Interfax-Russia.ru – Пограничники задержали в Охотском море два судна, незаконно ловивших краба.
10 декабря российские пограничники задержали в Охотском море два браконьерских судна. Первого нарушителя – рыболовецкую шхуну "Стеллар" под флагом Камбоджи (порт приписки - Пномпень, судовладелец зарегистрирован в Белизе) - сотрудники камчатского управления береговой охраны ФСБ РФ обнаружили в Северо-Курильской зоне акватории. Экипаж траулера состоял из 17 человек, в том числе десяти россиян, двух украинцев и пяти индонезийцев.
"Судно, неотраженное в системе отраслевого мониторинга, на радиозапросы не ответило и попыталось уйти из территориального моря РФ. Нарушитель был остановлен после двухчасового преследования", - отметили в пресс-службе пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю.
Скрыться от преследователей шхуна пыталась не зря. Она была оборудована для перевозки живого краба, фрагменты которого обнаружили в трюмах.
"Документы, дающее право на ведение промысловой деятельности, технические средства контроля, а также промысловая и судовая документация у шхуны отсутствуют. Кроме того, судно не проходило контрольные морские порты, информация о входе РШ "Стеллар" в исключительную экономическую зону РФ в пограничные органы также не поступала", - подчеркнули в камчатском погрануправлении береговой охраны ФСБ РФ.
В отношении капитана РШ "Стеллар" возбуждено административное дело по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ (нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии). Судно задержали и доставили в порт Петропавловск-Камчатский для дальнейшего разбирательства.
Второе браконьерское судно, вообще без каких-либо опознавательных знаков, пограничники задержали у берегов Сахалина юго-восточнее мыса Анива. Шхуна не отвечала на запросы правоохранителей, не реагировала на законные требования об остановке. И только после нескольких предупредительных выстрелов нарушитель застопорил ход и лег в дрейф.
"Капитан вышел на связь и представился как рыболовецкая шхуна "Шторм" (флаг Того, порт приписки - Ломе, экипаж состоит из 11 граждан РФ). В ходе контрольно-проверочных мероприятий в трюмах судна было выявлено свыше 12 тонн живого краба стригуна-опилио. Правоустанавливающих документов на шхуну и находящуюся на борту продукцию капитан предоставить не смог", - сообщили в погрануправлении.
Рыболовецкую шхуну "Шторм" задержали и доставили в порт Корсаков для дальнейшего разбирательства. В отношении ее капитана возбуждено административное дело.
Одновременное задержание двух или более браконьерских судов для российских пограничников уже давно не сенсация.
"Сегодня достоверными данными о масштабах браконьерства не располагают ни Росрыболовство, ни пограничная служба ФСБ России. Информация о незаконном промысле водных биоресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России разрозненна. Однако, согласно недавним расчетам Счетной палаты РФ, ежегодный объем неучтенного экспорта дальневосточных в стоимостном выражении составляет 15-30 млрдв рублей. Для понимания - эта цифра превышает сальдированный доход общероссийского рыбохозяйственного комплекса за 2011 год (14,4 миллиарда рублей) и достигает 15% годового оборота всех рыбохозяйственных предприятий (128 миллиардов рублей)", - сообщил "Российской газете" директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ при Приморском институте государственного и муниципального управления (ПИГМУ) Александр Сухаренко.
Как в свою очередь рассказал руководитель морской программы WWF России Константин Згуровский, в настоящее время помимо стандартных рейдов деятельность рыболовецких судов в российских акваториях контролируют, в том числе, с помощью специальной системы спутникового мониторинга. Однако, по словам эколога, система спутникового мониторинга не совершенна.
