Опасные "японки"

Interfax-Russia.ru – Десятки загрязненных радионуклидами японских автомобилей стоят на карантине во Владивостокском порту. Не исключено, что большую часть из них "депортируют" на родину.

"Фукусима" на колесах

Как сообщила на днях Федеральная таможенная служба (ФТС) России, за первые две недели апреля работникам ведомства удалось пресечь импорт почти полусотни автомобилей из Японии с повышенным уровнем ионизирующих излучений. Уровень радиационного фона по гамма-излучению от этих машин превышал норму в 2-6 раз. Кроме того у этих автомобилей нашли поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами, рассказали в ведомстве.

Очевидно, что этот транспорт побывал в зоне действия выбросов с аварийной АЭС "Фукусима-1", которую лихорадит с середины марта, когда по Японии ударили катаклизмы – мощное землетрясение и не менее разрушительное цунами. После аварии на АЭС Россия ввела запрет на поставки продукции из шести префектур Японии – Ганма, Фукусима, Чиба, Ибараки, Нагано и Точиги. Тем не менее, зараженные радионуклидами товары иногда достигают российского берега.

"С начала апреля в порту Владивостока уже выявлено 49 радиационно опасных объектов, прибывших из Японии: это 47 легковых и грузовых автомобилей, один погрузчик и один грузовой микроавтобус", - уточнили в конце минувшей недели агентству "Интерфакс-Дальний Восток" в пресс-службе Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ).

Первые "фонящие" машины таможенники выявили 5 апреля. Подержанный автомобиль, портовый погрузчик и кузов для легкового автомобиля со следами радиации прибыли из японского порта Ниигата на теплоходе "Еруслан". Еще одна подержанная иномарка в тот же день прибыла во Владивосток на теплоходе "Ligulao". После это за 10 дней из страны восходящего солнца к дальневосточным берегам приплыли еще четыре партии опасных автомобилей. Так, 11 апреля сразу 20 подержанных иномарок из Японии, прибывших в порт Владивостока на борту теплохода "Asian Ace", показали превышение уровня радиации.

Всю зараженную технику временно грузят на спецстоянку Владивостокского морского торгового порта (ВМТП). Это место оцепили, здесь выставили знаки радиационной опасности. Однако что делать с этим товаром, пока не совсем ясно. Руководство порта обеспокоено тем, что опасный груз каждый день заражает его территорию, Роспотребнадзор утверждает, что дезактивацией, то есть обеззараживанием машин должны заниматься их владельцы, те, в свою очередь, отказываются от этой процедуры, ссылаясь на ее дороговизну, а приморским экологам наилучшим выходом из ситуации кажется скорейшая "депортация" техники на родину.

Дорогое "лечение"

Примечательно, что японские власти недоумевают по поводу описанной выше ситуации. Так, вице-консул Японии во Владивостоке по политическим вопросам Кейсуке Сайто в ходе рабочей встречи с первым заместителем гендиректора ВМТП Михаилом Чижмаковым заявил, что в других мировых портах, в частности европейских, не возникает никаких проблем при прохождении японскими грузами таможенного досмотра, включающего радиационный контроль.

Дипломат уверенно заверял, что министерство транспорта Японии при погрузке судов ведет жесткий радиационный контроль согласно с общепринятым максимально допустимым показателем в 30 микрорентген.

Впрочем, с фактами трудно спорить. "Проблемные" иномарки не стояли бы теперь на приколе во Владивостокском морском торговом порту, отравляя там землю и воздух, если бы их обследование не выявило серьезного превышения радиационного фона. Руководство ВМТП считает, что главная задача на сегодняшний день – разобраться, что делать с зараженными иномарками, уже поступившими в порт, и не допустить прибытия новых "загрязненных" машин на российскую землю.

Как стало известно незадолго до выхода этого материала, около половины "японок", стоящих на карантине в порту, отдадут владельцам, так как они перестали "фонить". "На 20 машинах, которые были контаминированы короткоживущими радионуклидами, уровень радиации упал. Сейчас решается вопрос об их выдаче владельцам", - сообщил "Интерфаксу" руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко.

Вместе с тем, он сообщил, что остальные автомобили, которые стоят на спецстоянке, вернутся к владельцам только после дезактивации. "На территории Приморского края есть организации, которые имеют лицензию на проведение дезактивации. После проведения дезактивационных работ будет приниматься решение об их допуске на территорию РФ", - сказал Онищенко.

При этом он добавил, что опасения руководства ВМТП во многом преувеличены, так как радиационный фон на всех автомобилях опасности не представляет. "Никакой угрозы они не представляют. Но все равно на территорию России мы их пустим только тогда, когда фон будет доведен до естественного", - заявил собеседник "Интерфакса".

