Interfax-Russia.ru – После конференции в Якутии, посвященной развитию инфраструктуры Северо-Востока России, экономическую "почву" республики будут "удобрять" для серьезных инвестиций.
Конференция «Комплексное развитие инфраструктуры на Северо-Востоке России» состоялась в Якутии 17-19 августа. Участники, эксперты и гости из 12 стран побывали в столице республике, в национальном парке «Ленские столбы», а затем своими глазами взглянули на строительство железнодорожной ветки в направлении поселка Нижний Бестях. По ней в перспективе, возможно, ляжет сухопутная дорога в Северную Америку.
Климат решает все
Власти Якутии не скрывали, что одной из центральных задач конференции было повысить инвестиционную привлекательность собственно их республики. Как оказалось, во властных коридорах частичный ответ уже нашли – необходимо подготовить комфортные законодательные условия.
Уже известно, что в Якутии готовятся два закона, которые изменят инвестиционный климат республики в лучшую сторону.
“Мы в настоящее время готовим новый проект закона «Об инвестиционной деятельности» и также проект регионального закона «О государственно-частном партнерстве (ГЧП)», в котором будет четко прописан тот набор льгот, который мы сможем предоставлять инвесторам, готовым приходить на территорию Якутии», - сообщил журналистам зампред правительства Алексей Стручков.
Опыт предоставления льгот в республике уже имеется. В основном поблажки получают крупные компании. Это льготы по налогам на прибыль, имущество и ряду региональных налогов в рамках Налогового кодекса РФ.
В законе о ГЧП, по словам Стручкова, будут прописаны степени ответственности правительства республики и нормы, которые должны будут выполнять конкретные инвесторы.
“Думаем, что закон будет достаточно прозрачным и понятным и позволит улучшить инвестиционную привлекательность республики», - предположил зампред правительства.
При этом, безусловно, продолжится сотрудничество региона с федеральными ведомствами. Здесь после конференции также открываются новые перспективы. Так, власти Якутии будут тесно сотрудничать с Ростуризмом.
По словам руководителя федерального ведомства Александра Радько, согласно подписанному соглашению будет выработана двухлетняя программа совместных действий властей Якутии и Ростуризма.
«Речь идет, прежде всего, о координации действий между федеральным центром и регионом, о сотрудничестве в привлечении инвесторов и защите проектов», - отметил глава Ростуризма. По его мнению, развитие туризма в России должно опираться на развитие туризма в конкретных регионах.
Любого бизнесмена, вне зависимости от сферы деятельности, интересует отдача и безопасность бизнеса. Инвесторов, вкладывающихся в проекты на территории республики, предполагается защищать от потери вложений. Трехсторонний протокол сроком на три года во время конференции подписали правительство Якутии, местная страховая компания «Стерх» и страховая группа «СОГАЗ».
По мнению экспертов, большой инвестиционный потенциал Якутии постепенно приведет к тому, что нынешний сравнительно малый объем рынка страхования увеличится в разы. Особую роль в этом сыграет и то, что планируется страховать не только инвестиции, но и, например, строительно-монтажные работы.
Кстати, сами инвесторы уже есть. Особый интерес у них вызывает энергокомплекс республики. В том числе, тот, который должен еще появиться. Так во время конференции руководство ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» (ДВЭУК) предложило нефте- и газодобывающим компаниям, работающим в Якутии, совместную реализацию проекта строительства Чаяндино-Талаканского энергокольца. При этом компания готова профинансировать половину проекта, общая стоимость которого оценивается в 11 млрд рублей. По мнению ДВУЭК, введение кольца снизит капитальные затраты строительства газовикам и нефтяникам и передаст избытки мощности с севера Якутии в менее энергонасыщенные регионы.
Другие организации готовы вкладываться в телекоммуникационную отрасль республики. Развитию IT-сферы республики собираются помочь израильские компании. И уже ясно, что до 2013 года более 850 млн рублей в развитие связи вложит отечественный оператор МТС.
Согласно соглашению с правительством региона, инвестиции пойдут на расширение имеющихся и создание новых магистральных сетей. Для сотового оператора такое соглашение несет в себе определенные соцобязательства (подобную ответственность как раз, по-видимому, и будет предусматривать региональный закон о ГЧП - ИФ).
«Мы, подписав соглашение с правительством Якутии, вовлекаемся в процесс подготовки региональной стратегии, будем в курсе промышленных проектов, компаний, которые приходят работать в Якутию, соответственно, мы сможем быстрее приходить к нашим корпоративным клиентам в регионе», - заявил на конференции глава «МТС-Россия» Александр Поповский.
В целом власти региона выступают за расширение практики госгарантий для финансирования инвестпроектов (один из механизмов – выпуск инфраструктурных облигаций). По мнению, главы Якутии, использование госгарантий сможет обеспечить привлечение дешевых кредитов с российского и международного финансового рынков.
Дорога, которую мы созидаем
Особую ставку в развитии Северо-Востока России делают на транспортную инфраструктуру. Что, по мнению президента республики Егора Борисова, связано с освоением месторождений и созданием новых производств в Якутии.
Так, например, согласно планам компаний, осваивающих месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, только по БАМу перевозки грузов к 2020 году должны увеличиться в 4-6 раз.
Возобновление перевозок по Северному морскому пути также обеспечит кратчайший выход на рынки Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Принципиально новым коридором, по словам Борисова, должна стать магистраль «Евразия-Америка». В перспективе она объединит через тоннель под Беринговым проливом транспортные и энергетические системы России и США.
