От моря до прилавка

Interfax-Russia.ru - Компания "Рыбтранссервис" под эгидой Росрыболовства создана в России. Она займется модернизацией инфраструктуры рыбного рынка, а заодно потеснит ненужных посредников.

Впервые инвестиционный проект по транспортировке, хранению и оптовой реализации рыбной продукции был презентован весной прошлого года на коллегии Росрыболовства в Санкт-Петербурге. Создать структуру, которая бы объединяла в своей работе все эти функции, правительство РФ поручило Росрыболовству 9 июня 2009 года. И вот спустя полгода с лишним в России, наконец, появилась частно-государственная компания "Рыбтранссервис".

Некоторое время чиновники рассматривали вариант создания исключительно государственной компании, которая бы обеспечивала морепродуктами внутренний рынок России и заодно решала бы проблему вынужденного рыбного "затоваривания" прибрежных зон, однако в последствии сам формат госкомпаний был признан экономически малоэффективным, и в новом варианте в качестве партнера государства на равных правах выступит бизнес.

Как сообщил "Интерфаксу" в среду руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев, прежде всего речь идет о строительстве сети холодильных терминалов за счет привлеченных и собственных оборотных средств, выстраивании логистической цепочки – от промысловиков до розничной торговли.

Проект, который будет реализовываться в два этапа, предусматривает, в частности, строительство 19 холодильных терминалов. На первом этапе построят 5 холодильников общей мощностью 45 тыс. тонн единовременного хранения продукции, а на втором – 14 холодильников общей мощностью 95 тыс. тонн.

Как уточнил Савельев, предполагается, что все эти объекты расположатся по пути доставки рыбы из рыбодобывающих регионов, прежде всего, с Дальнего Востока, в центральную и южную части страны. Так, на первом этапе холодильные терминалы должны появиться во Владивостоке, Мурманске, Екатеринбурге, Московской области и Белгороде. На втором этапе планируется построить по два объекта на Сахалине и в Новосибирске, а также по одному в Петропавловске-Камчатском, Пионерске (Калининградская область), Сочи, Махачкале, Калининграде, Саратове, Санкт-Петербурге, Москве, Находке и Приморск-Ахтарске. Мощности холодильников составят от 5 тыс. до 10 тыс. тонн.

По словам Савельева, необходимость реализации этого проекта связана с тем, что в настоящее время в России очень неравномерно распределены холодильные мощности. "Достаточно сказать, что на основной рыбодобывающий регион – Дальний Восток – приходится лишь 7% холодильников, нагрузка на инфраструктуру региона огромная", - объяснил он.

Проект этот необходим еще и потому, объясняют в Росрыболовстве, что спрос на современные холодильники ежегодно растет на 15-30% и впредь будет только увеличиваться, поскольку действующие хладокомбинаты не в состоянии обеспечить потребности: 90% из них построены 30-50 лет назад, износ их оборудования составляет от 50% до 70%. Решение этой проблемы – одна из важнейших задач новой компании.

Рекордные уловы и фантастические показатели по экспорту рыбы за рубеж в 2009 году ($2,2 млрд) заставили российское руководство не только порадоваться, но и с тревогой взглянуть на проблемы инфраструктуры рыбной отрасли. По последним данным, Россия с начала этого года выловила 525,7 тыс. тонн рыбы и других биоресурсов, а это уже на 30,3% больше, чем за соответствующий период прошлого года, сообщает Росрыболовство. Это значит, что по итогам 2010 года общий улов может побить прошлогодний рекорд, а вот склады и рефрижераторы "рыбных" регионов такого наплыва морских богатств, скорее всего, не осилят.

Другой мотив для создания компании – растущие потребности населения в морских продуктах. В одном из недавних интервью генеральный директор ФГУП "Нацрыбресурсы" Олег Миронов подтвердил, что в ближайшие годы произойдет дальнейшее увеличение потребления рыбной продукции. "В связи с этим резко увеличивается потребность в организации современной инфраструктуры по хранению и доставке продукции в регионы", - объяснил Миронов.

В конечном счете, от создания новой компании рядовой потребитель может выиграть и в плане экономии, ведь, как рассчитывают в Росрыболовстве, деятельность единого логистического оператора - "Рыбтранссервиса"- позволит вытеснить многочисленных посредников в цепочке "промысел-прилавок". По оценке ведомства, на их долю в настоящее время приходится более 45% в структуре розничной цены на рыбную продукцию.