Ранее руководитель Роспотребнадзора посоветовал российским гражданам, которые решили купить подержанные автомобили из Японии, удостовериться, что на них нет следов радиации. "Просьба к нашим покупателям – дилерам и частным лицам – требуйте (от японской стороны) соответствующие документы. Это избавит от ненужных проблем", - сказал Онищенко журналистам.

При этом он заявил, что у российских специалистов есть технологии и опыт по дезактивации автомобилей со следами радиации. "Поэтому для нас это достаточно рутинная проблема, вокруг которой не стоит создавать ажиотаж", - сказал глава Роспотребнадзора.

Он рассчитывает, что с Японией удастся договориться о проверке автомобилей на радиацию перед отправкой в РФ. "Переговоры по этому поводу ведутся", - рассказал глава ведомства.

В свою очередь управление Роспотребнадзора по Приморскому краю обязало собственников "фонящих" японских автомобилей провести дезактивацию за свой счет. "В адрес собственников автомашин выданы предписания о проведении дезактивации автотранспортных средств", - говорится в сообщении управления.

Однако владельцы опасных "японок" не спешат исполнять предписания. "Очистить машины возможно, но есть пределы разумности. Дезактивация личного автомобиля по стоимости может в разы превышать цену машины", - объяснил агентству "Интерфакс" Иван Скогорев – генеральный директор компании "Примтехнополис", которая занимается утилизацией опасных грузов в Приморье, в том числе радиоактивных. По его словам, письменных заявок от частных лиц на очистку автомобилей не поступало, но интерес к процедуре собственники автомобилей проявляют.

"Были звонки от представителей собственников "фонящих" машин. Мы им честно сообщаем, что процедура возможна, но стоит очень дорого, и, если они на это согласны, мы готовы обсудить стоимость и перейти к работе", - добавил он.

Эксперт уточнил, что в процедуру очистки кроме сбора радионуклидов с машины входит и захоронение опасных элементов. "Радионуклиды надо собрать и захоронить. А это уже прерогатива государства. Стоит это от 200 тыс. до 300 тыс. за кубометр", - сказал Скогорев.

Он добавил, что кроме собранных радиоактивных элементов захоронить придется и средства защиты, которыми пользовался специалист при утилизации, грунт, находящийся рядом с машинами, и многое другое. "В мире мало примеров дезактивации зараженных личных автомобилей", - отметил эксперт.

Впрочем, 18 апреля ВМПТ все же призывал специалистов компании "Примтехнополис" провести хотя бы пробную дезактивацию "фонящего" автомобиля из Японии для того, чтобы определиться с технологией и стоимостью процедуры. "Сегодня между нашей компанией и администрацией порта была достигнута договоренность: мы придем на их территорию и попытаемся понять насколько дезактивация возможна и каковы будут затраты", - рассказал агентству "Интерфакс – Дальний Восток" Иван Скогорев. Он уточнил, что операция будет произведена на текущей неделе.

В ожидании решения

Экологи из природоохранной организации "Гринпис" считают, что лучший выход из ситуации – не дорогостоящая дезактивация, а отправка зараженной техники обратно к японским берегам. "Есть технология промывки (техники от радиации – ИФ), она применялась и в Чернобыле, но это очень дорого, поэтому оптимальным вариантом, на мой взгляд, было бы отправить автомобили обратно в Японию", - заявил "Интерфаксу" руководитель энергетического отдела "Гринпис Россия" Владимир Чупров. Различные источники в таможенных органах Приморья также утверждают, что "проблемные" автомобили вероятнее всего ожидает реэкспорт.

Но не все так просто, говорит Иван Скогорев. "Если отправлять назад, то возникает коллизия: запретить ввоз можно, только признав машины радиоактивными отходами, которые необходимо транспортировать особым способом, что дорого. Непонятно, кто будет за это платить, поскольку японская сторона может заявить, что при продаже автомобилей никакой радиации не было", - пояснил эксперт и заключил, что этот нелегкий вопрос нужно решать уже на межгосударственном уровне.

В Приморской транспортной прокуратуре считают, что таможня и порт пока действуют разумно, но окончательное решение зависит от Роспотребнадзора. "К "фонящим" машинам необходимо принять ряд других мер, которые должен определить Роспотребнадзор, – сказал "Независимой газете" и. о. Приморского транспортного прокурора Александр Абдулин. – Специалисты ведомства должны сделать заключение можно пользоваться машинами или нет, и дать таможне конкретные указания – выпустить эти машины в свободное обращение, либо заставить грузополучателя или транспортную компанию в соответствии с международными нормами вернуть автомобили туда, откуда они прибыли".