"К сожалению, существующая система не совершенна и позволяет недобросовестным рыбакам легко уходить от ответственности. Например, часто бывает так - судно показывает, что оно стоит в порту, а на самом деле находится совершенно в другом месте. Но это еще полбеды, ведь легальные рыбаки хотя бы в принципе имеют у себя такую систему. Другое дело - пиратские суда (или как их еще называют - суда с удобным флагом). Они вообще не используют никаких спутниковых систем, никому ничего не рассказывают и не показывают. Просто грубо занимаются пиратским промыслом до тех пор, пока не попадутся береговой охране", - рассказал специалист Interfax-Russia.ru.
Решить данную проблему, по мнению эксперта, во многом могла бы новая, "умная" система спутникового мониторинга, которая была бы надежно защищена от взлома и отслеживала бы путь каждой партии рыбной продукции от судна до прилавка.
Кроме того, Константин Згуровский поддерживает инициативу о создании "черного списка" моряков, когда-либо попадавшихся на браконьерстве. Этот документ, по его мнению, позволил бы быстрее выявлять таких людей и не допускать их к работе на легальных судах.
"Одни только штрафы, которые сейчас платят капитаны, уличенные в незаконном промысле рыбы или краба, малоэффективны. Во-первых, такие издержки, как я предполагаю, морякам помогают компенсировать их работодатели, а, во-вторых, только за один рейс прогона того же краба в Корею или Японию они могут окупить не только штрафы, но и само конфискованное судно", - пояснил специалист.
Кроме того, по мнению Константина Згуровского, для решения проблемы браконьерства необходимо провести большую международную работу.
"Все эти небольшие страны, которые регистрируют пиратские суда под своими флагами, зарабатывают на этом немаленькие деньги. Такая "прописка", в свою очередь, позволяет недобросовестным российским судовладельцам уходить от налогов, а их судну практически бесконтрольно перемещаться по морю", - сказал представитель WWF России.
Тем временем, браконьеры добывают не только краба, но и ценную рыбу лососевых пород - причем не только в открытом море, но и на прибрежных территориях.
"У нас в регионе такой вид браконьерства приобретает уже какие-то совершенно катастрофические масштабы. То есть, что происходит - браконьеры выходят в море, выставляют дрифтерные сети и с их помощью вылавливают огромное количество кеты, которая во время лососевой путины идет к берегам Сахалина. В массовом порядке такое происходит у устья рек Найба и Поронай", - сообщил Interfax-Russia.ru председатель региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын.
Кроме того, по его словам, в последнее время браконьеры все чаще начали выходить ночью на ставные невода, которые находятся на рыбопромысловых участках легальных рыбодобывающих предприятий, и просто воровать весь их улов.
"Зачастую ее потрошат прямо там же, в море, выбрасывают за борт, оставляя у себя икру. Затем к утру возвращаются на берег и сдают ее на рыбопереработки – либо легальные, либо подпольные. Это тоже очень активно процветает у устья рек Найба и Поронай", - сказал Дмитрий Лисицын.
Прибрежное браконьерство, по мнению эксперта, стало столь популярным в связи с бурным развитием лососевой отрасли.
"В последние годы (10-15 лет) у нас в области происходит рост численности лососевых рыб (так, например, если в 91-ом году улов 100 тыс. тонн лосося считался рекордом, то в 2009 году поймали почти 300 тыс. тонн), соответственно очень бурно развивается отрасль – рыбаки ловят больше рыбы, вкладывают деньги, строят рыбоперерабатывающие мощности. Но рыбные запасы начинают потихоньку истощаться, и предприятия начинают конкурировать за ресурс – либо воровать лосось "у соседа", либо покупать сырье у браконьеров, либо сами организовывать незаконный промысел", - пояснил эколог.
Справиться же со сложившейся ситуацией, по мнению Лисицына, можно, усиливая общественный контроль, повышая ответственность рыбоперерабатывающих предприятий, а также увеличивая зарплату инспекторам Рыбоохраны.
"Сегодня зарплата такого специалиста составляет 15-20 тыс. На эти деньги прожить на Сахалине невозможно, поэтому неудивительно, что мотивация у них крайне низка", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"