"Создание торгово-логистической компании подразумевает разработку единых правил перевозки рыбной продукции как на дальние расстояния, так и на коротких плечах. В ее функции входит и построение прямых договорных отношений со стивидорами, перевозчиками, логистическими операторами и ритейлерскими сетями. Это, в свою очередь, подразумевает исключение из данной схемы посреднических оптовых компаний", - отмечал ранее Олег Миронов из ФГУП "Нацрыбресурсы".

Отраслевые эксперты Interfax-Russia.ru также не раз указывали на то, что проблемы с наземной транспортировкой продукции в регионы существуют не первый год, а влиять на перевозчиков и их тарифы рыбаки не могут. "У нас сложная ситуация с тарифами на перевозку рыбы по железной дороге. Эти тарифы составляют значительную часть себестоимости проданной из первых рук (первым оптовым поставщиком – ИФ) рыбы", - посетовал главред специализированного федерального издания "Рыбацкая газета" Александр Хроль. При этом рыбные хозяйства вынуждены работать порой на грани рентабельности, добавил эксперт.

Теперь же, как говорят в Росрыболовстве, железнодорожники сами проявляют заинтересованность в том, чтобы на условиях частно-государственного партнерства перевозить как можно больше рыбы и морепродуктов по регионам РФ. В частности, по словам Александра Савельева, в участии в деятельности "Рыбтранссервиса" уже проявила большую заинтересованность дочерняя компания ОАО "РЖД" – ОАО "Рефсервис", которая обладает более 6,5 тыс. вагонов-рефрижераторов. Кстати, в этой компании подтверждают, что намерены активно участвовать в развитии рыбной инфраструктуры России.

"Мы давно заявляли о своей заинтересованности в участии в этом проекте", – заявил в среду в интервью общероссийской транспортной газете "Гудок" заместитель гендиректора ОАО "Рефсервис" Олег Богомолов. По его словам, уже в следующем месяце на общественном совете в Росрыболовстве компания намерена поднять этот вопрос, предложив участникам рынка парк рефрижераторных секций, зарезервированных специально для перевозок рыбы. "Сейчас наши секции простаивают восемь месяцев в году, от путины до путины, а нам, конечно, хотелось бы их загружать более равномерно", - пояснил представитель железнодорожной компании. Правда, Богомолов не уточнил, готова ли компания, предложив себя для тесного сотрудничества, идти на какие-то уступки в тарифной политике.

Так или иначе, "Рыбтранссервис" не ограничится одними проблемами хранения и транспортировки морских биоресурсов. В планах новой компании проектирование новых промысловых судов для их последующего строительства. Отметим, что это одна из самых болезненных тем практически для всех российских рыбных хозяйств. Так, министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын недавно заявил о том, что состояние регионального промыслового флота "характеризуется значительным износом и не отвечает современным требованиям". "У 89% судов возраст превышает 15 лет", - привел шокирующие данные Галицын.

А еще представители рыбной промышленности надеются на то, что "Рыбтранссервис" сможет упростить некоторые бюрократические процедуры, которые мешают переправлять добытые биоресурсы в центральные регионы России. "Для того чтобы отправить партию лососевой икры по маршруту Петропавловск-Камчатский – Москва, необходим пакет из 21 документа, для продукции из лосося – еще больше", - заявил, выступая в Совете Федерации, исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Красильников. "Каким образом, например, копия свидетельства о разрешении на плавание под флагом РФ относится к пищевой безопасности продукта, который перевозится?", - задается он вопросом.

Проще говоря, сегодня практически все игроки рынка с оптимизмом смотрят на появление нового оператора. Они верят, что "Рыбтранссервис" сумеет в короткие сроки устранить те инфраструктурные, бюрократические и прочие неувязки и недоработки, из-за которых рекордным уловам российских рыбаков так трудно дается путь от моря до отечественных прилавков.

Добавим, что новая компания будет официально представлена 25 февраля на рыбопромысловом совете во Владивостоке, а полноценную деятельность "Рыбтранссервис" начнет уже в марте.

Обозреватель Максим Кирчатов