Миллион радиоактивных уток

Пока приморские ведомства ломают голову над зараженными автомобилями, специалисты напоминают, что коварные радионуклиды могут попасть на территорию России не только с техникой, но и с живыми существами, в частности с птицами и рыбами. На таможне их, как известно, по пути из страны в страну не ловят, "дезактивировать" и отправить обратно их, в отличие от машин, тоже не получится.

В Россельхознадзоре над этой проблемой серьезно задумались. В ведомстве не исключают возможности радиоактивного заражения рыбы, вылавливаемой в Тихом океане.

Как сообщили "Интерфаксу" в службе, в марте-апреле на Дальнем Востоке северные ветры сменяются южными и это может привести к тому, что радиоактивные осадки выпадут в зоне Цусимского течения. Одна ветвь этого течения уходит в пролив Лаперуза и смешивается в районе Малой Курильской гряды с водами течения Ойясио. В этом районе в основном вылавливают сайру, анчоус, скумбрию, а также донных рыб и беспозвоночных – крабов, креветок, морских гребешков и ежей. Они могут "подхватить" радиоактивные элементы, не исключают в Россельхознадзоре.

Радиоактивное течение предоставляет опасность и для зоны, находящейся вдоль берегов западного Сахалина, где добывают минтай, навагу, камбалу, краба и другие биоресурсы.

В ведомстве не исключают, что "если сила южных ветров будет велика, то радиоактивное облако может достичь зоны Приморского течения, которое несет воды вдоль берегов Хабаровского и Приморского краев". В этом случае радиоактивному заражению могут подвергнуться сельдь, минтай, камбала, окунь-терпуг, трубачи, морские гребешки, мидии, креветки, трепанг. Могут пострадать и плантации морской капусты, расположенные в бухтах Приморского края. Что же касается состояния лососевых, то в этом году в российские реки на нерест может прийти рыба, выросшая еще в чистой воде. Но ситуация в промысловых районах такова, что нельзя исключить радиоактивного заражения мальков. И в 2012 году положение может осложниться, считают в службе.

В связи с создавшейся опасностью Россельхознадзор обязал свои территориальные органы усилить мониторинг рыбной продукции, которая ввозится из стран Тихоокеанского региона, а также продукции, выработанной из тихоокеанской рыбы. Кроме того, Россельхознадзор намерен внести в правительство РФ предложение о возобновлении в силу сложившейся ситуации государственного ветеринарного контроля продукции морского промысла при его ввозе на таможенную территорию страны.

Отметим также, что управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу начинает радиологический мониторинг диких птиц, стаи которых сейчас летят из Японии, сообщили "Интерфаксу" в ведомстве. По данным специалистов камчатского филиала Тихоокеанского института Дальневосточного отделения РАН, большее число прибывающих на Камчатку охотничьих птиц, прежде всего уток и гусей, либо зимуют в префектуре Мияги, либо пролетают через территорию, которая попала под радиоактивное заражение из-за аварии на атомной станции "Фукусима-1".

Специалисты не исключают, что существует реальная угроза радиоактивного заражения этой птицы. Как правило, в это время на Камчатку прибывает до 100 тыс. гусей и 1 млн уток. Как сообщили в Россельхознадзоре, для проведения мониторинга планируется создать специальные группы экспертов, которые до начала сезона охоты произведут диагностический отстрел водоплавающих птиц и направят их для проведения лабораторных исследований в ФГУ "Камчатская межобластная ветеринарная лаборатория".

Как считают специалисты ФГУ "Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов", диагностические отстрелы необходимо также провести в Якутии, Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской, Магаданской, Амурской областях и Еврейской автономной области. Специалисты центра рекомендуют администрациям этих регионов закрыть весеннюю охоту на пролетные и гнездящиеся виды охотничьих птиц.

Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю также рекомендует охотникам воздержаться в этом году от весенней охоты на перелетных птиц, так как употребление пораженных радиацией птиц в пищу и даже контакт с ними опасен.

Добавим, что по последним данным, радиационная обстановка на Дальнем Востоке пока в норме. "По данным мониторинга радиационной обстановки, проводимого лабораториями Роспотребнадзора в Сахалинской, Магаданской областях, в Камчатском, Приморском и Хабаровском краях на 17 апреля 2011 года установлено, что уровни мощности дозы гамма-излучения не превышают многолетних сложившихся значений, характерных для территорий указанных субъектов", - говорится в сообщении пресс-службы Роспотребнадзора, поступившем в "Интерфакс".

Обозреватель Максим Кирчатов