Исторически эта идея впервые была озвучена еще в 1902 году, но так и не была реализована. По оценкам и.о.главы ГНИУ «Совет по изучению производительных сил» Виктора Разбегина, стоимость железнодорожной части трансконтинентальной магистрали оценивается примерно в $60-70 млрд долларов. А срок осуществления проекта, по его словам, может составить 8-10 лет.
«Интерес к этому проекту высок со стороны государств и частных инвесторов. Он представляет собой совершенно новые возможности для организации мировых грузопотоков. Он касается почти 5% объема грузопотока мира», - сообщил Разбегин..
По словам разработчиков, инвестиции при реализации этого проекта не являются проблемой – помимо транзитной выгоды, по обеим сторонам пролива сосредоточено множество природных ресурсов. Так что проект будет способен окупиться за 13-15 лет. Сложнее будет договориться о начале строительства между заинтересованными странами – Россией, США, Канадой, странами Восточной Азии, считают авторы проекта.
По свидетельству представителя Совета Федерации Асламбека Аслаханова, интерес к проекту проявляют даже на Ближнем Востоке. Правда, в правительстве РФ одобрения получить пока не удалось.
«Мы докладывали этот проект Путину, и, казалось, убедили его. Но он предложил, чтобы свое мнение высказали заинтересованные министерства – Минэкономразвития и Минтранс… Я, зная особенности принятия там решений, сразу сказал премьер-министру, что они не одобрят», - сообщил сенатор. Впрочем, по словам защитников проекта, в Минтрансе все же понимают возможные выгоды от его реализации.
По мнению Аслаханова, геополитические аспекты трансконтинентальной магистрали трудно переоценить: она не только обеспечит стратегическую целостность государства, но и послужит развитию инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Сибири.
Несмотря на то, что на высшем уровне решение о строительстве магистрали еще не принято, защитники проекта считают, что оно, по сути, уже идет. Выход строящейся железнодорожной ветки Беркакит-Томмот-Якутск на Нижний Бестях в 2013 году, а затем в перспективе на Якутск и Магадан (о том, что эти проекты будут реализованы, теперь говорят даже скептики) – первые свидетельства жизнеспособности, казалось бы, насквозь фантастической идеи.
Самое важное, считают власти Якутии, сохранить тот трудовой коллектив, который сейчас строит железную дорогу. Поэтому строительство дороги на Якутск должно начаться сразу же после завершения планируемой ветки в Нижнем Бестяхе, уверен один из зампредов правительства республики Геннадий Алексеев.
Заселение сменит вахта
Однако пока более реальным проектом может оказаться целевой Фонд развития восточных регионов страны, который во время конференции предложил создать президент Якутии Егор Борисов. Источником этого фонда могли бы стать налоги с крупных проектов.
«Предлагаю создать целевой фонд развития восточных территорий по аналогии с фондом развития Аляски в США. Источником его пополнения могли бы стать налоговые поступления реализации мега-проектов», - сообщил Борисов. По словам главы Якутии, средства целевого фонда могли бы использоваться в дальнейшем для развития социальной инфраструктуры в дальневосточных регионах.
Толчок к развитию Северо-Востока может дать так же, как это ни парадоксально, развитие Крайнего Севера.
Так, в советское время отдаленные районы страны развивались вследствие их масштабного заселения. В ближайшие годы, по мнению замдиректора Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН Сергея Леонова, развитие Крайнего севера будет происходить на основе вахтового принципа.
Дальневосточные города в этом случае сыграют роль опорных центров, предполагает эксперт.
«При этом роль промышленности в опорных городах будет падать, но в них увеличится доля сферы оказания услуг, в том числе в плане образования, кадрового и технологического обеспечения промышленности, транспортных коммуникаций», - считает эксперт.
Важная роль на Северо-Востоке России при этом останется за Якутском. Он, по словам Леонова, будет крупным транспортно-логистическим центром. Здесь будут также готовить кадры и разрабатывать инновационные технологии для всего региона. А в Западной, Южной и Восточной Якутии сосредоточится промышленность.
В целом у Якутии, по мнению эксперта, неплохие перспективы. Примечательно то, что, например, нефтегазовые проекты Южной Якутии представляют собой новые проекты, которые не были унаследованы от СССР и развивались в последние годы.
Интересно, что итоги конференции не исчерпываются перечислением заключенных контрактов и проведенных пленарных заседаний. Она стала также одним из наиболее информационно освещенных политико-экономических событий Дальнего Востока в последнее время. Помимо российских СМИ конференция попала в поле зрения Первого канала китайского телевидения и удостоилась публикации в британской Times. По словам организаторов, потенциальный информационный охват события достиг без преувеличения 1,5 млрд человек.
Следующую подобную конференцию организаторы обещают провести лишь через два года. 2012 год она уступит пока более маститому «собрату». Осенью следующего года ожидается другое значимое для Дальнего Востока событие – саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) во Владивостоке.
По словам первого зампреда правительства Якутии Геннадия Алексеева, нынешняя конференция - естественное продолжение Якутского экономического форума 2008 года. Вскоре она получит статус ежегодной и даже, вероятней всего, сменит место дислокации. С 2013 года принимать ее будут по очереди разные дальневосточные города. Не только Якутск.
Ведь реальное комплексное развитие подразумевает то, что оно затрагивает всех и вся.
Обозреватель Алексей Дружников