельного ледокола "Капитан Драницын". Их прибытия ожидали в самом северном городе России 30 декабря, однако сложная ледовая обстановка, сложившаяся на Северном морском пути, помешала морякам достигнуть цели. 28 декабря на подмогу "Капитану Драницыну" подошел более мощный ледокол "Адмирал Макаров", который и помог колоне пробиться к Певеку.

По данным местных властей, караван судов доставил на Чукотку дополнительный запас стройматериалов для обустройства береговых сооружений будущей ПАТЭС - 4,6 тыс. тонн инертных материалов и порядка 4,1 тыс. тонн сварного трубчатого шпунта, которых, как полагают чиновники, должно хватить для безостановочной работы вплоть до открытия штатной навигации. Кроме того, теплоходы привезли груз с продуктами и для местных предпринимателей.

"Есть как минимум два важных фактора, делающих это событие (заход судов в Певек - ИФ) знаковым. Во-первых, это позволит продолжить работу над крайне важным проектом – обустройством береговых сооружений для будущей установки ПАТЭС. Во-вторых, использование Северного морского пути в середине зимы раскрывает перед регионом большие перспективы. Это яркий пример того, что Чукотка готова к круглогодичному обслуживанию арктической магистрали. Возможно, что в дальнейшем мы перестанем зависеть от навигационного периода", - заявил тогда глава региона Роман Копин.

Как уточнили в администрации округа, возведением береговых сооружений для первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции занимается ООО "Трест Запсибгидрострой". По последним данным, предприятие уже на 79% выполнило комплекс работ по строительству свайных оснований подходной дамбы для размещения ПАТЭС и на 56% - берегоукрепление.

Напомним, что ПАТЭС мощностью 70 МВт, которая будет пришвартована к пирсу в городе Певек на Чукотке, сооружается на замену Билибинской АЭС. Последнюю Росстатом планирует постепенно выводить из строя, начиная с декабря следующего года (в 2018 году остановят блок N1, в декабре 2012 года – блоки N2,N3,N4). Созданием же новой станции с 2012 года занимается Балтийский завод. По последним данным, стоимость проекта составит не менее 30 млрд рублей.

"Около 22 млрд рублей составляет стоимость головного плавучего энергоблока. Кроме того, в соответствии со сметным расчетом, затраты на береговые сооружения составляют семь с небольшим миллиардов", - ранее заявлял журналистам глава дирекции строящихся ПАТЭС концерна "Росэнергоатом" Сергей Завьялов.

По его словам, сильная ледовая нагрузка и шквалистые ветры, которые достаточно часто наблюдаются в Певеке, заставляют специалистов строить более мощные береговые укрепления, что заметно повышает общую стоимость береговых сооружений ПАТЭС.

"Мы очень заинтересованы в том, чтобы наши затраты были предельно низкие для этих условий работы на Крайнем Севере. В других регионах условия будут иные", - сказал Завьялов.

Как уточнил прессе генеральный директор "Трест "Запсибгидрострой" Марат Харисов, ожидается, что береговые сооружения ПАТЭС будут сданы в октябре 2019 года.

"Контрактом предусмотрено строительство в течение трех лет, то есть до октября 2019 года. Работы будут вестись круглый год до морозов минус 35 градусов. Сейчас на стройплощадке 150 человек, пиковая численность 250 человек", - сказал он журналистам.

В настоящее время, по его словам, на стройплощадке сосредоточено уже 90% необходимой техники, а в Певек завезено более 50% стройматериалов. Всего же, по его данным, в строительстве ПАТЭС будет использовано 15 тыс. тонн металлоконструкций и 14 тыс. кубометров железобетона.

"Основная задача сооружения - обеспечить безопасную акваторию для размещения плавучего энергоблока с атомным реактором. Основное морское сооружение - оградительный мол", - сообщил Харисов.

Согласно графику строительства плавучего атомного энергоблока "Академик Ломоносов" (войдет в состав плавучей российской атомной теплоэлектростанции - ИФ), плановый срок окончания швартовных испытаний - 30 октября 2017 года (начались в июле 2016 года). После этого "Академик Ломоносов" будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в настоящее время в порту Певека. В сентябре 2019 года "Росэнергоатом" планирует приступить к установке энергоблока, а осенью того же года – уже начать испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

Напомним, что Билибинская АЭС, на замену которой придет плавучая атомная теплоэлектростанция, является самой удаленной из всех российских атомных станций. Данная АЭС была построена в 1974-1976 годах. Мощность каждого из ее блоков (всего их 4) составляет 12 МВт. Они эксплуатируются вместе с реакторной установкой ЭГП-6.

В настоящее время Билибинская АЭС обеспечивает жизнедеятельность города Билибино, а также горнорудных и золотодобывающих предприятий одноименного района.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook